
АдамскийКто станет следующим министром образования? Человек или робот?

МолчановРобот vs учитель: нереальная реальность

СеменычевЛюди никогда не смогут брать пример с роботов

КушнирМожет ли робот заменить учителя?

СундаловРоботы не умеют вдохновлять

МорозРобот – главный помощник

ПерятинскаяПлохих учителей можно было бы заменить роботами

ЗадикянРоботы уже приходят в школы

КиселеваЧеловека образовывает человек

КовальджиТворческие люди или грамотные потребители?

КормильцевРобот учителю не соперник

директор департамента конкурсных программ образовательного направления Рыбаков Фонда
Наталья Киселева
Человека образовывает человек
Может ли робот заменить учителя?
Вопрос, скажем прямо, не новый. Размышления, дискуссии и гипотезы на эту тему звучат достаточно часто. Вспомним хотя бы отечественный кинематограф: «Приключения Электроника», «Гостья из будущего» и др.
Попытки создания учителя-робота предпринимались. Преуспели в этом японские ученые, разработавшие робота-учителя по имени Сая – преподавателя урока науки и техники в начальной школе, наделенного даже шестью основными эмоциями: радость, страх, печаль, гнев, отвращение, удивление. Таким образом предпринимались попытки решить проблему нехватки учителей в отдаленной сельской местности. Но даже в ходе этого эксперимента ученые пришли к выводу о невозможности замены учителя роботом, хотя многие из школьных процессов могут быть автоматизированы весьма успешно и положительным образом повлиять на развитие образования. Например, автоматизация оценивания, которая сможет ограничить субъективизм.
Известный британский аналитик и футуролог Ян Пирсон, чьи прогнозы сбываются с точностью до 80%, предсказывает, что к 2030 году роботы и физически, и умственно превзойдут людей. Однако даже он утверждает, что есть профессии, которые робот никогда не освоит: это профессии учителей, военных, полицейских и менеджеров.
Самый важный навык, неподвластный роботу, – критическое мышление – определенная система суждений анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов, которая позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, умение отличать правду от вымысла, даже красиво упакованного, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам.
Роботам неподвластно творчество, невозможно заменить те сферы жизни человека, где есть хоть капля творчества, потому что творческий процесс невозможно автоматизировать. А значит, совместное творчество учителя и обучающихся останется процессом взаимодействия людей, а не людей и машин.
Артистизм, любопытство, воображение – вот качества, которые присущи только человеку, важные составляющие образовательного процесса.
Коммуникационные навыки, в том числе навыки качественного устного и письменного общения, умение говорить публично и внимательно слушать – для развития ребенка не менее важны. И этому способны научить люди, а не роботы.
Рассмотрим это на примере изучения иностранных языков. Во всем многообразии существующих ресурсов разговорную диалоговую речь можно тренировать только с партнером-человеком, подключая элементы невербального общения, которые доступны только людям. Просто потому, что в жизни вы ее будете применять с таким же точно партнером-человеком.
Психологи утверждают, что мы не запоминаем точно информацию, которую сообщает нам человек, но запоминаем эмоции и ощущения, которые получаем при этом общении. Взаимодействие между учеником и учителем проходит по этим же правилам. Зачастую личность учителя, харизма играют решающую роль в отношении ученика к учебному предмету, да и к процессу обучения.
Этот перечень можно продолжать еще долго. Чем больше автоматизируется наша жизнь, тем больше мы становимся эмоционально уязвимыми. И я не открою новых истин, говоря, что от знаниевых доминант в образовании мы должны переходить к эмоциональному развитию и воспитанию. Это понимают и ученые-теоретики, и педагоги-практики, родители, да и дети. И даже делают определенные шаги в этом направлении, вот только технологии, роботизация развиваются в разы быстрее, чем строится качественно новое взаимодействие семьи и школы, учителей и учеников.
Нужно заметить, что учитель – это еще и друг, и психолог для детей, поэтому он всегда будет востребован. Учитель – человек, который способен поддержать и посочувствовать, порадоваться за своего ученика и испытать чувство гордости за каждое его достижение.
Всё, что имеет дело с личностью, мотивацией, творчеством, критическим мышлением – вне зоны риска быть замененным роботами полностью. Если мы хотим жить среди людей, мы должны помнить о том, что человека образовывает человек.