Газета для родителей и учителей
Издаётся с 2003 года
вести образования
18+

Архив Видео Фото № 6 (135) от 21 июля 2016 г. Подписка Редакция Контакты
«Когда я стану великаном»
Режиссер Инна Туманян
«Пеппи Длинныйчулок»
Режиссер Маргарита Микаэлян
«Буревестник»
Режиссер Алексей Туркус

Роман-поэма

Педагогическая поэма

Хлопцы наши представляли в среднем комбинирование очень ярких черт характера с очень узким культурным состоянием. Как раз таких и старались присылать в нашу колонию, специально предназначенную для трудновоспитуемых. Подавляющее большинство их было малограмотно или вовсе неграмотно, почти все привыкли к грязи и вшам, по отношению к другим людям у них выработалась постоянная защитно-угрожающая поза примитивного героизма.
Читать полностью ...
Антон Макаренко

помолчим?

Школа под голубым небом

С волнением ожидал я малышей. В 8 часов утра пришло 29 человек. Не пришла Саша (наверное, с матерью плохо). Не было Володи, по-видимому заспал, матери не захотелось будить мальчика. Почти все дети празднично одеты, в новеньких ботиночках. Это меня встревожило: сельские дети издавна привыкли в жаркие дни ходить босиком, это прекрасная физическая закалка, лучший способ предупреждения простудных заболеваний.
Читать полностью ...
Василий Сухомлинский

Суд милосердия

Лето в Михалувке

На Свентокшистской улице в Варшаве стоит низкий старый дом, при доме большой двор. Во дворе собираются дети, которых отправляют на лето в деревню, а в старом доме помещается контора «Общества летних колоний». Детей отправляют под надзором воспитателей в колонии, и о каждой такой колонии можно было бы написать целую книжку.
Читать полностью ...
Януш Корчак

«Вам легко, вы учительница»

Вверх по лестнице, ведущей вниз

Мальчик на задней парте, перестань стучать крышкой, я к тебе обращаюсь! Ну, я упал, и что тут смешного? Заткнитесь, болваны, а то я вытряхну из вас мозги! Тебе больно? Нет, только голову немножко ушиб. Вам нужно заполнить рапортичку о несчастном случае, мисс Баррет. В трех экземплярах, и послать его к медсестре. А ей ничего не разрешают выдавать, даже аспирин. Только чай. Сними с меня ноги! И это называется парта?
Читать полностью ...
Бел Кауфман

Авторский номер Ольги Канунниковой

Тема

Портрет учителя

Учительское образование, действительное, а не мнимое, случается, конечно, не через учебники по педагогике, а через собственный опыт, воспоминания о своих учителях, и во многом через произведения литературы и искусства о школе. Наверное, это единственная профессия, которой нельзя научиться, выучивая параграфы, алгоритмы и методики, и никто не верит в экзамены после окончания учебы в педвузе. Наверное, поэтому до сих пор никто толком не понимает, как узнать: готов специалист к работе с детьми или ему еще надо подучиться. В разных странах аттестация после прохождения образовательной программы и лицензирование для работы в школе либо разделены, либо, как в России, это одно и то же. Получаешь диплом – это и есть лицензия на работу в школе. И, по-моему, большой разницы нет: все равно нельзя заочно установить, готов человек к работе с детьми или нет. Я начал работать в школе в 18 лет, так случилось. Выбранный после школы институт, в котором я проучился два года, мне не подошел, и я решил пойти поработать в школу, благо курс общей физики к тому времени был пройден. Потом была армия, потом учеба на замечательном физфаке Ленинки, и через семь лет я снова вернулся в школу. Конечно, предмет я знал немного лучше. Но стал ли я лучшим учителем? Не уверен. Может быть, потому, что педагогика преподавалась очень скучно. А серьезной психологии вообще не было. Связь между философией и педагогикой даже не угадывалась. А из гуманитарных преподавателей всерьез мы воспринимали только Эрнеста Гусинского, который формально вел лабораторные по оптике (если не ошибаюсь), но неформально – беседы о смыслах педагогики. Но когда через пару лет после выпуска судьба свела меня с замечательными педагогическими публицистами – Ольгой Мареничевой, Нелей Логиновой, Леной и Валерой Хилтунен, Татьяной Милединой – я увидел и свою работу, и школу совсем по-другому.
Читать полностью ...
Александр Адамский

Правда ли, что из самых отъявленных школьных хулиганов получаются лучшие театральные актеры? Чему можно научиться на уроке кляксописания? Что нужно сделать, чтобы ученики захотели «напрячь мозги и как следует ими пораскинуть»?
Этот номер мы решили посвятить образам учителей-новаторов в художественной литературе. Интересно посмотреть, каким виделся образ выдающегося педагога авторам разных времен и народов. Какими привлекательными чертами наделяли учителя в Советской России 20-х годов прошлого века, предвоенной Польше, современной Германии?
И напротив, каким видится образ учителя-«антигероя», такой собирательной «Марьиванны»?
Разброс получился неожиданно большой – от автобиографических сочинений педагогов, работавших с детьми в предельных ситуациях (колония, Дом сирот), до волшебной утопии-антиутопии Яна Бжехвы и современной сказки Вальтера Мёрса.

День поэзии

Викниксор

Однажды Викниксор, бывший Виктор Николаевич Сорокин, любитель всего нового и оригинального, зашел к ребятам и, присев на подоконник, мягко, по-отечески заговорил: – Вы, ребята, скучаете? – Скучаем, – печально ответили ребята. – Надо, ребята, развлекаться. – Надо, – поддакнули опять шкидцы. – Ну, если так, то у меня есть идея. Школа наша расширяется, и пора нам издавать газету. Ребята погмыкали, но ничего не ответили, и Викниксору пришлось повторить предложение: – Давайте издавать газету. – Давайте, Виктор Николаевич. Только... – замялся Косарь, – мы это не умеем. Может, вы сделаете?..
Читать полностью ...
Леонид Пантелеев,
Григорий Белых

Обыкновенное чудо

Пан Клякса

…Уроки у нас начинаются рано, в семь часов утра. И несмотря на это, ни в одной школе ребята не учатся с таким удовольствием, как в академии пана Кляксы. Во-первых, пан Клякса всегда придумывает что-нибудь новое, а во-вторых, на уроках бывает очень весело.
Читать полностью ...
Ян Бжехва

Педагогика кнута

Мистер Доббинс

Дойдя до бревенчатого школьного домика, стоявшего поодаль от других, Том вошел туда шагом человека, который торопится изо всех сил. Он повесил шляпу на гвоздь и с деловитым видом бойко прошмыгнул на свое место. Учитель, восседавший на кафедре в большом плетеном кресле, дремал, убаюканный сонным гудением класса.
Читать полностью ...
Марк Твен

Учение – тьма

Профессор Абдул Филинчик

– Учение, – выкрикивал профессор Филинчик в класс со своей кафедры, при этом выпучивая глаза так, что они становились размером с чайные блюдца, – учение – тьма! Это было основное положение идеетской филофизики, предмета, изучаемого только в Ночной школе в Темных горах. Профессор Филинчик говорил подобные вещи нередко, естественно, чтобы сбить нас, желторотиков, с толку. В этих мнимо бессмысленных высказываниях и заключалась основа методики его обучения: прежде чем ученики придут к выводу, что все это вздор и бессмыслица, им придется напрячь мозги и как следует ими пораскинуть. А это именно то, чего профессор желал больше всего: мы должны были научиться думать, и притом во всех возможных направлениях.
Читать полностью ...
Вальтер Мёрс

Закон Семи ветров

Алексей Каштанов

Каштанов с самого начала своей новой работы испытал то чувство, которое надолго, на многие дни станет теперь главным его чувством: бессилие... Он взялся за работу, с которой не может справиться! «Если бы сейчас на моем месте была бы Наталья Михайловна, – думал Каштанов, – она бы накричала на Фокина, наорала, может быть, даже шлепнула бы его в сердцах – и на том успокоилась бы, и он, Фокин, успокоился бы. Все вылили бы свой гнев, все накричались бы, наплакались – и получилось бы какое-то продвижение. Но я не могу кричать и плакать и не могу удовлетвориться видимостью продвижения.
Читать полностью ...
Симон Соловейчик

«Жизнь замечательных учителей» в кино

Что объединяет классику советского кино – героев фильмов «Доживем до понедельника», «Ключ без права передачи» и «Чужие письма» – и артхаусные «Общество мертвых поэтов», «Хористов» и шедевр нового европейского кино, фильм Imagine («Только представь») польского режиссера Анджея Якимовского? Все они – истории о чуде любви и трагедии талантливых одиночек; это новеллы о свободе и деспотизме, даже если это деспотизм не идеологии, а всего лишь устоявшихся педагогических мнений и авторитетов. И еще о том, что каждый новаторский педагогический прорыв – это в конечном итоге «ключ без права передачи», владение которым оплачено дорогой ценой.

«Общество мертвых поэтов». Режиссер Питер Уир

Фото с сайта https://st.kp.yandex.net/

«Доживем до понедельника». Режиссер Станислав Ростоцкий

Фото с сайта http://b1.culture.ru/

«Хористы». Режиссер Кристоф Баратье.

Фото с сайта http://cinema.nicematin.com/

«Учитель на замену». Режиссер Тони Кэй.

Фото с сайта http://img-fotki.yandex.ru/

«Ключ без права передачи». Режиссер Динара Асанова.

Фото с сайта http://cs9230.vk.me/

Imagine («Только представь»). Режиссер Анджей Якимовский.

Фото с сайта http://www.kino.de/

«Чужие письма». Режиссер Илья Авербах.

Фото с сайта http://b1.culture.ru/

«Сломленные». Режиссер Руфус Норрис.

Фото с сайта http://www.kinomania.ru/

от первого лица

Образ учителя в поэзии

А вот как относятся к учителям поэты. Таких педагогов («с короткой стрижкой полненькую завуч») наверняка вы встречали не раз. Посмотрим на них глазами Виктора Коваля, Юлия Кима и Михаила Есеновского.
Читать полностью ...