Газета для родителей и учителей
Издаётся с 2003 года
вести образования
18+

Архив Видео Фото № 20 (129) от 21 декабря 2015 г. Подписка Редакция Контакты
История Монтессори. Одна из первых школ
Школа моей мечты
Дети Монтессори

правила свободы

Метаморфозы традиционной школы

Современная школа Монтессори – старая или новая модель? Мы редко задумываемся, что мечта о свободной школе, школе уважения и доверия к детям, сотрудничества взрослых и детей, школе без насильственного ученья была рождена давным-давно, хотя нам часто представляется, что это мы сами и именно в наше время пытаемся такую школу строить и ломаем копья, какой ей быть и как это сделать. «Школа не будет, может быть, школой, как мы ее понимаем – с досками, лавками, кафедрами учительскими и профессорскими...»
Читать полностью ...
Елена Хилтунен

идеи

Отступить, поддержать, пробудить

Идеи, о которых пойдет речь, были разработаны много лет назад Марией Монтессори и дополнены опытом многих учителей, работавших в среднем звене школ, носящих ее имя. Итак, целями воспитания и образования являются: знания, понимание внутренних связей и навыки высокого уровня – такие как ответственность, самостоятельность мышления, умение решать проблемы, приходить к умозаключениям, формировать собственное мнение.
Читать полностью ...
Лиз ван Донселар

ответы на вопросы

Тропы культуры

Месяц назад в Монтессори-сообществе коллеги обсуждали вопрос о качестве образования, и прав был один из докладчиков, который говорил, что прежде чем обсуждать критерии качества образования, необходимо определиться с тем, что мы пониманием под образованием. Разбираясь в этом вопросе, педагогам, родителям и детям необходимо свериться в единстве взглядов на то, что, как и, главное, зачем предлагает ребенку школа.
Читать полностью ...
Валентина Михайлова

Совместный номер с журналом «Монтессори-клуб»

тема

Дар и сердце Елены Хилтунен

Сегодня мы будем говорить о двух великих женщинах. О двух педагогах, которые изменили ландшафт мирового и российского образования. О двух подвижниках, которые заставили нас по-новому увидеть отношения ребенка и взрослого. Они предложили не только мировоззренческую, но и технологическую модель обучения, развития, социализации ребенка. Две женщины, которые никогда не встречались и не могли встретиться из-за разных эпох жизни, но их имена для российского педагогического сообщества настолько слиты, что одно без другого в России уже не произносится. Мы сегодня будем говорить о Марии Монтессори и Елене Хилтунен. Есть красивая легенда о том, как семья Лены Хилтунен в конце восьмидесятых годов оказалась в одном из замков великого герцогства Люксембург и там встретилась с ученицей Марии Монтоссори, француженкой Клаудио Вайс, которая передала Лене рамочку со шнурками, барические таблички, старинные счеты и доски Сегена и толстый фолиант «Мой метод. Начальное обучение» 1916 года издания. Эта были материалы и книга Марии Монтессори. Все это Лена привезла в Россию, и с этого началась история российской школы Монтессори. Удивительно, как точно судьба выбирает людей для исполнения великих миссий. Из всех деятелей педагогического движения восьмидесятых годов именно Лена Хилтунен должна была проникнуться идеями Монтессори, основанными на главенстве ребенка, именно она должна была выполнить задачу инициирования в России этой педагогики.
Читать полностью ...
Александр Адамский

взгляд сбоку

Качество выше пиара

Статья написана по материалам управленческого семинара-тренинга Директорий, который я провожу уже три года, собирая негосударственные образовательные организации в разных регионах России. Но – и это интересно! – в Директории участвуют не только Монтессори-центры, но и другие активные детские организации Томска, Красноярска, Новосибирска, Кемерова, Новокузнецка, Барнаула, Екатеринбурга, Тюмени, Сургута, Москвы, Сочи и других городов. Поэтому, как говорится, «разница чувствуется». Хочу представить видение основных вызовов и задач, стоящих в наше непростое время перед негосударственным детским садом, решившимся выбрать Монтессори-педагогику.
Читать полностью ...
Мария Миркес

дошкольники

Свобода выбора с детского сада

Наделение ребенка свободой не означает торжества принципа «твори, что хочешь». Свобода жить среди людей неразрывно связана с ответственностью, самостоятельностью, независимостью, дисциплиной и ограничениями.
Читать полностью ...
Марина Иванова

встреча с собой

Атмосфера индивидуализации

В Монтессори-школе мы наблюдаем не абстрактную «детскую жизнь», но жизнь отдельных детей. …«Ребенок растет не потому, что его кормят, он дышит, находится в благоприятных температурных условиях; он растет потому, что заложенная в нем потенциально жизнь развивается, становится видимой».
Читать полностью ...
Татьяна Костенко

ноу-хау

Школа, куда приходишь с радостью

Школа – место, куда ребенок должен идти с удовольствием, ведь в ней он проводит большую часть жизни с семи до 18 лет. Нам в чем-то это уже удалось, в чем-то мы еще только начинаем двигаться к желаемому результату. Принципы Монтессори-педагогики помогли нам создать разновозрастные классы, и эта особенность подхода снимает многие конкурентные отношения. Все классы находятся в общем пространстве школы, и дети могут участвовать в жизни друг друга. Проектная деятельность, объединяющая группы детей разного возраста, помогает работать вместе над общей задачей. Например, мы проводим исследования, включающие этап планирования, где дети фиксируют, что им хотелось бы узнать о проблеме, и выбирают средства. Затем следует сбор информации, ее обработка и оформление.
Читать полностью ...
Светлана Мощенникова

«Важно, чтобы дети разного возраста учились вместе. Опыт наших школ показывает, что дети разного возраста помогают друг другу. Младшие видят, что делают старшие, и просят им объяснять. Старшие охотно объясняют, и это наставление представляет большую ценность, потому что в общении между двумя детьми существует такая гармония, какую редко найдешь между взрослым и ребенком...»

(Мария Монтессори. «Впитывающий разум ребенка»)

«Дети в возрасте пяти или шести лет приступают к работе на гончарном круге. Но всего больше занимает детей постройка стен из кирпичиков. Как они радуются, когда целый домик, результат их собственных трудов, вырастает рядом с участком, на котором они, также собственными заботами, разводят свой сад!»

(Мария Монтессори. «Дом ребенка. Метод научной педагогики»)

В логике М. Монтессори математика рассматривается как способ овладения миром с помощью познавательного действия сначала через объемные математические материалы, которые М. Монтессори называла «математическими абстракциями». Если в детском саду, например, дети выкладывают десятичную систему счисления из бусин, стержней и их цифровых изображений, то в школе они постепенно разворачивают эти уже накопленные первоначальные представления до культурного навыка

«Интеллект ребенка – благодатная почва для посева, в нее можно посеять все что угодно, и посеянная культура со временем прорастет. Но если эту жизненно важную потребность проигнорировать или свести на нет, то разум ребенка искусственно притупится и в дальнейшем будет противостоять получению знаний»

(Мария Монтессори. «Как развить внутренний потенциал человека»)

Представьте, эти строки были написаны почти 100 лет назад, но кажется, будто они сказаны сегодня! «Изучить в полном объеме современную культуру стало невозможным, поэтому появилась необходимость в особой методике, которая позволила бы познакомить ребенка со всеми ее аспектами, но не путем обязательного включения этих знаний в программу обучения, а посеяв в благодатную почву максимальное количество зерен интереса»

(Мария Монтессори. «Как развить внутренний потенциал человека»)

Всем известно, что в детском саду Монтессори дети много работают руками – пересыпают зерно, переливают воду, клеют, режут, рисуют, нанизывают бусы и прочее. М. Монтессори называла это «ручной гимнастикой». Позднее в школе Монтессори занятия ручным ремеслом обретают иной смысл

метод

Об ответственности как результате свободы

В Голландии по методу Монтессори преподают в 150 начальных школах и в 12 средних. Других альтернативных школ гораздо меньше, но их число растет. Все альтернативные школы, кроме Вальдорфских, имеют такую же программу, как и другие школы страны, и финансируются государством.
Читать полностью ...
Фред Кулик

видение

Монтессори-образование: как его понимают итальянцы

В последнее время в Италии возникает повышенный интерес к монтессори-педагогике. Родители, педагоги и лидеры образования предлагают создавать все новые детские группы, школы и классы, работающие по этой системе.
Читать полностью ...