
АдамскийСбережение зрения

КанунниковаУрок памяти

ГаннушкинаКогда стали без страха рассказывать детям историю семьи, многие передумали уезжать

ДукельскийНе стоит переоценивать ранимость детской психики

ПфандльСегодня о Холокосте, лагерях, депортациях говорят достаточно, даже чересчур

БоганцеваПрошло время, и я поняла, что это все чушь собачья

ЛомакинБухенвальд стал основой бизнеса горожан Веймара

У нас нет государственной программы преподавания темы Холокоста

Дискуссии сосредоточены на том, как предотвратить это в будущем

КазарновскийНастоящее образование возникает тогда, когда факт подкрепляется эмоцией

ГусейновВ школе должна быть политика памяти

Это черные страницы истории, и о них говорить не надо

Это было большое бедствие – например, война или земля взорвалась

СавенковаГосударство государством, а мы свой примус починяем

ПоливановаНаша задача – озадачивать детей вопросами

Мостик к серьезному разговору, или Маринованные помидоры всегда пригодятся

директор школы «Класс-центр»
Сергей Казарновский
Настоящее образование возникает тогда, когда факт подкрепляется эмоцией
У Стругацких в «Гадких лебедях» есть такой кусок: волчица учит волчонка – «кусай так же, как я», зайчиха учит зайчонка – «убегай так же, как я». Но когда человек начинает учить своего детеныша – «думай так же, как я», – это преступление. Другое дело, когда мы говорим: «Посмотри, что было, и что из этого вышло. А теперь подумай, как сделать по-другому». И это возможно при любом учебнике.
Настоящее образование возникает тогда, когда факт подкрепляется эмоцией. Например, два года назад в «Класс-центре» параллельно с основной программой по истории шел проект «Поэты после ХХ съезда». Актер Александр Филиппенко читал детям Вознесенского, Рождественского, Бродского и даже Жванецкого. За это время таким образом он сумел рассказать ребятам, что такое культ личности, ХХ съезд, Карибский кризис. Кто такие Солженицын и Твардовский. Успел рассказать про «Новый мир», снятие Хрущева и 1968-й год. И это были настоящие уроки, потому что здесь факт был связан с образом.