Фрагмент из фильма «Левиафан»
Я так вижу
Пьяный мужик под забором

Читать полностью ...
Владимир Бацын
Позиция
Можно ли победить Левиафана?

Читать полностью ...
Игорь Реморенко
Поиск сути
Между болью и ее причиной

Читать полностью ...
Михаил Павловец
Прошу слова!
«Ревизор» нашего времени

Читать полностью ...
Сергей Волков
Этот номер «ВО» посвящен фильму Андрея Звягинцева «Левиафан»ТемаПессимистическая трагедия образовательной политикиДождавшись выхода на российский экран фильма А. Звягинцева «Левиафан», «Вести образования»
посвящают текущий номер этому событию.
Я не знаю, почему А. Звягинцев назвал свой фильм именем ветхозаветного чудовища.
Посмотрев фильм, я даже немного удивился, мне это показалось неожиданным.
В моем представлении Левиафан существует в связи с жестоким преследованием евреев,
от египетского рабства до Холокоста. Для правоверных евреев Книга Иова всегда была
темой дискуссий, почему законопослушный (в том числе и законам Б-га послушный) человек
подвергается страданиям и лишениям? Если мучения – это наказание, то за какие прегрешения?
А если человек безвинен как младенец, отчего подвергается наказанию? За что сжигали
младенцев в печах Освенцима и убивали невинных во время погромов?
Гоббсовское сравнение чудища с государством – гораздо более позднее, чем домоисеевское
ветхозаветное упоминание, это даже не метафора, а иллюстрация определенной мыслительной
конструкции.
Сравнимый художественный образ был у В. Тредиаковского в поэме «Телемахида»: «Чудище
обло, огромно, стозевно, илайяй...», эту фразу, немного изменив, А. Радищев выбрал
эпиграфом к «Путешествию из Петербурга в Москву».
Один из героев фильма А. Звягинцева, пьяный орущий мэр, как раз такое чудище – обло
и лайяй.
Но, повторюсь, в библейской трактовке герой фильма «Левиафан» совсем уж не Иов.
Читать полностью ... Александр Адамский |
осадокО правде и силе![]() Читать полностью ... Владимир Губайловский |
реакцияЗверь внутри нас![]() Читать полностью ... Михаил Шнейдер |
точка зренияМноголикое зло Уильяма Голдинга![]() Читать полностью ... Евгений Жаринов |
Зеленая лампаАверс и реверс![]() Читать полностью ... Анастасия Чеховская |
Предлагаемая подборка изображений представляет собой попытку раскрыть «тему Левиафана» на различных изобразительных языках – книжной графики, карикатуры, фотографии, скульптуры.


Первое из них – фрагмент одной из знаменитых иллюстраций к Библии, созданных Гюставом Доре в 1865 году, – «Господь поражает Левиафана. Фото Владимира Бацына. Библия в иллюстрациях Гюстава Доре, Российское Библейское общество, 1993


В 1651 году английский философ Томас Гоббс публикует сочинение «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского». С этого момента образ Левиафана становится метафорой самодовлеющего государств. Фото с сайта http://www.bing.com/


Начиная с XVII века олицетворением государственной мощи (по возрожденной античной традиции) становятся конные памятники монархам, и А. Пушкин в «Медном всаднике» придает «ожившему» изваянию Петра I важнейшую характеристику гоббсовского государства-левиафана – нетерпимость к «бунту маленького человека» (рисунок А. Бенуа, 1905). Эту же идею, но уже в сатирическим ключе, воплотили Кукрыниксы (1939) в иллюстрациях к «Истории одного города» М. Салтыкова-Щедрина


«История одного города», пожалуй, – одно из самых ярких и острых произведений, высмеивающих до предела бюрократизированное государство, лишившееся всякого гражданского смысла. Сам Михаил Евграфович писал: «Изображая жизнь, находящуюся под игом безумия, я рассчитывал на возбуждение в читателе горького чувства, а не веселонравия». Кукрыниксы, рисунок к главе «Органчик»


ХХ век породил новые, самые зловещие формы государства-левиафана – тоталитарные. На кадре из фильма Л. Рифеншталь «Триумф воли» мы видим стадион в Нюрнберге, где в 1934 году проходил съезд и парад НСДАП, а на фотографии – памятник депортации калмыцкого народа в 1943 году (автор – Э. Неизвестный, 1967). Фото Владимира Бацына


Замыкает подборку еще один рисунок Кукрыниксов, дающий лаконичный и емкий образ того социально-политического феномена, которому посвящен фильм «Левиафан». Фото Владимира Бацына
Концепты
Смеюсь ergo sum

Читать полностью ...
Рустам Курбатов