АдамскийСбережение зрения Ольга
КанунниковаУрок памяти Светлана
ГаннушкинаКогда стали без страха рассказывать детям историю семьи, многие передумали уезжать Владимир
ДукельскийНе стоит переоценивать ранимость детской психики Хайнрих
ПфандльСегодня о Холокосте, лагерях, депортациях говорят достаточно, даже чересчур Ирина
БоганцеваПрошло время, и я поняла, что это все чушь собачья Никита
ЛомакинБухенвальд стал основой бизнеса горожан Веймара
У нас нет государственной программы преподавания темы Холокоста
Дискуссии сосредоточены на том, как предотвратить это в будущем Сергей
КазарновскийНастоящее образование возникает тогда, когда факт подкрепляется эмоцией Гасан
ГусейновВ школе должна быть политика памяти
Это черные страницы истории, и о них говорить не надо
Это было большое бедствие – например, война или земля взорвалась Ирина
СавенковаГосударство государством, а мы свой примус починяем Александра
ПоливановаНаша задача – озадачивать детей вопросами
Мостик к серьезному разговору, или Маринованные помидоры всегда пригодятся
директор «Европейской гимназии»
Ирина Боганцева
Прошло время, и я поняла, что это все чушь собачья
Если у нас и есть какая-то проблема с преподаванием истории, она заключается в том, кто пришел работать в школу, с каким багажом. Учитель – сложившийся человек, личность. У него есть определенная точка зрения. И когда звенит звонок, закрывается дверь, учитель остается с классом наедине. В этот момент никакое государство не может ему вменить что-либо или помешать что-либо сделать. Вопрос только в том, что он хочет до детей донести. У государства, конечно, есть мания величия. Правительство думает, что оно нами руководит. Сказал один президент, и мы все преподаем вот так, сказал другой – и мы тут же перестроились, стали думать и говорить по-другому. И кто-то действительно так делает. Но дело тут не в учебниках, не в методических пособиях. Кроме них у каждого учителя есть в распоряжении Интернет. И если он хочет накопать что-то к своему уроку – такое или совсем противоположное – он все найдет. Я работала в советское время, когда даже мысли не могло быть о том, что учебников несколько, и все – разные. Тем не менее, вариации все же были. Не в очень большом диапазоне. Но не потому, что учителям что-то запрещали, а потому, что они сами так думали. Я рассказывала про шесть преимуществ социализма, которые я сама же и изобрела, потому что иначе этот материал было не объяснить. Это был учебник, который я не просто ребят не могла заставить прочесть, я сама его не могла воспроизвести. А потом прошло время, и я поняла, что это все чушь собачья. Но это должно было случиться в моей голове.
К сожалению, к самым проблемным вопросам российской истории – ХХ веку – дети подходят достаточно поздно, в старшей школе. К этому моменту они уже многое слышали и почти обо всем составили свое мнение. И с этим приходится работать. Чтобы мы стали единомышленниками, нам нужно находить способы ввести их в мир истории ХХ века раньше – в пятом-шестом классе. Не преподавать, конечно, но познакомить. И мы находим такие способы. Например, есть проект – кочующая выставка-музей Анны Франк. Приезжает команда со всеми материалами, и дети сами делают экспозицию, готовят экскурсии. Такой музей был у нас в школе в прошлом году. Через эти экскурсии прошли все дети и все педагоги.
Каждый год к нам в школу возит свои экспозиции «Мемориал». Недавно была выставка «Папины письма». Это трогательный материал, он непосредственно про детей, но его невозможно предъявить, не погрузившись так или иначе в нашу историю.