
АдамскийКто станет следующим министром образования? Человек или робот?

МолчановРобот vs учитель: нереальная реальность

СеменычевЛюди никогда не смогут брать пример с роботов

КушнирМожет ли робот заменить учителя?

СундаловРоботы не умеют вдохновлять

МорозРобот – главный помощник

ПерятинскаяПлохих учителей можно было бы заменить роботами

ЗадикянРоботы уже приходят в школы

КиселеваЧеловека образовывает человек

КовальджиТворческие люди или грамотные потребители?

КормильцевРобот учителю не соперник

заместитель директора по науке ГБОУ «Лицей “Вторая школа”», г. Москва
Александр Ковальджи
Творческие люди или грамотные потребители?
На мой взгляд, обсуждение этого вопроса не созрело и носит умозрительный характер. К искусственному интеллекту (ИИ) сейчас относится и калькулятор, и проверка орфографии, и машинный перевод, и поисковики, и т.д.
Понятно, что любая книга или записанная лекция частично заменяет учителя, но главный вопрос – о взаимодействии с учеником: оно требует распознавания огромного числа параметров и их правильной оценки, чего ИИ пока достичь не может. Даже многие учителя плохо понимают учеников и плохо их учат.
Есть ряд условий, при которых ИИ мог бы стать учителем:
1) большая и хорошо организованная база знаний (это сейчас достижимо);
2) тестирование знаний ученика и верная постановка «диагноза» (сейчас достижимо);
3) оценка мотивации ученика (сейчас недостижимо);
4) поощрение ученика (недостижимо);
5) установление причин непонимания материала учеником (недостижимо);
6) ответы на непростые вопросы ученика (недостижимо);
7) оценка нестандартного хода мысли ученика (недостижимо).
На мой взгляд, сейчас реальна и актуальна следующая форма помощи учителю и ученику (мне ближе математика – о ней и скажу). Формируется банк задач с ответами,
указаниями и решениями, а также вводными статьями и комментариями. Ученик желает
изучить некоторую тему и получает вводную статью, а затем отвечает на контрольные вопросы.
Если понятийный уровень усвоен, ему предлагаются упражнения. Если получается хорошо, предлагают более трудные задачи; если не получается, дают подсказки.
Ученик может запросить сам более сложную задачу определенного типа, например, олимпиадную. Сначала это режим самотестирования, затем режим самоучителя, потом и то и другое.
Можно запросить контрольную работу по теме на заданном уровне сложности, а затем получить анализ ошибок и рекомендации, что следует повторить. Всё это может быть в игровой форме, когда ученик зарабатывает призовые очки, получает виртуальные поощрения, приобретает титулы, например, «черный пояс» по решению задач на движение. Такую систему хорошо дополнить возможностью обратиться к эксперту – либо напрямую, либо отправив ему вопрос.
Такой дополнительный способ обучения будет работать, если ученик хочет учиться, а в этом сейчас главная проблема. Большинство не понимают, зачем им нужны эти знания, но им никто этого не объясняет. На самом деле школьная математика нужна вовсе не для того, чтобы научиться приводить дроби к общему знаменателю, решать квадратные уравнения и доказывать теорему Пифагора; она нужна прежде всего как средство развития мышления, чтобы ученик понимал, что такое логика, пространственное воображение, интуиция и здравый смысл, отличал главное от второстепенного, понимал, какие бывают закономерности, какие физические законы действуют в мире, как математически моделируются реальные ситуации.
К сожалению, нынешнее массовое образование игнорирует познавательные потребности ученика и требует от него только знаний и умений решать типовые задачи. Так проще контролировать «успехи» учеников. Соответственно, ИИ будет нацелен на этот же тип обучения и контроля.