Ефим Рачевский
Ефим Рачевский

Сергей Волков

Евгений Ямбург

Педагогика Соловейчика
Мы, Раменские

Читать полностью ...
Симон Соловейчик
Аналитика
Под прессом контроля и недоверия

Читать полностью ...
Сергей Заир-Бек
Учительский профсоюз
Раб на галере?

Читать полностью ...
Андрей Демидов
Смельчаки окаянные
Список Ушакова

Читать полностью ...
Олеся Салунова
Передовая«Дядя Петя, вы дурак?»В последние дни всеобщее внимание привлекла история с закрытием программы FLEX, о
которой написали все крупные издания. Я несколько раз комментировал этот, на мой взгляд,
неразумный и необоснованный шаг российского правительства. Я думаю, это закрывает
возможность российским школьникам не только совершить увлекательное бесплатное путешествие
на другой конец земли, но представлять свою страну, ощутить гордость и стать большими
патриотами.
Но эта история вдруг, скажу откровенно, неожиданно для меня проявила важную особенность
взрослого, скажу резко – антидетского, с моей точки зрения, восприятия этого отвратительного
шага наших властей.
Среди комментаторов моих комментариев прозвучало мнение о том, что детские мечты о
путешествии в Америку не стоят такого пафосного выступления, как я себе позволил.
Читать полностью ... Александр Адамский |
Наказание лучшихВышка для Лозинга![]() Читать полностью ... Татьяна Маркова |
Жалоба на оправданиеТравля Попова продолжается![]() Читать полностью ... Ольга Дашковская |
Произвол как нормаУвольнения без объяснения![]() Читать полностью ... Виктор Панин |
||
Вечный бойФинские каникулы директора Шмакова![]() Читать полностью ... Ольга Дашковская |
Саратовский фронтБитва за Правдину![]() Читать полностью ... Ольга Дашковская |
Время директораДневник Жанны Рюминой![]() Читать полностью ... |
Тема номера
Директор школы – жизнь и судьба


Виктор Сорока-Росинский (1882–1960) – один из самых талантливых и значимых российских педагогов. В 1921 году он возглавляет «Школу социально-индивидуального воспитания им. Ф.М. Достоевского для трудновоспитуемых» – легендарную «Республику ШКИД». Но движение вразрез с наркомпросовскими установками Викниксору простить не смогли. Уже в 1925 году его насильно вырывают из любимого детища. Затем он еще три года заведовал школой для трудных подростков. В 1928 году по отношению к Сороке-Росинскому было принято специальное решение – ему официально запретили работать в школе.
Коллаж Олеси Салуновой


Вряд ли в российском образовании найдется педагог, который оставил столь заметный след в повседневной практической деятельности школы, как Федор Брюховецкий (1915–1991). День знаний 1 сентября, Праздник прощания с букварем, фестиваль «За честь школы», щемящая душу атмосфера Последнего звонка, организация школьного самоуправления и «дежурных классов» – все это было впервые придумано и использовано Ф. Брюховецким в его краснодарской школе № 58. А ведь без этого совершенно невозможно представить жизнь современной школы
Коллаж Олеси Салуновой


«Самый психологический директор» Татьяна Конникова (1909–1975) оставила глубокий и своеобразный след в истории отечественной педагогики. Она вступила в должность директора 210-й школы Ленинграда 1 сентября 1945 года. В тот день за парты сели 750 ребят, учившихся ранее в 526 школах Советского Союза. А вскоре они уже поражали всех удивительной сплоченностью, заряженностью на добрые дела, кипучей активностью. Свершилось обычное педагогическое чудо – детям были доверены большие и реальные права в организации школьной жизни. В 1940–1960-е гг. здесь была реализована школьная модель «социализма с человеческим лицом»
Коллаж Олеси Салуновой


В конце 50-х годов открывается некоторый простор для педагогического творчества и появляются фигуры директоров школ, наиболее органично воплощающих в себе социальную направленность времени. Эдуард Костяшкин (1922–1981), в то время директор московской 544-й школы полного дня, в наибольшей степени воплотил в себе социально-педагогическую сущность образовательного процесса. Это было удивительное образовательное учреждение, где действовали десятки кружков, творческих объединений, клубов. Школьные мастерские производили продукцию, которая охотно раскупалась. На вырученные деньги приобреталось оборудование, организовывались лагеря, осуществлялись походы
Коллаж Олеси Салуновой


В 1948 году Василий Сухомлинский (1918–1970) становится директором никому тогда еще не ведомой Павлышской школы Кировоградской области. В конце 1960-х гг. он создает свои главные произведения – «Сердце отдаю детям», «Наша добрая семья», «Рождение гражданина». Понимая, что дни его сочтены, он обращается к вечности и высказывает ряд идей, которым и сейчас еще не пришло время для воплощения в школьной практике. В 1967 году Сухомлинский был подвергнут оскорбительным и опасным идеологическим обвинениям в «абстрактном гуманизме»
Коллаж Олеси Салуновой


Хотя в 1970-е гг. и не существовало еще феномена авторских школ, все же школа № 73 с углубленным изучением французского языка на Красной Пресне была именно школой Юлия Цейтлина, проработавшего в ней директором более четверти века. Главной новизной являлись групповые занятия и общественные смотры знаний. Учащиеся садились группами во главе с консультантами, каждая из них получала свое задание и сообща трудилась над ним. Причем ученики сами втягивали педагогов в орбиту такой деятельности. Так, по сути, закладывались основы педагогики сотрудничества
Коллаж Олеси Салуновой
Международная панорама
Каторжный труд за небольшие деньги
Читать полностью ...