Приложение к «Вестям образования»
Издается с 2018 года
Новая
родительская газета
18+

Архив Видео Фото № 2 (157) от 21 ноября 2018 г. Подписка Редакция Контакты
15141151401513515139151341513815133151321513115142151301513615129151281513715127
Александр
Адамский
Сбережение зрения
Ольга
Канунникова
Урок памяти
Светлана
Ганнушкина
Когда стали без страха рассказывать детям историю семьи, многие передумали уезжать
Владимир
Дукельский
Не стоит переоценивать ранимость детской психики
Хайнрих
Пфандль
Сегодня о Холокосте, лагерях, депортациях говорят достаточно, даже чересчур
Ирина
Боганцева
Прошло время, и я поняла, что это все чушь собачья
Никита
Ломакин
Бухенвальд стал основой бизнеса горожан Веймара

У нас нет государственной программы преподавания темы Холокоста

Дискуссии сосредоточены на том, как предотвратить это в будущем
Сергей
Казарновский
Настоящее образование возникает тогда, когда факт подкрепляется эмоцией
Гасан
Гусейнов
В школе должна быть политика памяти

Это черные страницы истории, и о них говорить не надо

Это было большое бедствие – например, война или земля взорвалась
Ирина
Савенкова
Государство государством, а мы свой примус починяем
Александра
Поливанова
Наша задача – озадачивать детей вопросами

Мостик к серьезному разговору, или Маринованные помидоры всегда пригодятся


Книжная афиша

Мостик к серьезному разговору, или Маринованные помидоры всегда пригодятся

В этом выпуске «Книжной афиши» – несколько книг издательства «Самокат» последних лет, посвященных сложным вопросам истории. Фэнтези, повесть на основе дневников, книга-альбом с рассказами и иллюстрациями – каждый может выбрать тот жанр, который ему ближе.

Александра Литвина, Анна Десницкая. 
«История старой квартиры»

В старой московской квартире на протяжении ста лет живет семья Муромцевых. Книга рассказывает о том, чтопроисходило в жизни нескольких поколений семьи на протяжении XX века.

«Нам хочется, чтобы люди взяли в руки нашу книгу и нашли о чем поговорить с ребенком, пока он еще интересуется, а мама помнит и знает, – говорит Александра Литвина, один из авторов книги. – “Бабушка была маленькой, дедушка был маленьким, и все совсем было по-другому”. Разговор о прошлом сложный, но не обязательно сразу говорить о революции, Большом терроре или о войне. Конечно, были и есть темы, о которых родители не потому не говорят с детьми, что они политически неудобны, а потому что не могут говорить о них не то что без гнева и пристрастия, а вообще без внутренней боли, им это тяжело и невозможно.

Например, если их близкие, их родители погибли на войне или были репрессированы. Но есть темы простые, о которых всегда можно поговорить: какой у нас был радиоприемник, какое у мамы было платье, что мы ели на завтрак, как мы ходили в школу и чему нас там учили… Вроде бы предметы быта – безопасный мостик к серьезному разговору, но в них есть подвох. Это тоже очень сложный вопрос насколько мы можем доверять этим свидетельствам вещей. Например, радиоприемник – недешевая вещь, и если он был в городской семье, это не значит, что был он и в деревне.

Все семейные истории на самом деле о надежде, о чем-то светлом, о том, что хотя было плохо, но мы выжили и при этом сохранили свое достоинство, то, что нам ценно. И наша “История старой квартиры” – о надежде, преодолении, о том, что, что бы ни случилось, маринованные помидоры всегда пригодятся, жизнь побеждает, всегда есть надежда».

Юлия Яковлева. «Дети ворона»

Почему-то ночью уехал в командировку папа, а через несколько дней бесследно исчезли мама и младший братишка, и Шурка с Таней остались одни. «Ворон унес» – шепчут все вокруг. Но что это за Ворон и кто укажет путь и дорогу? Границу между городом Ворона и обычным городом перейти легче легкого – но только в один конец. Лишь поняв, что Ворон в Ленинграде 1938 года – повсюду, бесстрашный Шурка сумеет восстать против его серого царства.

Детство Шурки и Тани пришлось на тяжелое время: сталинский террор, военные и послевоенные годы. О темных страницах в истории нашей страны рассказывает роман-сказка «Дети ворона», первая книга из цикла «Ленинградские сказки». Рассказывает о страхе и смелости, о равнодушии и надежде, о том, что даже в детстве, когда зависишь во многом от других, от взрослых, можно и нужно оставаться свободным, несмотря на времена.

Петер ван Гестел. «Зима, когда я вырос»

Амстердам, жаркое лето 1947 года. Десятилетний Томас бродит в одиночестве по улицам и вспоминает события последней зимы.

В его классе появляется новенький, Пит Зван. Не похожий на других мальчиков, слишком серьезный и насмешливый одновременно, он становится лучшим другом Томаса. Все в Пите необычно – у него нет родителей, он живет вместе с тетей Йос и двоюродной сестрой Бет, в которую Томас просто-напросто влюбляется. Вместе трое детей проводят много времени, и постепенно Томас узнает историю семьи Пита и Бет. Он понимает – с ним происходит что-то важное, что уже навсегда изменит его жизнь.

«Зван сказал мне недавно: чтобы написать книгу, надо много всего повидать и пережить. Я подумал: сам-то Пит Зван наверняка ничего еще не пережил. Болтун. А вот я кое-что пережил. И даже многое пережил. Я могу написать об этом отличную книгу. То-то Пит Зван удивится!»

«Знакомьтесь, диктатура!». 
Идея и текст – группа «Плантель»

Если бы мы жили сейчас при диктаторском режиме, такая книга была бы невозможна. Но и сегодня диктатура как форма правления по-прежнему существует во многих странах. А есть страны, которые заявляют, что они демократичны, и при этом демонстрируют качества тоталитарных государств: высокий уровень коррупции, неуважение к правам человека; а принимаемые законы вообще не учитывают интересы граждан. Однако люди задаются вопросами и стараются анализировать окружающую реальность, даже когда мыслить запрещено, даже когда всем грустно и все запуганы. А это уже первый шаг к свободе, которая приходит, когда падает диктатура! «Знакомьтесь, диктатура» – одна из четырех книг в серии «Книги завтрашнего дня». Серия рассказывает о политике и социологии самым юным читателям – ученикам начальной школы. Впервые серия вышла в 1977–1978 годах в Барселоне. Недавно она была переиздана с новыми иллюстрациями в Испании и получила высшую премию Болонской книжной ярмарки за лучший non-fiction проект для детей.

Маша Рольникайте. «Привыкни к свету!»

Повесть «Привыкни к свету» – литературное, художественное продолжение самой известной документальной книги Маши Рольникайте (1927–2016) – «Я должна рассказать», дневников, которые она вела в 1941–1945 годах сначала в еврейском гетто оккупированного гитлеровцами Вильнюса, а затем – в концентрационных лагерях Латвии и Польши. Литературное в том смысле, что это всё­-таки вымысел, и героиня «Привыкни к свету» Нора – это не сама Маша, при всей автобиографичности книги. Нора не попала в вильнюсское гетто – ей удалось спрятаться и пережить облавы. Затем начались долгие годы скитаний и жизни в убежищах: еврейскую девочку прятали литовцы, рискуя своими жизнями. А потом, после освобождения Литвы от оккупации, Нора вернулась в родной город. Это было быстро и несложно – несколько часов тряски в вагоне поезда. Но теперь ей предстоял новый, трудный и долгий путь – начатая заново жизнь.

Алки Зеи. Леопард за стеклом

В 1936 году в Греции король отходит от власти и в стране устанавливается военная диктатура. Две сестры, восьмилетняя Мелисса и десятилетняя Мирто, живут на одном из греческих островов под защитой большой благополучной семьи: дедушки – великого знатока древней истории, родителей, тети и горничной. Но только Никос, их старший двоюродный брат, рассказывает самые лучшие истории про леопарда, чучело которого стоит за стеклянной витриной в семейной гостиной. Но вдруг взрослые становятся мрачными, говорят о демократии и диктатуре, ссорятся между собой. Никос вынужден скрываться, а Мирто вступает в военизированную организацию греческой молодежи.


Мария Прокофьева
Социальные комментарии Cackle