
АдамскийСбережение зрения

КанунниковаУрок памяти

ГаннушкинаКогда стали без страха рассказывать детям историю семьи, многие передумали уезжать

ДукельскийНе стоит переоценивать ранимость детской психики

ПфандльСегодня о Холокосте, лагерях, депортациях говорят достаточно, даже чересчур

БоганцеваПрошло время, и я поняла, что это все чушь собачья

ЛомакинБухенвальд стал основой бизнеса горожан Веймара

У нас нет государственной программы преподавания темы Холокоста

Дискуссии сосредоточены на том, как предотвратить это в будущем

КазарновскийНастоящее образование возникает тогда, когда факт подкрепляется эмоцией

ГусейновВ школе должна быть политика памяти

Это черные страницы истории, и о них говорить не надо

Это было большое бедствие – например, война или земля взорвалась

СавенковаГосударство государством, а мы свой примус починяем

ПоливановаНаша задача – озадачивать детей вопросами

Мостик к серьезному разговору, или Маринованные помидоры всегда пригодятся

преподаватель истории
Ирина Савенкова
Государство государством, а мы свой примус починяем
Я начинала работать в советские годы, и до сих пор помню наизусть 10 признаков развитого социализма, которые мы с детьми записывали в тетрадочку. А потом советский вождь Константин Черненко заявил, что социализм у нас еще не вполне развитой, ему только предстоит развиться.
Тогда я пришла в школу и говорю: открываем конспекты и переписываем. Так тоже работали. И в то же время даже в советские годы я рассказывала о ГУЛАГе, о репрессиях, о Большом терроре, об открытых процессах. Директор меня за это ругала, тем не менее я старалась это делать. Поэтому я считаю, что проблемы учебника не существует. Абсолютно отвратных учебников сейчас нет. Есть те, которые сглаживают, которые написаны с явно консервативной позиции. Но, будем откровенны, дети не увлекаются чтением учебников. Мы работаем визуальными средствами. Я очень люблю включать в программу отрывки из фильмов, документальных и художественных. Мы проводим дискуссии, круглые столы. Ребята отстаивают две противоположные точки зрения, опираясь на документы, на показания свидетелей и так далее, а зрители решают, кто был более убедителен. Недавно, например, спорили на тему: «Октябрь: великая революция или великая катастрофа».
В прошлом году я стала работать с Музеем истории ГУЛАГа. Сначала мы были на лекции, потом сразу пошли на спектакль «И дольше века длится день». После спектакля было обсуждение: 10–11-е классы московских школ. Это было здорово. Тема репрессий легла на эмоциональную почву, и уже никто их не переубедит, что этого не было или это было нормально и даже полезно. Государство государством, а мы свой примус починяем.