Газета для родителей и учителей
Издаётся с 2003 года
вести образования
18+
Архив Видео Фото № 13 (151) от 6 декабря 2017 г. Подписка Редакция Контакты
1503315032150301502915028150271502615025150241502315022


Татьяна Смирнова

тьюторство до тьюторства

Упраздненный детский сад

Шведская писательница Эллен Кей – автор революционной для своего времени книги и системы воспитания, заложившей основы нового отношения к ребенку на рубеже девятнадцатого – двадцатого веков. Ее концепция свободной педагогики предвосхитила и вдохновила появление таких широко известных во всем мире систем преподавания, как система Марии Монтессори. В своих работах Эллен Кей описала такие отношения между ребенком и взрослым, которые мы сегодня называем словом «тьюторство».

Эллен Кей появилась на свет в 1849 году, в семье основателя Шведской аграрной партии. Мама девочки происходила из знатной аристократической семьи. Эллен получила блестящее домашнее образование. Эллен росла в очень либеральной атмосфере, что в значительной мере повлияло на ее педагогические взгляды. На протяжении практически всей своей жизни Эллен преподавала в народных институтах для малообеспеченных сельских жителей. Кроме преподавания Эллен вела активную социальную деятельность и писала статьи и книги на острые в то время социальные темы.

Идеям свободного воспитания посвящена книга Эллен Кей «Век ребенка», изданная в Швеции в 1900 году (русский перевод – 1905 год). В ней Эллен Кей впервые говорит о необходимости создания благоприятной среды для самостоятельного развития ребенка. Ей принадлежит лозунг«Дайте жить детям», который Эллен предложила использовать вместо распространенного в то время «Жить ради детей».

Эллен Кей

Книга «Век ребенка» впервые переносит личность ребенка в самый центр педагогического процесса, закладывает основы нового отношения школы и педагога к ребенку. Школа, по мнению Эллен, может лишь предлагать себя в качестве воспитателя, но ни в коей мере не должна навязывать себя. Основным же источником воспитания Кей предлагала считать домашнее, материнское воспитание. Эта идея настолько сильно захватывала ее, что она открыто признавалась, что хотела бы видеть детские сады и вообще все дошкольные детские учреждения совершенно упраздненными.

В воспитании подрастающего поколения Эллен Кей была сторонницей принципа поддержания индивидуальности ребенка. По ее мнению, задача педагога заключается в том, чтобы создать для ученика возможность свободно развиваться. Учителю ни в коем случае нельзя подавлять желания своего воспитанника и подстраивать его под окружающий мир. Вместо этого он должен помочь ему раскрыть все способности, заложенные в нем природой. Не стоит принуждать ученика изучать неинтересные ему предметы. Ему следует дать возможность осваивать те науки, к которым он неравнодушен. Школа должна предлагать знания, а не навязывать их силой. Только в этом случае ребенок сможет вырасти свободной и всесторонне развитой личностью, способной отстаивать свои права и убеждения.

Кей была убеждена, что по-настоящему качественное воспитание дети могут получить только в домашних условиях. Именно оно способно развить индивидуальность ребенка, спасти его от обезличивания. Лучшей воспитательницей для ребенка способна стать только его мама, поэтому общество должно поставить перед собой цель вырастить поколение образованных матерей. Она называла материнство тяжелым трудом и выступала за то, чтобы женщин, занимающихся воспитанием детей, поддерживали не только их мужья, но и государство.

Воспитание будет успешным, по мнению Эллен Кей, если учитель верит в творческие способности учеников. Она полагала, что любое влияние извне способно негативно отобразиться на формировании личности ребенка и для того, чтобы тот мог полноценно развиваться, необходимо обеспечить ему возможность получения собственного жизненного опыта. Эллен Кей призывала стимулировать интерес ребенка к общественной жизни, поощрять его стремление к самовоспитанию и самообразованию. Учитель, по ее глубокому убеждению, должен быть для детей не наставником, а товарищем. Только в этом случае он сможет найти подход к детям и пробудить интерес к учению.

Поначалу книга Эллен Кей оказалась больше известна в Европе, чем у нее на родине, в Швеции. Для распространения своих педагогических идей в европейском обществе Эллен Кей в 1903 году отправилась по городам Австрии и Германии, где выступала перед публикой с лекциями о воспитании подрастающего поколения. Многие ее взгляды были унаследованы последующими поколениями педагогов и писателей, в том числе шведских.

Астрид Линдгрен, будучи начинающей журналисткой, посетила писательницу в 1925 году, за год до ее смерти; сохранились ее воспоминания об этом визите. Среди биографов Линдгрен существует гипотеза, что автором некролога Кей в газете «Виммербю тиднинг» была именно она.



Социальные комментарии Cackle