Газета для родителей и учителей
Издаётся с 2003 года
вести образования
18+

Архив Видео Фото № 11 (120) от 11 июня 2015 г. Подписка Редакция Контакты
Нравственные предложения от Общественной палаты
Дети – о профессии педагога
Доказать им, что мы лучше
Фильм «Доживем до понедельника»

исследования

Мир не принимает школьные результаты

Один из моих любимых и талантливейших учеников окончил «Универс» с серебряной медалью. Он блестяще начал учиться в университете, но через несколько лет я встретил его совершенно опустившимся наркоманом. Этот дикий контраст породил во мне чувство вины, не проходящее и по сию пору.
Читать полностью ...
Исак Фрумин

ученик ответственный

Образование – движение человека к самому себе

Для меня образование и воспитание – понятия, вложенные одно в другое. Образование состоит из обучения, где главное лицо – учитель, на нем вся ответственность, и воспитания семьи, где главное лицо – мама, папа, дедушка или бабушка. Все они – те, кто берет частичную ответственность за образование ребенка.
Читать полностью ...
Бронислав Зельцерман

рассуждения выпускников

В педагогике люди берут на себя больше, «чем могут унести»

Пытаются отвечать за то, на что, по сути, не могут повлиять. Нести ответственность имеет смысл за свои действия и свои ценности, а не за действия/ценности выпускника.
Читать полностью ...

другая логика

Что вырастет, то вырастет

Первая мысль, которая возникла – вот так, с таким мышлением, с таким представлением о своем праве вмешиваться в жизнь учеников Михаил Эпштейн действовал как учитель. За что и получил (хотя, по-моему, не получил, а «прочитал» произошедшее таким образом, опять же в силу своих педагогических установок).
Читать полностью ...
Елена Ушакова

Тема

Перед кем отвечает человек?

Это номер «Вестей образования» посвящен откликам и мнениям учителей и учеников на статью Михаила Эпштейна об ответственности учителя «Размышления у разбитого корыта». Мы попросили известных педагогов высказать свое мнение, а Елена Ушакова предложила спросить учеников-выпускников, что они думают об этом. Результаты этого обращения публикуем в сегодняшнем номере «Вестей образования». Я думаю, что Михаил Маркович Эпштейн обнаружил самую ключевую, самую болезненную проблему педагогики нашего времени. Не «затронул», не «поднял», не «обнажил», а именно – обнаружил. Нашел. Открыл. Это не означает, что ответственности учителя перед учеником не было или что эта тема не обсуждалась. Еще как обсуждалась! Например, в советской педагогике были груды слов об ответственности, которая понималась как строгое исполнение норм советского общежития, коммунистической нравственности и образцов поведения. Но ответственность учителя за самоопределение, за свободный/правильный выбор ученика – такая тема была за границами тогдашней практики воспитания. Но в этом-то и основная проблема – возможен ли свободный и в то же время правильный выбор? И если такая постановка проблемы имеет право на существование, – а я уверен, что имеет, – то тут и обнаруживается основное затруднение учительской деятельности. И это затруднение, на мой взгляд, заключается в почти невозможности развить в ребенке одновременно все эти способности: способность к свободе, способность к самоопределению, способность к выбору, способность отличить хорошее от дурного, правильное от неправильного, способность к добродетели, говоря старинным языком. Но здесь не просто затруднение, а чуть ли не кричащее противоречие. Ведь кажется, что быть свободным – значит считать допустимыми все решения и все возможные способы и виды действий.
Читать полностью ...
Александр Адамский

школа вне политики

Развивать критическое мышление

Все-таки когда в разных педагогических дискуссиях мы приходим к выводу, что школа должна оставаться вне политики – в этом есть своя «большая правда», позволяющая нашим выпускникам самоопределяться в мире, выбирать не только разные стили собственной жизни, но и разные политические взгляды… Но что тогда должна сформировать школа и за что она несет педагогическую ответственность? Ничего принципиально нового я не скажу, но мои наблюдения мне самой доказывают, что наиболее интересными собеседниками, людьми, с которыми хотелось советоваться и делиться планами, были те, кто умел слушать, размышлять, взвешивать аргументы и «за», и « против» – то есть те, кто обладал критическим мышлением… И если уж школе брать за что-то ответственность, то нужно брать ее именно за формирование критичности мышления.
Читать полностью ...
Татьяна Ковалева

категорически против

Учитель-миссионер?

Виноват ли я перед кем-то, если мой ученик оказался преступником? Если я его вел урок, год, два, десять? Виноват ли я перед обществом за то, что оказался не настолько значим для него, чтобы он воспринял мои ценности не как правила игры на моем уроке, а как модель собственного поведения в жизни? Надо ли мне страдать комплексом неполноценности?..
Читать полностью ...
Михаил Кушнир

нас трое

В ответе ли мы за тех, кого научили?

Есть в профессии учителя что-то мистическое. Еще бы – 1 сентября приходят большеротые птенцы с испуганными глазами, а через 11 лет выходят сформировавшиеся личности, у которых есть свое мнение.
Читать полностью ...
Анатолий Шперх

черное-белое

Обыкновенный конформизм?

По прочтении статьи Михаила Эпштейна захотелось понять, какие мотивы у этого парня-выпускника, который так рьяно взялся за дело? Как он сам объясняет свои действия и поступки? К сожалению, автор не дает ответа. Голос другой стороны не слышен. Поэтому вопрос повисает в воздухе: поведение героя – это результат осознанного выбора, глубоко продуманного решения или просто конформистская служебная добросовестность? Недавно мне удалось наконец-то посмотреть оригинальную копию фильма Бернардо Бертолуччи «Конформист». Бертолуччи искал истоки конформизма в глубинах подсознательного, в темных уголках человеческой души.
Читать полностью ...
Игорь Соломадин

галерея

Воспитание повелителей

Прошлое сохранило немало «кейсов», дающих представление о действии системы «учитель–ученик» в разные эпохи и в разных странах.
Читать полностью ...
Владимир Бацын

Аристотель (384–322 гг. до н.э.) и Александр Македонский (356–323 гг. до н.э.). Аристотель, великий философ и ученый-энциклопедист, в 343 году принял предложение Филиппа Македонского и стал наставником его сына Александра (до 336 года). Плутарх пишет: «Александр сначала восхищался Аристотелем и, по его собственным словам, любил учителя не меньше, чем отца, говоря, что Филиппу он обязан тем, что живет, а Аристотелю тем, что живет достойно. Впоследствии царь стал относиться к Аристотелю подозрительно, однако врожденные и привитые ему с детства рвение и страсть к философии не угасли в его душе…»

Сенека Луций Анней (4–65 гг. н.э.) и Нерон (37–68, император с 54 г. н.э.). Сенека – философ, поэт, талантливейший оратор своего времени. В 49–54 гг. – учитель Нерона, из которого надеялся воспитать правителя-мудреца. Склонность к беспринципным компромиссам дискредитировала Сенеку в общественном мнении: его считали лжецом и льстецом. Тогда он удалился от двора и вернул дарованные богатства. Разгневанный Нерон приказал учителю покончить жизнь самоубийством. Сенека умер в мучениях, вскрыв себе вены на руках и ногах

Фредерик Сезар (Фридрих-Цезарь) Лагарп (1754–1838) и цесаревич Александр Павлович (1777–1825, император с 1801 года). Лагарп, убежденный республиканец и демократ, швейцарский политический эмигрант, в 1784 году приглашается Екатериной II на должность воспитателя двух старших внуков (до 1795). Цель воспитательной программы – убежденность в равенстве всех людей, в уважении человеческого достоинства и в добросовестном исполнении своих обязанностей. Александр навсегда сохранил чувство благодарности к учителю. В 1815 году, живя в Елисейском дворце, он приглашал Лагарпа на все торжества

Василий Андреевич Жуковский (1783–1855) и цесаревич Александр Николаевич (1818–1881, с 1855 года – император Александр II). Период общения: 1826–1839. Применялась педагогическая система Песталоцци, для знакомства с которой В.А. Жуковский специально ездил в Швейцарию. Жуковский – цесаревичу: «На том месте, которое вы со временем займете, вы должны будете представлять из себя образец всего, что может быть великого в человеке»

Константин Петрович Победоносцев (1827–1907) и цесаревич Николай Александрович (1868–1918, с 1896 по 1917 гг. – император Николай II). Победоносцев с 1861 года был наставником практически всех детей царской фамилии – в том числе будущих царей Александра III и Николая II. С 1880 года – обер-прокурор Синода. Один из авторов манифеста «О незыблемости самодержавия» (1881). В демократии, свободе прессы и парламентаризме он видел «великую ложь нашего времени», поражающую «русские безумные головы». Крепкая семья и патронирующая роль государства должны выступать, по его мнению, гарантами социальной стабильности

ИноСМИ

Учителя меняют мир

Настоящий учитель играет очень важную роль в жизни своих учеников: вдохновляет учеников и прививает им трудолюбие, уважение к себе и окружающим, ответственность.
Читать полностью ...
Анна Шиврина

Франция

Школьный преподаватель: учитель или воспитатель?

Известный французский психиатр Борис Цирюльник затронул тему ответственности педагогов перед учениками в их воспитании, которую учителям навязывают.
Читать полностью ...
Александра Ратай