Газета для родителей и учителей
Издаётся с 2003 года
вести образования
18+
Архив Видео Фото № 12 (150) от 8 ноября 2017 г. Подписка Редакция Контакты
Школа в облаке
Сугата Митра
Как нужно строить образовательное пространство
Кристин Колерт
Какой должна быть школа будущего?

Робот vs учитель: нереальная реальность

Неоднократно мне как специалисту по электронному обучению, дистанционным образовательным технологиям задают вопрос: «Через сколько времени робот сможет заменить учителя?». Я всегда старался избегать ответа на данный, на мой взгляд, совершенно провокационный вопрос, однако в марте 2017 года на конференции в Казани после моего доклада о цифровизации образования одна из слушательниц напустилась на меня с критикой, мол, никогда, ни при каких обстоятельствах мои дети не будут ничему учиться дистанционно, и уж тем более никакой цифровой мир им не угрожает, потому что они были правильно воспитаны, ходят в библиотеку, много читают книжек и т.д.
Читать полностью ...
Александр Молчанов

Люди никогда не смогут брать пример с роботов

Первая реакция: конечно, нет! И, наверное, это правильная реакция. Знание и опыт всегда передавались от человека к человеку. Это стало частью эволюции. Некоторые сделали это своей профессией. Они смогли передать знания больше и лучше, чем другие. Кто их заменит? Никто. Робот же в представлении многих – это такой андроид, который входит в класс и начинает учить.
Читать полностью ...
Алексей Семенычев

Может ли робот заменить учителя?

Сегодня практически всем очевидно, что функция источника информации от учителя ушла безвозвратно – никто не в состоянии конкурировать с доступным всем и динамично меняющимся потоком информации. А вот к новой задаче – научить фильтровать этот поток, добывать из него достоверное и важное – готов совсем не каждый современный учитель. Важное значение для ученика имеет внимание учителя к его проблемам, умение и желание помочь ученику в понимании проблем и успешном прохождении их. Далеко не каждый учитель далеко не каждому ученику хочет и может уделить для этого внимание. Грустно, обидно, но факт.
Читать полностью ...
Михаил Кушнир

тема

Кто станет следующим министром образования? Человек или робот?

Я обычно не поддерживаю предложения о введении в школах новых учебных предметов. Примерно с середины XX века этот способ решения социальных, экономических, воспитательных и других проблем перестал работать. До этого момента принцип «учить всех всему» с помощью учебных предметов работал примерно так: если общество достигало согласия относительно какой-то проблемы или задачи, появлялся соответствующий учебный предмет в школе, и общество облегченно вздыхало – проблема решена. Чтобы дети были здоровы – нужен предмет «физическая культура», знали языки – «английский язык», чтобы разбирались в звездном небе над головой – астрономия, нравственный закон внутри нас – это философия, литература, история. На моей памяти сбой начался с «информатики» («безмашинный» вариант, как сейчас помню – хит середины 70-х), не слишком удалась «мировая художественная культура», хотя я видел блестящих учителей, но сам по себе метод компенсации «уровня культуры населения» через особый учебный предмет настолько архаичный, что даже гениальные учителя не помогли. То же случилось и с «этикой и психологией семейной жизни». И материал собрали, и учебники, и учителей подготовили – но на кризис семьи это никак не повлияло. Сегодня всякого рода грамотности все реже даются введением нового предмета. Это настолько очевидно, что тут и обсуждать нечего. Хотя еще долго, думаю, будут появляться с самых разных углов нашей педагогической деревни заполошные ходоки в Министерство образования со свежей идеей: а давайте введем уроки по «реп-батлу» как отдельный предмет!
Читать полностью ...
Александр Адамский

Роботы не умеют вдохновлять

Искусственный интеллект применяется все чаще и чаще во многих сферах – от красивых фото в Инстаграме до оборонных систем и медицины. В сфере образования это также применимо, ведь существуют роботы, которые обучаются на наших ошибках, учатся правильно распознавать наши каракули, когда мы рисуем, или же помогают дописать начатое слово. Помимо этого существует огромное множество сервисов и курсов для самостоятельного обучения, где общения с живыми людьми нет (написать реальному консультанту можно, только если не работает какой-то сервис на сайте). В сфере изучения иностранных языков тоже наблюдается тенденция постепенного вытеснения значимости преподавателя в обучении, и его работа все больше становится похожей на функции консультанта, которого можно позвать лишь тогда, когда что-то непонятно. Ярким примером служат популярные сервисы для самостоятельного изучения, такие как Puzzle, Easy Ten и т.д., где роль преподавателя полностью исключена. Причем все настолько персонифицировано с помощью Big Data, что у студента появляется ощущение индивидуального подхода, заменяющее общение с живым человеком. Преподавателям также на пятки наступают решения от Google и Skype, которые довольно сносно переводят речь, или даже специальные наушники Pilot.
Читать полностью ...
Максим Сундалов

Робот – главный помощник

Если обратиться к передовым современным технологиям, можно заметить, что одной из самых активных областей сейчас является сфера нейронных сетей – машинного «мышления». Этой отрасли уже не первый год. На заре своего существования нейронные сети справлялись лишь с простейшими задачами по распознаванию форм предметов и слов. Сейчас сеть способна запоминать предпочтения миллионов пользователей, анализируя их сложнейшими алгоритмами и фильтрами, чтобы выдать релевантную и свежую информацию.
Читать полностью ...
Александра Мороз

Роботы уже приходят в школы

Компьютерная техника и компьютерные технологии развиваются с каждым годом. Роботы совершенствуются, развивается кибернетика, машины заменяют рабочих. С развитием робототехники все более актуальным становится внедрение машин и в систему общего образования. И уже бытует мнение, будто в недалеком будущем компьютеры заменят учителей.
Читать полностью ...
Карина Задикян

Человека образовывает человек

Может ли робот заменить учителя? Вопрос, скажем прямо, не новый. Размышления, дискуссии и гипотезы на эту тему звучат достаточно часто. Вспомним хотя бы отечественный кинематограф: «Приключения Электроника», «Гостья из будущего» и др. Попытки создания учителя-робота предпринимались. Преуспели в этом японские ученые, разработавшие робота-учителя по имени Сая – преподавателя урока науки и техники в начальной школе, наделенного даже шестью основными эмоциями: радость, страх, печаль, гнев, отвращение, удивление. Таким образом предпринимались попытки решить проблему нехватки учителей в отдаленной сельской местности. Но даже в ходе этого эксперимента ученые пришли к выводу о невозможности замены учителя роботом, хотя многие из школьных процессов могут быть автоматизированы весьма успешно и положительным образом повлиять на развитие образования.
Читать полностью ...
Наталья Киселева

Учитель сквозь века

Обучение детей на систематической основе началось, как известно, в глубокой древности во всех письменных обществах.

Владимир Бацын

Скульптура XIV века из экспозиции Археологического музея в г. Пизе

Фото Владимира Бацына

Борис Кустодиев. «Земская школа в Московской Руси», 1907 г.

Некоторым динамизмом отличается разве что изображение такого педагогического приема, как сечение нерадивого ученика розгами. Гравюра «Букваря», Федор Поликарпов

Фото с сайта http://orsha.eu

Только во второй половине XIX века, в эпоху критического реализма с ее обостренным вниманием к бытовой стороне жизни, появляются чуть более разнообразные сюжеты, отражающие отдельные неформальные стороны школьных будней. «Устный счет». Худ. Н.Богданов-Бельский. 1895

Фото wikimedia.org

Воспитательная роль учителя в советской школе была полностью подчинена решению государственно-политической задачи, отраженной на плакате. При этом индивидуальные способности ученика не брались в расчет: высокая успеваемость считалась патриотическим долгом каждого. Автор плаката Цхададзе, 1953 

Фото с сайта wp.com

Осмысление роли учителя в современной ситуации уже не позволяет ни оставаться в рамках политизированной плакатности, ни ограничиваться простой фиксацией «реальности», стремительно меняющейся буквально на глазах. Первый в России робот-учитель начал работать в Казани

Творческие люди или грамотные потребители?

На мой взгляд, обсуждение этого вопроса не созрело и носит умозрительный характер. К искусственному интеллекту (ИИ) сейчас относится и калькулятор, и проверка орфографии, и машинный перевод, и поисковики, и т.д.
Читать полностью ...
Александр Ковальджи

Робот учителю не соперник

Ни для кого не секрет, что компьютерные технологии развиваются со стремительной скоростью. Человечество стремится облегчить себе жизнь, включая роботов и компьютеры буквально во все сферы жизни.
Читать полностью ...
Александр Кормильцев