
Сергей Никольский


Многоликий феномен
Народ в законе

Читать полностью ...
Владимир Бацын
интервью
Идентичность реальная и виртуальная

Читать полностью ...
Александр Асмолов
Кризисы идентичности
Что означает быть достойным гражданином?

Читать полностью ...
Сергей Заир-Бек
Точка зрения
Очень опасная карта

Читать полностью ...
Рустам Курбатов
Истоки
От Ивана III до наших дней

Читать полностью ...
Эдуард Кульпин
Авторский номер Владимира БацынаТемаОбразовательная политика в зоне турбулентностиСистему образования разрывают центробежные силы. В последние месяцы эта тенденция
резко усилилась.
Прежде всего – усилилась разбалансировка системы. Если раньше все уровни системы –
федеральный, региональный, муниципальный и школьный – крепились мощным потоком федеральных
средств, то в связи с бюджетной турбулентностью, с решением урезать бюджетные расходы
на 5, а то и на 10% возникла угроза снижения федерального финансирования образования.
А поскольку региональные финансы, призванные обеспечить доведение заработной платы
работникам образования до средней по экономике, на пределе, то дополнительные задачи
федерального центра (по доведению ФГОС дошкольного образования, доведению охвата дополнительным
образованием до 70% учащихся, реализации различных концепций – молодежной, воспитательной
и пр.) с большой вероятностью останутся невыполненными.
К тому же разбалансировка системы образования обусловлена необязательностью нижестоящих
бюджетов и организаций исполнять указания вышестоящих. Так, любой муниципалитет на
вполне законных основаниях может истратить средства, пришедшие из регионального бюджета
в виде субвенции на образование, на другие нужды или как минимум перераспределить
эти деньги не по условиям нормативного подушевого финансирования, а «по справедливости».
И полученные школами или детскими садами субсидии совсем не будут соответствовать
принципу «деньги следуют за учеником». И это происходит повсеместно, поэтому говорить,
что в стране введен принцип подушевого нормативного финансирования, будет огромным
преувеличением.
Читать полностью ... Александр Адамский |
Саратовский фронтБитва за Правдину![]() Читать полностью ... Ольга Дашковская |
||
Диктат и смутаРаскол как фактор реформы![]() Читать полностью ... Александр Ахиезер |
Социальная психологияПассивный залог массового сознания![]() Читать полностью ... Лев Гудков |
Связь временПроект: о введении единомыслия в России![]() Читать полностью ... Козьма Прутков |
Концепция«Свои» и «чужие»![]() Читать полностью ... Лев Гумилев |
Артефакты
Читать полностью ...
Владимир Бацын


Картину С.В. Иванова «Приезд иностранцев в Москву XVII столетия» (хранится в Третьяковской галерее) с полным правом можно считать культурно-историческим психологическим портретом, настолько точно и глубоко автором схвачено отношение тогдашних московитов к европейцам-латинянам. Фото с сайта http://www.arheliya.ru/


Яркий пример формирования у зрителя «фантомной идентичности». Плакат с белогвардейской стороны: «Опора большевистского строя». Не соответствовавший реалиям 1919 года, он вполне оправдался (по сути) в 1991 году. Фото с сайта http://tushinetc.livejournal.com/294982.html


Перед нами – прямая государственная пропаганда, рассчитанная на лобовое воздействие и не предполагающая никакого диалога со зрителем. Фото с сайта http://nnm.me/


Современная карикатура художника В. Мочалова (2011), переосмысляющая известное утверждение Ленина «Учение Маркса всесильно, потому что оно верно», на которое многие десятилетия опиралась партийно-политическая идентичность мирового коммунистического движения. Вожди мирового пролетариата изображены в виде бомжей, рассматривающих номер журнала «Форбс», посвященный миллиардерам. Фото с сайта http://cartoonists.cartoonbank.ru/


Другая форма осмысления той же революционной эпохи – «Предметы» кисти художника Н. Колупаева (2006). Характерно само название картины, переводящее символы классовой принадлежности и Гражданской войны в разряд рядовых элементов постановочного натюрморта. Отличное свидетельство разрушения классической советской идентичности. Фото с сайта http://art-sch2010.narod.ru/


Современный норвежский плакат «Мы – норвежцы». На нем представлено юное поколение страны, открытой мигрантам. На первом плане – девушка, приехавшая, по-видимому, из Юго-Восточной Азии, стоящая среди своих скандинавских друзей. Идея плаката прозрачна: да, у нас разное этническое происхождение, но общее представление о себе как о гражданах одного общества и государства. Кстати сказать, подобными плакатами был оклеен буквально весь Осло, но ни один не был порван или «украшен» антииммигрантскими надписями. Фото Владимира Бацына


Фотография, очень характерная для современной Европы: группа школьников (значительная часть которой – мусульмане) пришла на экскурсию в местный замок (город Гент, Бельгия), история которого исключительно важна для самосознания бельгийцев: здесь был заточен граф Эгмонт, борец против испанского владычества. Мы понимаем, насколько важно участие детей-иммигрантов в интерактивном обсуждении тех событий вместе с бельгийскими детьми. Фото Владимира Бацына


Последняя фотография – эпизод исторической реконструкции в замке Уорвик (Великобритания). Это – типичная картина для исторических мест Европы, когда словно ожившие люди далеких эпох «взаправду» ведут «средневековую» жизнь (куют оружие, примеряют рыцарские доспехи, готовят еду, тренируются в стрельбе из лука и арбалета и пр.), а посетители, среди которых – множество детей, вступают с ними в разговоры о повседневности XIV века и включаются в ту же деятельность. Фото Владимира Бацына
Монтессори
О любви к Родине

Читать полностью ...
Елена Хилтунен
Взгляд
Русские евреи

Читать полностью ...
Давид Самойлов