
АдамскийДержать строй поколений

Рогинский«Скоро мы сможем писать друг другу письма…»

Гордин «Где мой черный пистолет…»

Шеваров «Бумажка часто радует более драгоценностей...»

Канунникова«Она про жизнь»

Габай«Чтобы наш щенок любил тебя больше всех в доме»

ГуревичСказка, рассказанная в лагере

ГуарескиСказка на Рождество (отрывок)

Леонов«Ибо нет ничего выше духовного братства…»

ЭкоДорогой внук, учи наизусть

Чуковский«17 лет никогда в жизни не повторяются…»

Чаплин«Воюй со мной, с моими мыслями…»

Ольга Канунникова
Папины письма
«Она про жизнь»
В архиве общества «Мемориал» хранится множество писем, которые отцы, находящиеся в тюрьмах и ссылках ГУЛАГа, писали своим детям. Часть из этих писем вошла в изданную «Мемориалом» книгу, которая так и называется – «Папины письма». Шестнадцать переписок, шестнадцать драматических судеб – из миллионов, попавших под жернова сталинского террора. Письма эти, собранные в книге – удивительный памятник любви, надежде, заблуждениям и прозрениям своего времени. Памятник памяти.
Вскоре после выхода книги, в продолжение той же темы, в «Мемориале» прошла выставка «Право переписки», где были представлены записки и письма политзаключенных советских лагерей 1920–1980-х годов.
Художник Юрий Аввакумов оформил выставочное пространство как огромный посылочный ящик. Такие фанерные советские ящики с посылками отправляли по всей стране, в том числе – в лагеря. На стенах «ящика»-зала – написанные в лагерях письма на чем найдется: на обычной бумаге и на папиросной, на бересте и обрывках обоев; рисунки, нарисованные свиной кровью и золой; записки, вышитые рыбной костью на носовых платках…
В зале выставки «Право переписки». Фото: «Новая газета»
Определения «10 лет без права переписки», означавшего на деле расстрел, не было в советском Уголовном кодексе, но в годы Большого террора родственники сотен тысяч расстрелянных без суда по постановлению «троек» именно эти слова слышали в справочных НКВД, куда приходили узнать о судьбе своих родных.
Разрешение или запрет на переписку были очень важными механизмами психологического давления на заключенных.
Письмо-платок Василия Лаищева, 1945 год. Фото из архива «Мемориала»
Вот что говорил Арсений Рогинский о праве переписки и об этой выставке (цитаты приводятся по материалу):
«– В лагере письма давали людям ощущение соприкосновения с родными и друзьями,– говорит председатель правления Международного Мемориала Арсений Рогинский. – Я помню, как удивлялся, когда в лагерных письмах Флоренского и Вангенгейма читал радостное: “Меня признали ударником”. Казалось бы, почему они радуются? А потому, что это дает право на два лишних письма в месяц».
Арсений Борисович здесь упоминает лагерные письма Вангенгейма.
Письма, которые известный метеоролог Алексей Феодосьевич Вангенгейм писал своей маленькой дочери Эле из лагеря на Соловках, стали одним из ярких эпизодов книги. Обратимся к нему.
…На этот вечер были взяты билеты в оперу, но жена напрасно ждала его у входа в Большой театр. 8 января 1934 года Алексея Феодосьевича Вангенгейма арестовали.
После не очень долгого следствия – клеветнический оговор, стандартное обвинение в шпионаже и вредительстве – был вынесен приговор: 10 лет исправительно-трудовых лагерей.
Дело в том, что с начала 30-х годов по сигналу из Кремля в прессе началась травля краеведов за деятельность по охране памятников старины и природы. Будучи ответственным редактором журнала «Известия ЦБК», а затем и «Советского краеведения», А. Ф. Вангенгейм, как мог, брал под защиту старых «буржуазных» краеведов, за что в 1931 году был снят с поста редактора. В «Советском краеведении» была напечатана статья, в которой Вангенгейм и его коллеги обвинялись в «либеральном отношении» к старому краеведению.
Алексей Феодосьевич Вангенгейм писал письма с Соловков, куда был отправлен после ареста в январе 1934 года и где находился вплоть до расстрела в ноябре 1937-го. Письма шли в Москву – жене и дочери. Жена, Варвара Ивановна Кургузова, работала директором школы № 40 «для переростков», дочери Элеоноре на момент ареста папы не исполнилось и четырех лет. На Соловках было написано 168 писем. Благодаря жене, а потом и дочери, дошедшие письма – их 141 – сохранились, и мы имеем возможность узнать, о чем думал, что переживал, на что надеялся, чему радовался и огорчался, о чем мечтал этот яркий, незаурядный человек, выброшенный из привычной работы, из любимой семьи, из нормальной жизни.
Оторванный от семьи отец решил подготовить дочку к школе. «Математика в растениях», «Растения и погода», «Грибы», «Ягоды», «Звери и птицы», «Элины загадки», «Явления природы» – так можно назвать разделы этого «учебника» в письмах.
«…Урывками пробовал зарисовывать для Эльчонка вид моря, как видно из моего окна. Посылаю два вида одного и того же Залива Белого моря. Море с фиолетовой облачной занавесью, – очень оригинальное явление, – не совсем вышло. Но т. к. акварельные краски беру в руки первый раз в жизни, то это простительно. М. б. подучусь, будет выходить лучше. Варюша, передай рисуночки Эльчонке, моей дорогой звездочке» (6.02.1934).
Для этого учитель-папа собирает гербарий растений Соловков, вкладывает в конверт засушенные листочки, рисует птиц и животных, обитающих на острове, рассказывает и показывает в рисунках северное сияние, солнечное затмение, море, сам остров и т. п. Так осуществляется «заочное обучение» ребенка началам математики, природоведению, географии, фольклору. При этом А. Ф. Вангенгейм как опытный педагог-методист каждый раз безошибочно ориентируется на изменяющийся с годами возраст «ученицы»; его обучение – не назидательное, а игровое, но заставляющее думать.
«Дорогая моя доченька! Тебе посылаю два грибка, которых я никогда сам не видел: сухарь – жесткий, как бы сухой гриб, но с’едобный, и трюфель. Этот гриб живет под землей, никогда над землей не показывается, и его ищут при помощи свиней. Свинки своими носами роют землю, отыскивают грибы, а человек из-под носу их у них выбирает. Один грибок-трюфель нарисован целый, а другой разрезанный пополам, в середке он почти белый. Напиши мне обязательно, сколько всего грибков ты получила. Я их выслал с сегодняшними – 30. Пиши, родная! Поцелуй крепко нашу дорогую мамочку. Тебя крепко и много целует любящий папа» (31.10.1934).
Священник и философ Павел Флоренский, солагерник А. Ф. Вангенгейма, писал домой с Соловков:
«Один знакомый изготовил здесь для своей дочки, чтобы обучилась счету, гербарий из листьев… снабдил этот гербарий названиями и биологическими сведениями. Хорошо бы Тике и Ане составить такой же в неск. экземплярах и подарить в школы»
Из воспоминаний Элеоноры Алексеевны Вангенгейм: «До 1956 года (когда в справке о реабилитации появилось слово “посмертно”) мама надеялась, что отец жив, и ждала его возвращения… Если я делала что-то не так, мама всегда говорила: “Вот вернется отец, и тебе будет стыдно перед ним”. Равнение на отца стало моей жизненной установкой. Программу гражданского воспитания, заложенную им, отслеживала и реализовывала моя мама. В одном из писем к ней отец писал: “Пусть из нашей дочери выработается такой же самоотверженный работник, какими были мы с тобой. Передай ей мой энтузиазм”. Хочу надеяться, что, по крайней мере, это пожелание отца я исполнила».
И опять слово Арсению Борисовичу Рогинскому:
«– Переписка – ниточка, которая держит людей по обе стороны колючей проволоки. Лагерь выбрасывал человека из жизни, а письма давали ему уверенность, что он есть, он продолжает существовать. За годы работы “Мемориала” мы очень много узнали про производительность и устройство лагерей, про тех, кто ими управлял, и тех, кто сажал. Мы много знаем про систему, но мало понимаем про человека, про то, как люди жили в условиях несвободы и как противостояли ей. Со временем для нас все более актуальны становятся любые темы, связанные с жизнью во время террора, бесправием и расчеловечиванием. Но я не понимаю, как делать выставку, например, про голод. Потому что она будет про умирание. Эта выставка – не про лагерный ужас (хотя и про него тоже), но про человека, который пытался всегда сохранить человеческое. Она про жизнь».
На страницах книги «Папины письма» не только публикуются, но и воспроизводятся многочисленные лагерные открытки, письма, рисунки, написанные и нарисованные на чём и чем придется. Письма и судьбы, которые даже не говорят, а, кажется, кричат об ужасах лагерного существования, бесправия и несвободы. Но что удивительно – книга, все страницы которой пропитаны человеческими трагедиями, тоже получилась в итоге «про человека, который пытался всегда сохранить человеческое». «Она про жизнь».