Газета для родителей и учителей
Издаётся с 2003 года
вести образования
18+
Архив Видео Фото № 9 (147) от 20 сентября 2017 г. Подписка Редакция Контакты
Цифровые риски
Марина Вайндорф-Сысоева
Цифровая революция в образовании
Ольга Васильева
Поле возможностей и рисков
Шив Викрам Кхемка

Мобильное электронное обучение

Образование в эпоху четвертой промышленной революции

На протяжении более чем пяти столетий образование оставалось практически неизменным с репутацией одной из наиболее консервативных сфер человеческой деятельности. Ситуация кардинально изменилась с вступлением человечества в цифровую эпоху. Внедрение цифровых технологий практически во все сферы социально-экономической жизни позволяет экономистам, политикам, социологам, ученым говорить о наступлении четвертой промышленной революции.
Читать полностью ...
Александр Кондаков

Иностранный учим в цифре

Стандартная технология персонального образования?

Моя позиция: если образование – это инвестиция в себя, то возврат инвестиций должен быть: а) в деньгах и б) просчитываемый. Но пока это невозможно. Сейчас образование – в некотором смысле шаманство. Никогда не знаешь, что получишь, сколько времени займет процесс. Сколько стоит выучить китайский язык? Квантовую физику? Играть на пианино? Что вам ответят? «Не, ну вы начните, а там посмотрим, знаете, некоторые за два года достигают цели».
Читать полностью ...
Александр Ларьяновский

«Лекториум»: просвещение для всех

«Лекториум» начал свою работу в 2009 году как библиотека видеолекций крупнейших вузов и профессиональных сообществ; сегодня в каталоге уже более 4200 видео. В 2013 году мы открыли производство открытых онлайн-курсов, и теперь «Лекториум», пожалуй, едва ли не единственное в стране профильное издательство МООК (Массовые открытые онлайн-курсы).
Читать полностью ...
Яков Сомов

Авторский номер Александра Молчанова

тема

Школа в эпоху цифры, или Как выучить букву «А»

Инструменты меняют жизнь, а некоторые из них меняют жизнь необратимо. Исторически наиболее показательным аргументом в пользу этого тезиса является, на мой взгляд, появление колеса. Не только повозка или арба, не только средство передвижения, колесо породило новые ремесла, появились новые профессии: гончары, мельники, пряхи (а потом – ткачи), наконец – токари. Этот ряд можно продолжать до мануфактур, фабрик, рудников и пр. – изменилась жизнь людей до такой степени, что возврат в «доколесное» время уже невозможен. Один из таких ремесленников, огранщик каменьев и изготовитель зеркал Иоганн Гутенберг, изобрел в 1440 году станок для печатания книг. И это изменило не только мир книги, но и жизнь людей, в частности положило начало новому этапу образовательной деятельности. А в 1632 году член общины Чешских (Моравских) братьев Ян Амос Коменский совершил прорыв в продвижении идей пансофии – обучении всех всему, создав свою «Великую дидактику».
Читать полностью ...
Александр Адамский

Образование «в цифре» – взгляд изнутри

За последние несколько лет мы привыкли к термину «цифровое образование», как правило, имея в виду применение компьютерных инструментов и информационных технологий в различных образовательных контекстах. На мой взгляд, в первую очередь имеет смысл применять технологии и инструменты для изменения качества отношений внутри образовательного процесса, а также для изменения отношения учеников и учителей к себе и к учению. То есть цифровые инструменты сопровождают изменения, позволяющие говорить о действительном улучшении образовательного процесса и образовательных результатов. Если изменения процесса и результатов не предполагаются – инструменты становятся не нужны. Причем вектор изменений постоянно обсуждается и даже задан нормативно – например, в федеральных государственных образовательных стандартах.
Читать полностью ...
Владимир Погодин

Онлайн-кружок

Обучение в соревновании?

«А ты участвовал в дистанционных конкурсах?» На этот вопрос практически каждый школьник сегодня даст положительный ответ, приведет в пример их название и покажет грамоты, фиксирующие его достижения.
Читать полностью ...
Юлия Нацкевич

Цифровой учет – дневники, журналы контингент

Пионеры цифровой бюрократии

Мне нравится соблюдение обрядов с насыщением их современной логикой. Стоит отметить, что слово «пионер» можно рассматривать как в обрядовой логике (тот, кто был пионером на заре явления), так и в современной (кто сейчас прокладывает дорогу). Несколько огорчает, что мне предложили осветить именно бюрократические аспекты развития цифровой образовательной среды. Но «нельзя объять необъятное», с одной стороны, и не хочется упускать собственный опыт бюрократических стычек, набитый в борьбе с цифровой бюрократией, с другой стороны (согласитесь – «набитый опыт» хорошо звучит). Поэтому полагаю возможным отнести себя к «пионерам» в обоих смыслах.
Читать полностью ...
Михаил Кушнир

Регресс или ренессанс?

Как в цифровом обучении используются технологии «динозавров»

Сегодня словосочетания типа «цифровое обучение», «цифровые технологии» у всех на слуху. Многие успели привыкнуть к мысли, будто нули и единицы – это и есть современная информация, и нам продолжают внушать, что цифровизация вскоре оставит за бортом реальные физические предметы, заменив все на цифровые виртуальные копии. Но, как оказалось, «картон» не собирается сдаваться, и такие области обучения, как программирование, робототехника или электроника, могут быть завоеваны полностью или частично… настольными играми. Как ни странно, обычный набор картонных полей, жетонов и фишек увлекает современных детей часто больше, чем навороченные электроникой машины или виртуальные программные миры.
Читать полностью ...
Александр Казанцев

Обучение на «хайпе»

Давно пытаюсь осмыслить тему цифрового образования. Впервые задумался об этом еще в 1994 году, когда компьютеры только-только начинали массовое шествие по системе образования, а представления об их роли и месте постоянно менялись. И вот прошла почти четверть века.
Читать полностью ...
Александр Молчанов

Александр Тихонов, будучи министром, активно поддерживал проекты информатизации образования

Фото с сайта http://mtdata.ru

Евгения Полат – автор исследований по обучению иностранным языкам, методу проектов, теории и практики дистанционного обучения; педагогическим технологиям личностно-ориентированного подхода, использованию интернет-технологий и ресурсов в системе образования

Фото с сайта http://www.thg.ru

Александр Уваров с середины 70-х годов 20-века доказывает неизбежность широкого проникновения компьютеров в образование

Фото с сайта http://ito.edu.ru

Семен Мушер реализовывал масштабные проекты по созданию центров интернет Фонда Сороса, и центров ФИО, которые изменяли парадигму мышления обычных учителей

Фото с сайта https://i.ytimg.com

Владимир Тихомиров с 1987 года занимается разработкой теоретических основ дистанционного обучения, открытого и электронного образования, включая теоретические основы построения Российской системы открытого образования: построения вузов виртуального типа, работающих в сети Интернет, экономики, менеджмента и маркетинга открытого образования; перехода от обучающих университетов к образовательным сетям

Фото с сайта http://bestvuz.ru

Ярослав Ваграменко – основоположник направления «Педагогическая информатика» в рамках ИНИНФО, а позднее и академии информатизации образования, которое изучало и меняло смыслы коммуникации Учитель-Ученик в информационном мире

Фото с сайта http://www.studmed.ru

Михаил Морозов - автор продукта vAkademia. Ученый, изучающий возможностей технологии виртуальной реальности в образовании

Анатолий Шкред – основатель первого интернет-университета Интуит.ру

Фото с сайта https://i.ytimg.com