Приложение к «Вестям образования»
Издается с 2018 года
Новая
родительская газета
18+

Архив Видео Фото № 1 (156) от 31 октября 2018 г. Подписка Редакция Контакты
151251512415123151221512115120151191511815117151161511515114

руководитель старшего отделения в частной общеобразовательной школе «Школа жизни»
Ян Патлис

«Мы сели вместе и расписали всю его нагрузку»

Домашняя работа: почему ее так много?

Вопрос важный. Первое, у нас в школе домашних заданий не бывает много или мало, у нас все зависит от ребенка, его возможностей, его желания. Мы очень стараемся индивидуализировать домашнее задание и делаем его в школе в форме самоподготовки. Это дает нам понимание, что ребенок выполнил задания сам. Если у него возникают вопросы, педагоги помогут, повторят материал, откорректируют объем и сложность задания.

Если говорить о других школах, я думаю, у всех этот процесс происходит по-разному. Есть предположение, почему в некоторых школах домашних заданий много: недостаток времени на уроке для отработки навыка, надежда на то, что количество перейдет в качество…

Должны ли родители помогать делать домашние задания?

«Должны» в принципе неправильное слово в образовании… Родители могут помогать. Если есть запрос от ребенка и понимание, как продуктивно помочь. Поясню: запрос есть, и ребенок просит помощи с домашним заданием, значит он чувствует и понимает, что родители могут разъяснить материал, поддержать. Как помочь – это сложнее. Если родитель понимает, что его роль скорее направлять, больше спрашивать, чем объяснять, и не решать за ребенка, тогда все идет правильно. Очень важно, прежде чем начать выполнять домашнее задание, убедиться, что ребенок понимает тему.

Что делать, когда некому с ребенком делать домашку, а сам он не делает?

Сложный вопрос. В этом случае все индивидуально. Ребенок, например, может не понимать принципов тайм-менеджмента – сколько понадобится времени на выполнение домашнего задания и когда это время наступает в домашнем расписании. Этот момент нужно обсуждать и выстраивать вместе с ребенком, далее контролировать, хотя бы по телефону. Возможно, ваш ребенок «жаворонок», и в этом случае ему правильнее и удобнее выполнять домашнее задание утром, а не вечером, как привычнее. Подобный случай описан у Симона Львовича Соловейчика в книге «Учение с увлечением».

Еще один вариант: ребенок, не выполняя домашнее задание и, как следствие, получая «двойки», привлекает к себе внимание родителей.

Возможны миллионы комбинаций, поэтому нужно смотреть на конкретную семью и конкретного ребенка и, конечно, на учителя и предмет.

Бывает так, что тема не понята, ученик не осознает, зачем он выполняет домашнее задание, так как не видит пользы от своих действий. Если педагоги говорят – пусть делает сам, скорее это означает, что они хотят увидеть ребенка – его отношение, его понимание, его старание, а самое главное, они готовы с этим работать!

Когда мой сын какое-то время не делал задания по математике, мягко скажем, ленился, объем заданий накопился как снежный ком, ему было страшно и сложно приступить к работе. Он боялся, что с таким количеством просто не справится никогда. Что мы сделали: мы сели вместе и расписали всю его нагрузку по дням и часам, определили, когда есть время восполнять пробелы. Дальше начали вместе, параллельно, решать одни и те же примеры, сравнивали ответы, использованные способы вычислений. Поверьте, хватило одного-двух занятий, и ребенок увидел, что он сможет осилить весь объем заданий, поверил в себя, и сейчас все делает сам.

Хорошая школа, хороший учитель, бесспорно, учат планированию и самоконтролю.

Чтобы помогать ребенку, нужно сначала понять, в чем проблема, а для этого потребуется ваше время и ваше терпение. 



Социальные комментарии Cackle