Газета для родителей и учителей
Издаётся с 2003 года
вести образования
18+

Архив Видео Фото № 14 (152) от 28 декабря 2017 г. Подписка Редакция Контакты
150491504815047150461504515044150431504215041150401503915038150371503615035

заместитель руководителя ИПОП «Эврика»
Наталья Шадрина

Перемены неизбежны

Сегодняшняя нестабильность системы образования может привести к снижению качества образования в будущем. Создание эффективных региональных моделей управления системой образования позволит избежать этих негативных эффектов.

Современная система образования Российской Федерации находится в неустойчивом положении. С одной стороны, наблюдается объективный рост показателей качества образования, измеренного через оценку уровня знаний учащихся, с другой – в системе управления и кадровой политики накопились существенные дефициты, а напряжение в педагогической среде не удалось полностью снять в ходе предпринятых мер по изменению системы оплаты труда. Необходимость стабилизации системы и принятия эффективных управленческих мер будет очевиднее с каждым годом, поскольку образовательные результаты характеризуются отложенным эффектом: нестабильность среды сейчас приведет к неизбежному снижению качества образования в ближайшем будущем.

Управление образованием в Российской Федерации осуществляется на четырех уровнях: федеральном, региональном, муниципальном и на уровне отдельной образовательной организации. На федеральном уровне определяется государственная образовательная политика, утверждаются государственные образовательные стандарты. Реализация государственной политики в области образования Законом Российской Федерации «Об образовании РФ» отнесена к компетенции субъекта Федерации. Решение основной части вопросов управления сферой образования передано на региональный и муниципальный уровни. Органы местного самоуправления обеспечивают гражданам, проживающим на их территории, возможность выбора общеобразовательного учреждения, ведут учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы основного общего образования. Таким образом, к ведению муниципальных органов отнесены вопросы преимущественно организационного характера, не затрагивающие содержательную составляющую государственной политики в сфере образования. При этом в ведении субъектов Российской Федерации находится, в частности, обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Федерации.

Таким образом, школа находится под влиянием трех институтов, чьи требования не всегда совпадают и часто не отражают государственную политику в системе образования. Несмотря на то что в системе образования субъектом изменений является министерство, которое задает стратегию развития, школы в своем повседневном функционировании в большей мере находятся в зависимости от муниципалитетов. Муниципалитет имеет несколько рычагов непосредственного влияния на школу: через финансирование, через механизм муниципального задания, который не имеет единой системы оценки качества реализации образовательных программ, и наконец, через прямое административное влияние на деятельность школы посредством информационно-отчетного и контролирующего прессинга. В системе образования муниципалитеты едва ли не оказывают большее влияние на школу, чем все остальные уровни управления, при том, что целеполаганием и стратегией образования муниципалитет не занимается.

Из всех рычагов наиболее значимым является финансирование. Повсеместно наблюдается перераспределение средств на уровне муниципалитета, который направляет бюджетные средства на иные потребности муниципалитета, не связанные с образованием. Потеря объемов субвенции на региональном и муниципальном уровнях (возможность свободного использования «неокрашенных средств» на местах) отрицательно сказывается на качестве образования. Кроме того, это не позволяет провести стратегическую концентрацию ресурсов на решении приоритетных инфраструктурных проблем образования. Такая ситуация создает неравные условия для образовательных организаций, реализующих одну и ту же образовательную программу, но с разной стоимостью.

Серьезное ограничение возможности у детей одного муниципалитета пользоваться ресурсами другого муниципалитета ввиду закрытия муниципальных границ, в частности, для школьных автобусных маршрутов, приводит к снижению доступности качественного общего образования для детей. Несогласованность позиций в органах управления субъекта Российской Федерации и муниципалитета приводит к разбалансировке системы образования. Как показывает практика большинства российских регионов, недостаточная эффективность региональных образовательных систем напрямую связана с отсутствием реальных полномочий у органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по формированию единой образовательной политики в сфере общего образования.

С целью нивелировать существующие разрывы в качестве образования между субъектами Российской Федерации, муниципалитетами, отдельными школами и обеспечить населению гарантии доступного и качественного образования предлагается провести преобразование институтов управления в общем образовании. Речь идет о создании эффективных региональных моделей управления системой образования посредством различныхмеханизмов.

Создание эффективных региональных моделей управления системой образования позволит нивелировать различия между муниципальными образованиями, выровнять условия обучения, качество образования и кадровую политику во всех школах региона, независимо от муниципальной привязки. Этот шаг направлен на повышение мобильности обучающихся, развитию дистанционного обучения, созданию условий для здоровой конкуренции между лучшими школами, что несомненно скажется на повышении качества образования. Тезис о доступном качественном образовании каждому ребенку действительно станет реальностью.

Создание эффективных региональных моделей управления системой образования позволит более целенаправленно реализовывать государственную политику в системе образования и выступит как ресурс для формирования и развития сети горизонтальных связей и сетевого взаимодействия. Особенно важно это для сельских школ, поскольку сегодня сельское образование – это прежде всего управление именно сетью учреждений.

Кроме того, создание эффективных региональных моделей управления системой образования позволит сделать более прозрачными финансовые потоки и оптимизировать использование материальных ресурсов в системе образования. В настоящее время происходит потеря объемов субвенции при перераспределении средств на уровне муниципалитета, который имеет возможность самостоятельно распределять конечное финансирование между образовательными организациями и статьями расходов. До школ исходный объем федерального финансирования доходит не в полном объеме, особенно это касается фонда оплаты труда педагогов, часть которого зачастую направляется на оплату труда обслуживающего персонала. Необходимо оздоровить систему финансирования с тем, чтобы все выделенные государством средства в полном объеме доводились до каждой образовательной организации.



Социальные комментарии Cackle