Газета для родителей и учителей
Издаётся с 2003 года
вести образования
18+
Архив Видео Фото № 1 (153) от 12 февраля 2018 г. Подписка Редакция Контакты
150591505815057150561505515054150521505315051


Александр Адамский

тема

Пускай Володька будет футуристом

В пьесе Николая Погодина «Кремлевские куранты» гости инженера Забелина обсуждают, кроме всего прочего, литературные вкусы большевиков. Время действия – 1920 год, время написание – 1939 год.

«Д а м а с в я з а н ь е м. А наш Володька сделался футуристом. Теперь он целые дни читает какое-то ужасное "Облако в штанах".

З а б е л и н а. Что-о? Облако и... в штанах? Неужели могут быть такие стихи?

Д а м а с в я з а н ь е м. У них это называется поэмой. Володька всех уверяет, что это величайшее произведение. Я вам не могу передать, до какой степени оно неприлично! Там автор от первого лица предлагает женщине невозможные вещи.

О п т и м и с т. А Пушкин не предлагает? Тоже предлагал.

Д а м а с в я з а н ь е м. Пушкин предлагал в рамках светского приличия, а Маяковский бестактно.

О п т и м и с т. Все они одним миром мазаны. Пускай Володька будет футуристом. Все-таки хлеб!

З а б е л и н а. Неужели у большевиков за стихи дают паек?

Д а м а с в я з а н ь е м. Я сама не верила, но, правда, дают».

Очень примечательный отрывок, впервые прочитал пьесу еще школьником, после того как по телевизору показали спектакль. И родители, конечно, не упустили случая рассказать мне, кто такие футуристы, имажинисты, а потом и про обэриутов…

И я никак не мог понять – почему же «дама с вязанием» так уничижительно отзывается о творчестве великого пролетарского поэта. Он же классик!

Родители тогда лишь грустно переглядывались и не стали мне подробно объяснять механизм культурной эволюции, когда стихи, картины или музыка появляются как экзотические, а потом «вдруг» становятся классикой. Наверное, вспомнили, как их папам и мамам тоже было удивительно увлечение подростков конца тридцатых годов бодрым энтузиастическим искусством.

Мама преподавала литературу и на уроках «давала программу», четко следуя хрестоматийному списку и оценкам учебника.

Моя семья хорошо усвоила урок борьбы с космополитизмом, в результате которой пришлось сразу после филфака университета срочно переехать в далекое село в глубинке Днепропетровской области. Поэтому ни на уроках литературы (мама), ни истории и обществоведения (папа) никаких вольностей Адамские не допускали.

Зато дома мне читали стихи поэтов-фронтовиков, которых мама особенно любила, и тех самых футуристов-имажинистов.

А в школе мне и физику преподавали так, что было обидно за Аристотеля, который, казалось, не понимал таких простых вещей, которые были очевидны Галилею, а Ньютон выглядел недоучкой по сравнению с Максвеллом.

В школьных программах материал разложен по полочкам, многим школьникам кажется, что кроме текстов, физических законов, математических формул и географических открытий, указанных в программах/учебниках, никакого другого мира и не существует!

И это очень сильная традиция – отбирать учебный материал для школьников так, чтобы у них была целостная классическая картина мира. На самом деле задача вполне оправданная и жизненно необходимая. И хорошо обоснованная Я.А. Коменским в «Великой дидактике», в то же время сам Коменский писал: «Правильно обучать юношество – это не значит вбивать в головы собранную из авторов смесь слов, фраз, изречений, мнений, а это значит – раскрывать способность понимать вещи, чтобы именно из этой способности, точно из живого источника, потекли ручейки (знания)».

И все же подбирать материал для чтения и отвечать за набор источников знания – задача не менее важная, чем развитие критического мышления или самоопределения личности.

Нужна ли ребенку карта чтения? Набор книг, необходимых для статуса культурного человека?

С моей точки зрения, безусловно – да.

Кто автор-составитель этого набора?

Вот здесь возникает сложная задача.

Я так подробно рассказал о своей семейной ситуации для того, чтобы сказать: если бы не любовь родителей к «другой» литературе, «другой» истории, жизнь моя сложилась бы иначе. Хуже или лучше – глупо даже предполагать. Но точно – иначе.

Поэтому мне кажется, что при всей значимости официальной лоции чтения, списков из ста или более книг, обязательных для чтения, программных произведений, этого мало.

У мам и пап есть ответственность за свой вклад в эту библиотеку.

Потому что все равно, если захочет, то «Володька будет футуристом».

Но мы по крайней мере покажем ему другой мир, а он пусть выберет. Так ведь?



Социальные комментарии Cackle