
АдамскийДержать строй поколений

Рогинский«Скоро мы сможем писать друг другу письма…»

Гордин «Где мой черный пистолет…»

Шеваров «Бумажка часто радует более драгоценностей...»

Канунникова«Она про жизнь»

Габай«Чтобы наш щенок любил тебя больше всех в доме»

ГуревичСказка, рассказанная в лагере

ГуарескиСказка на Рождество (отрывок)

Леонов«Ибо нет ничего выше духовного братства…»

ЭкоДорогой внук, учи наизусть

Чуковский«17 лет никогда в жизни не повторяются…»

Чаплин«Воюй со мной, с моими мыслями…»

Арсений Рогинский
«Скоро мы сможем писать друг другу письма…»
И внуки скажут,
как про торф:
Горит такого-то эпоха.
Борис Пастернак
Основу этого номера, который мы назвали «Папины письма», составили письма отцов, которым в нынешнем веке довелось по каким-то причинам быть в разлуке со своими детьми. Почему именно письма отцов решили мы выбрать для публикации? Не то чтобы материнские письма казались нам менее значительными или менее интересными, нет. Но просто в России так сложилось (особенно в двадцатом веке), что отцы по понятным причинам оказывались в разлуке со своими детьми чаще и продолжительней, чем матери; и зачастую разлука эта была горше и для отцов, и для детей. Переписка – одна из немногих, возможно, единственная ниточка, которая связывала разные поколения семьи, помогала не угаснуть надежде, давала волю к жизни.
Как точно написал Дмитрий Шеваров, «Переписка, пусть и подцензурная, была последней надеждой, последним духовным пристанищем для всех, кто был вырван из родной среды. В стране, где почти все население переживало тотальную разлуку, произошел беспримерный в мировой истории взлет эпистолярного жанра».
Этот номер мы посвящаем светлой памяти Арсения Борисовича Рогинского. И посвящение это тройное.
Во-первых, Арсений Рогинский родился в лагере, в архангельской ссылке, где отбывал лагерный срок его отец. Когда Рогинскому было пять лет, его отца арестовали во второй раз. Бэр Рогинский погиб в тюрьме. Воспоминания об отце сыграли в жизни Арсения Рогинского роль исключительную. Сегодня мы тоже вспомним о нем.
Повод второй – сам Арсений Рогинский, отбывая в начале восьмидесятых лагерный срок за исторический сборник «Память», писал из лагеря письма своему подрастающему сыну.
И в-третьих, возглавляемое им общество «Мемориал» недавно подготовило и выпустило удивительную книгу «Папины письма» – сборник писем отцов, которые они писали своим детям из сталинских лагерей. Эта книга, своего рода «памятник памяти», тоже будет в фокусе нашего внимания.
В заголовке приведены заключительные слова из «последнего слова» Арсения Рогинского на суде. Обращаясь к своим близким и друзьям перед отправкой в лагерь, он произнес обнадеживающе: «Пожалуйста, не волнуйтесь за меня. Скоро мы сможем писать друг другу письма. И вообще, время быстро летит…»