

Фильм «Доживем до понедельника»

исследования
Мир не принимает школьные результаты

Читать полностью ...
Исак Фрумин
ученик ответственный
Образование – движение человека к самому себе

Читать полностью ...
Бронислав Зельцерман
рассуждения выпускников
В педагогике люди берут на себя больше, «чем могут унести»

Читать полностью ...
другая логика
Что вырастет, то вырастет

Читать полностью ...
Елена Ушакова
ТемаПеред кем отвечает человек?Это номер «Вестей образования» посвящен откликам и мнениям учителей и учеников на
статью Михаила Эпштейна об ответственности учителя «Размышления у разбитого корыта».
Мы попросили известных педагогов высказать свое мнение, а Елена Ушакова предложила
спросить учеников-выпускников, что они думают об этом.
Результаты этого обращения публикуем в сегодняшнем номере «Вестей образования».
Я думаю, что Михаил Маркович Эпштейн обнаружил самую ключевую, самую болезненную проблему
педагогики нашего времени.
Не «затронул», не «поднял», не «обнажил», а именно – обнаружил. Нашел. Открыл. Это
не означает, что ответственности учителя перед учеником не было или что эта тема не
обсуждалась. Еще как обсуждалась!
Например, в советской педагогике были груды слов об ответственности, которая понималась
как строгое исполнение норм советского общежития, коммунистической нравственности
и образцов поведения.
Но ответственность учителя за самоопределение, за свободный/правильный выбор ученика
– такая тема была за границами тогдашней практики воспитания.
Но в этом-то и основная проблема – возможен ли свободный и в то же время правильный
выбор?
И если такая постановка проблемы имеет право на существование, – а я уверен, что имеет,
– то тут и обнаруживается основное затруднение учительской деятельности.
И это затруднение, на мой взгляд, заключается в почти невозможности развить в ребенке
одновременно все эти способности: способность к свободе, способность к самоопределению,
способность к выбору, способность отличить хорошее от дурного, правильное от неправильного,
способность к добродетели, говоря старинным языком.
Но здесь не просто затруднение, а чуть ли не кричащее противоречие. Ведь кажется,
что быть свободным – значит считать допустимыми все решения и все возможные способы
и виды действий.
Читать полностью ... Александр Адамский |
школа вне политикиРазвивать критическое мышление![]() Читать полностью ... Татьяна Ковалева |
категорически противУчитель-миссионер?![]() Читать полностью ... Михаил Кушнир |
нас троеВ ответе ли мы за тех, кого научили?![]() Читать полностью ... Анатолий Шперх |
черное-белоеОбыкновенный конформизм?![]() Читать полностью ... Игорь Соломадин |
галерея
Воспитание повелителей

Читать полностью ...
Владимир Бацын


Аристотель (384–322 гг. до н.э.) и Александр Македонский (356–323 гг. до н.э.). Аристотель, великий философ и ученый-энциклопедист, в 343 году принял предложение Филиппа Македонского и стал наставником его сына Александра (до 336 года). Плутарх пишет: «Александр сначала восхищался Аристотелем и, по его собственным словам, любил учителя не меньше, чем отца, говоря, что Филиппу он обязан тем, что живет, а Аристотелю тем, что живет достойно. Впоследствии царь стал относиться к Аристотелю подозрительно, однако врожденные и привитые ему с детства рвение и страсть к философии не угасли в его душе…»


Сенека Луций Анней (4–65 гг. н.э.) и Нерон (37–68, император с 54 г. н.э.). Сенека – философ, поэт, талантливейший оратор своего времени. В 49–54 гг. – учитель Нерона, из которого надеялся воспитать правителя-мудреца. Склонность к беспринципным компромиссам дискредитировала Сенеку в общественном мнении: его считали лжецом и льстецом. Тогда он удалился от двора и вернул дарованные богатства. Разгневанный Нерон приказал учителю покончить жизнь самоубийством. Сенека умер в мучениях, вскрыв себе вены на руках и ногах


Фредерик Сезар (Фридрих-Цезарь) Лагарп (1754–1838) и цесаревич Александр Павлович (1777–1825, император с 1801 года). Лагарп, убежденный республиканец и демократ, швейцарский политический эмигрант, в 1784 году приглашается Екатериной II на должность воспитателя двух старших внуков (до 1795). Цель воспитательной программы – убежденность в равенстве всех людей, в уважении человеческого достоинства и в добросовестном исполнении своих обязанностей. Александр навсегда сохранил чувство благодарности к учителю. В 1815 году, живя в Елисейском дворце, он приглашал Лагарпа на все торжества


Василий Андреевич Жуковский (1783–1855) и цесаревич Александр Николаевич (1818–1881, с 1855 года – император Александр II). Период общения: 1826–1839. Применялась педагогическая система Песталоцци, для знакомства с которой В.А. Жуковский специально ездил в Швейцарию. Жуковский – цесаревичу: «На том месте, которое вы со временем займете, вы должны будете представлять из себя образец всего, что может быть великого в человеке»


Константин Петрович Победоносцев (1827–1907) и цесаревич Николай Александрович (1868–1918, с 1896 по 1917 гг. – император Николай II). Победоносцев с 1861 года был наставником практически всех детей царской фамилии – в том числе будущих царей Александра III и Николая II. С 1880 года – обер-прокурор Синода. Один из авторов манифеста «О незыблемости самодержавия» (1881). В демократии, свободе прессы и парламентаризме он видел «великую ложь нашего времени», поражающую «русские безумные головы». Крепкая семья и патронирующая роль государства должны выступать, по его мнению, гарантами социальной стабильности
ИноСМИ
Учителя меняют мир

Читать полностью ...
Анна Шиврина
Франция
Школьный преподаватель: учитель или воспитатель?

Читать полностью ...
Александра Ратай