Газета для родителей и учителей
Издаётся с 2003 года
вести образования
18+
Архив Видео Фото № 1 (153) от 12 февраля 2018 г. Подписка Редакция Контакты
Павел Крючков о «Крокодиле»
Александр Кушнер. «Современники»
«Стеклянная гармоника». Рисунки Юло Соостера

«КРОКОДИЛУ» – 100 ЛЕТ

Похождения Крокодила

Традиционная книжная ярмарка Non/Fiction-2017 в Центральном доме художника проходила необычно – «под знаком “Крокодила”». Организаторы ярмарки решили почтить своим вниманием знаменитую сказку Корнея Чуковского, которой в 2017-м исполнилось сто лет. «Крокодилу» и его влиянию на последующую детскую литературу 1917–2017 годов была посвящена большая выставка, занявшая целый зал ЦДХ.
Читать полностью ...
Павел Крючков

документы 20-х годов

О борьбе с «чуковщиной»

«Я пишу эти строки, чтобы показать, как беззащитна у нас детская книга и в каком унижении находится у нас детский писатель, если имеет несчастье быть сказочником. Его трактуют как фальшивомонетчика и в каждой его сказке выискивают тайный политический смысл». Эти горькие строки вынужден был написать автор «Крокодила», когда травля его сказок в печати достигла чудовищных размеров.
Читать полностью ...

КНИГИ НАШЕГО ДЕТСТВА

Крокодил в Петрограде

Мы публикуем отрывок, посвященный сказочной поэме Чуковского, из главы «Крокодил в Петрограде», вошедшей в его классическую работу «Книги нашего детства» (первое издание – 1986 год). Об этой книге и ее уникальной роли в понимании детской литературы XX века рассказывал отдельный стенд на выставке, посвященной сказке «Крокодил», которая прошла в рамках Non/Fiction в ЦДХ.
Читать полностью ...
Мирон Петровский

Авторский номер Ольги Канунниковой

тема

Пускай Володька будет футуристом

Моя семья хорошо усвоила урок борьбы с космополитизмом, в результате которой пришлось сразу после филфака университета срочно переехать в далекое село в глубинке Днепропетровской области. Поэтому ни на уроках литературы (мама), ни истории и обществоведения (папа) никаких вольностей Адамские не допускали. Зато дома мне читали стихи поэтов-фронтовиков, которых мама особенно любила, и тех самых футуристов-имажинистов. А в школе мне и физику преподавали так, что было обидно за Аристотеля, который, казалось, не понимал таких простых вещей, которые были очевидны Галилею, а Ньютон выглядел недоучкой по сравнению с Максвеллом.
Читать полностью ...
Александр Адамский

ЧЕМПИОН XX ВЕКА

Лебедев в «Ленинграде»

Если все-таки представить себе, что искусство – все-таки немножечко спорт (недаром в нем, как и в спорте, много говорят о технике исполнения), то тогда чемпионом русского ХХ века будет Владимир Васильевич Лебедев. В таких упражнениях обязательной программы, как «ню» и «женский портрет», ему просто не было равных. Потренировавшись на циркачках, спортсменках и балеринах, Лебедев перенес это невероятную, чемпионскую силу художественного жеста в изображение детей и котят и стал лучшим, самым главным художником советской детской книги.
Читать полностью ...
Валерий Дымшиц

КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

«Это было замечательно весело!»

О том, как вырабатывался язык книжной иллюстрации в детской книге 1970-х годов, как проходило начало «свободного плавания» в детском книгоиздании и для кого оказалась ценностью свобода 90-х.
Читать полностью ...
Елена Герчук

ФАКТОР ВОЛШЕБСТВА

«Такая европейская мечта»

Культурные связи между странами очень легко разрушить и очень трудно потом восстановить. Похоже, киевское издательство Laurus это хорошо понимает, издавая российских авторов в Киеве и привозя вышедшие на Украине книги в Москву. «Лаурусовский» роман «Случайному гостю» Алексея Гедеонова стал хитом прошлой московской книжной ярмарки.
Читать полностью ...
Полина Лаврова

Из военных дневников

«Боже, помоги нашей бедной планете»

После начала Второй мировой войны Астрид Линдгрен, тогда еще не всемирно знаменитая сказочница, а никому не известная начинающая сочинительница, работала в отделе цензуры писем шведской спецслужбы. Через ее руки проходило множество писем. Линдгрен вела дневник, в который заносила в том числе впечатления от прочитанного. Письма писали с фронта в тыл и с тыла на фронт, писали солдаты и гражданские, военнопленные, депортированные, перемещенные лица, родственники европейских евреев, оказавшихся в гетто, и просто обыватели, которые делились друг с другом новостями и слухами... Насколько сильно на Линдгрен подействовало происходящее, можно понять по дневнику. Но и не только. В начале 1940-х Астрид Линдгрен пишет свою первую сказку, «Пеппи Длинныйчулок». Это сказочная повесть о мирном времени, но могли ли в ней не отразиться впечатления военных лет?
Читать полностью ...
Астрид Линдгрен

Сказке «Крокодил» Чуковского – 100 лет. Но номер не только о ее влиянии на последующую детскую литературу, о предшественниках, о «борьбе со сказкой».  Он о детской литературе начиная с периода введения советской цензуры и заканчивая временем ее отмены. О новом художественном языке. А также об удивительном симбиозе писателя и художника, с которого началась новая эра детской книги.

Сказка «Крокодил» Корнея Чуковского решительно изменила представления о том, какой должна быть детская литература новой эпохи. Первое издание «Крокодила» вышло с иллюстрациями художника Ре-Ми

Источник: ozon.ru

Как часто рисунки к детским книгам формируют наши первые впечатления о мире. Сегодня у нас есть возможность открыть для себя «взрослое» творчество главного детского художника столетия – Владимира Лебедева

Источник: миамир.рф

В детской книге шестидесятых-семидесятых работали известные деятели советского авангарда – Илья Кабаков, Виктор Пивоваров, Юло Соостер. Иллюстрации Ильи Кабакова к «Академии пана Кляксы» Яна Бжехвы сегодня считаются классикой книжной графики

Источник: shop.armada.ru

Новый изобразительный язык детской книги поначалу разрабатывался для современной науки. На развороте – работы Гарифа Басырова, одного из художников журнала «Знание-сила»

Источник: museumbook.de

К началу девяностых годов, времени ликвидации Гослита, новый художественный язык был уже создан. Началось свободное плавание для книгоиздателей. Образец новой книги 1990-х – «Вредные советы» Григория Остера с иллюстрациями Андрея Мартынова

Источник: sprinter.ru

Книге Мирона Петровского «Книги нашего детства» и ее исключительной роли в понимании детской литературы советского периода был посвящен отдельный стенд на выставке Non/Fiction в ЦДХ. Первое издание книги было в 1986 году, второе, дополненное – в 2006-м

Источники: crafta.ua, dimarom.ru 

«МОИ КРОКОДИЛИАДЫ»

Крокодил Крокодилович: «этапы большого пути»

Мы предлагаем нашим читателям совершить небольшую экскурсию по выставке «Крокодил Крокодилович», подготовленной сотрудниками Дома-музея К.И. Чуковского , на которой можно узнать об «этапах большого пути», пройденного сказкой за минувший век.
Читать полностью ...