Газета для родителей и учителей
Издаётся с 2003 года
вести образования
18+

Архив Видео Фото № 12 (150) от 8 ноября 2017 г. Подписка Редакция Контакты
15019150181501715016150151501415013150121501115010

руководитель онлайн-школы английского языка EnglishDom
Максим Сундалов

Роботы не умеют вдохновлять

Искусственный интеллект применяется все чаще и чаще во многих сферах – от красивых фото в Инстаграме до оборонных систем и медицины. В сфере образования это также применимо, ведь существуют роботы, которые обучаются на наших ошибках, учатся правильно распознавать наши каракули, когда мы рисуем, или же помогают дописать начатое слово. Помимо этого существует огромное множество сервисов и курсов для самостоятельного обучения, где общения с живыми людьми нет (написать реальному консультанту можно, только если не работает какой-то сервис на сайте). В сфере изучения иностранных языков тоже наблюдается тенденция постепенного вытеснения значимости преподавателя в обучении, и его работа все больше становится похожей на функции консультанта, которого можно позвать лишь тогда, когда что-то непонятно. Ярким примером служат популярные сервисы для самостоятельного изучения, такие как Puzzle, Easy Ten и т.д., где роль преподавателя полностью исключена. Причем все настолько персонифицировано с помощью Big Data, что у студента появляется ощущение индивидуального подхода, заменяющее общение с живым человеком. Преподавателям также на пятки наступают решения от Google и Skype, которые довольно сносно переводят речь, или даже специальные наушники Pilot. Эти сервисы сразу переводят сказанное, пусть пока и не на все языки и не самым лучшим образом, но спустя время мы сможем увидеть решение, близкое к тому, что мы видели в фильме «Автостопом по галактике».

Таким образом, у студентов все меньше и меньше желания учить язык. Может показаться, что преподавателям иностранных языков давно пора изучать новое ремесло, чтобы не остаться совсем без работы.

Именно на имитацию делают ставку разработчики робототехники, и уже сейчас существуют специальные социальные роботы, которые применяются в некоторых детских садах или в качестве нянь для детей. Но вот беда – обучение иностранным языкам, к примеру, подразумевает не только имитацию, но и общение с человеком вживую. А это значит, что всегда будет элемент спонтанности и неожиданности, когда опытные и умелые преподаватели проявляют креативность и действуют не по шаблону, а по необходимости меняя структуру урока и тип задания.

Далеко ходить в поисках примеров не нужно – возьмем случаи, когда студенту после определенного количества уроков и прослушанного материала все равно остается что-то непонятным. Робот в этом случае просто переходит к повторению уже пройденного материала или же запускает новую тему. А преподаватель, как правило, дает задания из другого источника, мотивирует студента и подбадривает его в соответствии с эмоциональным состоянием, а не по заложенной стандартной схеме. То есть он способен импровизировать, чему ИИ обучить пока еще сложно. Все просто – преподавателю хорошо знакомо чувство эмпатии, которое передать роботу пока возможности нет.

Вот яркий пример: успешное и модное приложение FaceApp попробовал почти каждый в СНГ. Но как только оно стало популярным в странах, где много темнокожих жителей, создателя приложение обвинили в расизме. Причиной этому послужил фильтр «огонь» (уже называется «вспышка»). Он делал лица темнокожих светлее, так как в исходных данных, заданными жителем Москвы с преимущественно белокожим населением, не было примеров с темнокожими людьми. А сгенерировать новый способ обработки фотографии ИИ был не в состоянии.

Кроме этого, давайте вспомним знаменитую сцену из фильма «Я, робот», где главный герой говорит, что машина не способна написать картину или сонет и т.д. Пусть это лишь отчасти так, ведь пока ИИ пытаются научить просто повторять действия человека. Хотя скопировать что-то из уже созданного человеком или нарисовать какой-то простейший объект ИИ уже умеет (о креативе, как, например, создании хорошего текста или написании музыки, и речи пока не идет). А ценность хорошего преподавателя как раз и заключается в умении создавать новые учебные материалы, писать статьи и так далее.

Следующий важный нюанс – работа по созданию робота-преподавателя требует огромных затрат, которые несоизмеримо больше, чем обучить живого человека нужной квалификации и дать ему возможность преподавать. Хотя, конечно же, это зависит и от сферы деятельности. Пока смело можно утверждать лишь об общедоступной сфере образования и изучения языков, как, например, в школах и вузах. До тех пор, пока не будет найдено недорогое решение, преподавателям можно спать спокойно.

Аргументом в пользу живых преподавателей можно еще назвать и то, что не нужно учиться с ними работать и обучаться у них. Другими словами, не надо изучать инструкции или обладать особыми техническими навыками, чтобы записаться и пройти урок с живым человеком. А роботов, наоборот, нужно будет обучить работать с людьми. А кому же достанется эта роль? Вы уже и сами догадались.

Не стоит забывать и о простой человеческой лени. Несмотря на то, что вот уже несколько десятков лет необходимую информацию можно найти самостоятельно и изучить, лишь немногие это делают, предпочитая воспользоваться услугами преподавателя или специальными сервисами, где за них все должным образом организовал другой человек. По сей день многие занимаются с преподавателем вживую, потому что он уже проделал работу по систематизации информации сам и готов делиться своим опытом и знаниями.

Таким образом, получается, что у преподавателей останутся как минимум три функции: консультанта по сложным вопросам, креативщика и, скорей всего, еще и «обслуживателя ИИ». Но эта должность остается перспективной при условии, что преподаватели останутся на месте, пока технологии будут пытаться учиться импровизировать.

Так что же нас ожидает? Возможно, это перевернутый класс с детальной персонификацией на основе Big Data и львиная доля самостоятельной работы, где преподаватель только на подхвате в качестве консультанта. Но это лишь догадки. А как вы считаете, бояться ли нам восстания машин и наслаждаться последними годами живого общения? Или же идти в ногу со временем и становиться отличным дополнением продвинутых электронных сервисов обучения, помогая студентам лишь в сложных ситуациях?

Пока ясно, что хорошие преподаватели могут спокойно смотреть в обозримую перспективу: роботы их не заменят – они не умеют вдохновлять.



Социальные комментарии Cackle