Газета для родителей и учителей
Издаётся с 2003 года
вести образования
18+

Архив Видео Фото № 16 (125) от 1 сентября 2015 г. Подписка Редакция Контакты
Дети не учатся у тех, кто им не нравится
Рита Пьерсон
Каждому нужен учитель
Билл Гейтс
Нельзя душить инновации в образовании
Джоффри Канада

От редакции

С нашим Новым годом!

Дорогие читатели, друзья «Вестей образования»! Сегодняшний номер целиком отдан одной теме – теме нашего профессионального новогоднего настроения.
Читать полностью ...

Значит, у нас будет так…

Ни слова о свободе, простите, друзья-гуманисты, ни слова о любви, о добрых отношениях – тем более, о доброй природе ребенка, только о нем – об уроке, об Уроке, который длится сорок пять минут, который был, есть и будет.
Читать полностью ...

Музыка самостоятельной работы

Давным-давно это было, еще в индустриальную эпоху, школа современного вида только увидела свет, времена были трудные: нужно было обучить будущих работников фабрик и солдат читать, писать и считать – как можно быстрее...
Читать полностью ...

Выход за пределы ума

Когда любые знания получаются простым нажатием двух клавиш в поисковой системе – остается одно, и это есть главная задача урока – учить думать самостоятельно, или просто – учить думать.
Читать полностью ...

Мне кажется, совсем простая штука

Учить думать! Что добавить тут? Разве что слово «всех». «Учить думать! Всех!» – смеются учителя. Причем школьные люди смеются над словом «думать»: «Куда там, нам бы хоть научить», а нешкольные ухмыляются по поводу «всех»: «Думать, – говорят они, – не каждому дано».
Читать полностью ...

Авторский номер Рустама Курбатова

Тема

Учитель – поэт, а не Коняга!

Одно из самых сильных и острых произведений о судьбе учителя – статья Симона Соловейчика «Учитель или коняга», 1988 года. Это был конец советской эпохи, уже был напечатан манифест «Педагогика сотрудничества», появилась сеть клубов «Эврика» (более 500 по всему СССР), в полную силу работал Временный научный коллектив «Школа» под руководством Э. Днепрова, а в декабре состоялся Всесоюзный съезд учителей, на котором Г. Ягодин представил совершенно новую концепцию развития образования, ориентированную на развитие личности и педагогику сотрудничества. На этом съезде состоялась бурная дискуссия сторонников и противников педагогики сотрудничества. Есть стенограмма этого события, можно найти выступления Ш. Амонашвили и А. Бароненко, в которых это противостояние проявилось наиболее ярко. С. Соловейчик написал две статьи – одну накануне съезда, она была опубликована 13 декабря 1988 года в «Учительской газете», а вторая – после съезда, 29 декабря. Мы разместим на сайте «Эврики» эти статьи, чтобы наши читатели смогли почувствовать атмосферу того времени и сравнить с сегодняшним положением. …Коняга – образ из сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина: «Коняга – обыкновенный мужичий живот, замученный, побитый, узкогрудый, с выпяченными ребрами и обожженными плечами, с разбитыми ногами. Голову Коняга держит понуро; грива на шее у него свалялась; из глаз и ноздрей сочится слизь; верхняя губа отвисла, как блин. Немного на такой животине наработаешь, а работать надо. День-деньской Коняга из хомута не выходит. Летом с утра до вечера землю работает; зимой, вплоть до ростепели, “произведения” возит».
Читать полностью ...
Александр Адамский

За восемьдесят минут вокруг света

Мы поставили в расписании уроки парами. – О нет! Дети заснут и не выдержат! Тогда завоюем их не «уроками», а: Лабораторией, Мастерской, Спектаклем – главное, чтоб была интрига и экшн. У вальдорфцев Главный урок длится почти два часа. Это действительно Главный урок дня. Должно что-то задавать и определять – давать смысл.
Читать полностью ...

Два требования к современному уроку

Первое требование к современному уроку. Как директор хожу на уроки, но долго не засиживаюсь, минут десять-пятнадцать, и не потому что скучно – а всё и так ясно: хороший урок или обычный. Буду, наверное, брать с собой секундомер: замерять время, когда ученики работают. «Смотреть» и «слушать» – не считается. Считается, когда ученик работает или сам по себе – читая книгу, решая задачу, проводя эксперимент – или работает вместе с товарищем по парте: рассказывая, обсуждая, спрашивая – это считается с двойным коэффициентом. Вот первое требование к современному уроку: они, дети, не сидят замерев и не слушают так, что мух даже слышно; а он, учитель, не говорит почти ничего, дети копошатся, разговаривают, иногда ходят по классу – одним словом, работают. Учителя при этом почти не слышно.
Читать полностью ...

Последнее требование к современному уроку

К первым двум требованиям – Рабочего шума и Легкого недопонимания – могу добавить еще: урок должен чем-то закончиться. Возвращаясь к сказке, «которую придумал народ» – ясно, что закончиться он может либо игрой – когда сыграют то, что прочитали, либо сочинением свой сказки – мы ж тоже народ! – про Волка, Лисичку и Ежика. Двойной смысл видится в этом. Во-первых, мы не просто изучаем, проходим и сдаем – а делаем разные полезные вещи, сказку, допустим, можно показать ученикам первого класса. Такая работа имеет значение – она «что-то значит», мне кажется это достаточным аргументом. Это была «польза для других», теперь – «польза для себя»: только делая что-то, можно научиться этому, это основа, наверное, «деятельностного подхода».
Читать полностью ...

Идти или не идти – вот вопрос

И последнее: на этот урок можно идти, а можно не идти. Для старшеклассников в нашей школы существует правило – или право – свободного посещения уроков. Учитель, начиная тему, дает ученику план работы – этой строчкой исчерпывается суть предлагаемого подхода. План – договор на работу, соглашение двух сторон...
Читать полностью ...

Бывает педагогическая поэма, а бывает – архитектурно-педагогическая. Не верите? Смотрите.

Детский сад LHM в Токио. Панорамные окна выходят в сад, что позволяет детям следить за сменой времен года. Интерьер подчеркивает связь с природой: потолок и стены покрыты зеркалами в виде озер, сцена выполнена в виде холма, а мебель – в виде гор и пещер. Фото с сайта http://www.archdaily.com/

Дизайн двора школы Rakafot в Кирьят-Бялик (Израиль) разработан в соответствии с философией школы: гармония с природой и сохранение ее ресурсов. Во дворе есть области, где дождевая вода может впитываться в почву, открытые беседки для отдыха, увитые растениями, а также маленькие заповедники для редких видов животных и растений: например, у главного входа расположен сад бабочек. Фото с сайта http://www.archdaily.com/

Учебный центр «Терминал учебы» (The Learning Hub) Наньянского технологического университета в Сингапуре – это здание, в стенах которого могут свободно разместиться 33 тыс. студентов и каждый уголок которого предназначен для учебы. Внутри – 12 башен, каждая из которых представляет собой несколько круглых аудиторий; всего таких аудиторий 56, а в центре здания – атриум. Фото с сайта http://www.archdaily.com/

Здание начальной школы Wilkes города Остров Бейнбридж (США) состоит из помещений для совместного обучения и игр. Все они отличаются друг от друга по форме и интерьеру. Между кабинетами – стеклянные перегородки: такая прозрачность и открытость идет ученикам на пользу. У входа – крытая площадка, чтобы родители могли общаться друг с другом, когда приводят и забирают детей из школы. Фото с сайта http://www.archdaily.com/

Бывшая библиотека Университета Маккуори превратилась в пространство для совместной и самостоятельной работы студентов. Вместо одного вида столов – разнообразие мебели, включая скамьи, кабины для индивидуальной работы, столы для переговоров, зоны отдыха, где студенты могут общаться в неформальной обстановке, и многое другое. Фото с сайта http://www.archdaily.com

Дизайн начальной школы Kirkmichael города Инверури (Шотландия) сочетает в себе безопасность и гостеприимство. Несколько отдельных пропускных пунктов позволяют обеспечить безопасность учащихся, например, путем ограничения доступа в учебные помещения во время массовых мероприятий. Учебные пространства разных форм и размеров способствуют эффективной совместной работе учеников. Фото с сайта http://www.archdaily.com/

В здании школы Leça do Balio в Португалии разная высота потолков: помещения с более низкими потолками отведены под кабинеты, с более высокими – под общие пространства, такие как столовая, спортивный зал и библиотека. А окна расположены таким образом, чтобы помещения по максимуму освещались солнечным светом. Фото с сайта http://www.archdaily.com/

Самая заметная деталь интерьера Колледжа Уолтема Фореста – подвешенная в воздухе стеклянная коробка, выполняющая функцию учебной аудитории. Подняться туда можно по длинной лестнице. На первом этаже после ремонта здания расположилась аудитория, способная вместить 70 студентов, буфет, магазин канцтоваров и бизнес-инкубатор. Фото с сайта http://www.archdaily.com/

Оборотная сторона

Три мифа о новых технологиях

Часто можно услышать, что новые технологии способны совершить революцию в образовании.
Читать полностью ...
Анна Шиврина