
АдамскийЗнание-счастье от мамы с папой

Литвина, Анна Десницкая«Память очень ненадежна, а это книга про память»

ПотмальниковаТорт от Питера Пэна

РозенблюмЗеленое на зеленом

Что дает нам надежду?

Зачем нужны возрастные маркировки?

КанунниковаОднажды Пан Доктор...

Старикова Урок географии

ШекетЭто какая улица? Улица Януша Корчака!

доцент кафедры истории русской литературы новейшего времени Института филологии и истории РГГУ
Ольга Розенблюм
Чтение с филологом
Зеленое на зеленом
«Филология» означает, как все мы помним, любовь к слову. Это – толкование в широком смысле слова. А в узком – это научная дисциплина, которую изучают в институтах и университетах. О том, с какого возраста лучше всего начинать «учиться на филолога» (во всех смыслах слова), рассказывает Ольга Розенблюм, преподаватель РГГУ и автор необычного начинания – «Филология 0+».
Я работаю со студентами и каждый раз думаю, когда ко мне приходит дипломник: а как было бы хорошо, если бы то, что мы начали обсуждать, мы обсудили с ним на его первом курсе! А когда приходит первокурсник, я думаю: как было бы хорошо, если бы в старшей школе… В общем, надо бы начинать с самого начала – так появилась идея «Филологии 0+», и действительно стали приходить и шестилетки, и трехлетки.
Но это шуточный ответ на вопрос, как появилась «Филология 0+». В нем есть свой резон, но, конечно же, причина проще: есть дружественные мне дети, с которыми я периодически что-то обсуждаю. Это начальная школа и ранняя средняя. И как-то из дачных расслабленных посиделок выросла идея заниматься, и к этим детям их родители пригласили еще кого-то, чтоб получилась группа.
У нас занятия не регулярные: три встречи, потом, скажем, через месяц-полтора еще три встречи. Сейчас дети все перегружены, у всех музыка, английский, еще что-то, а так группа, которая уже сама решила, что хочет заниматься, выбирает удобные ей дни, и в эти несколько дней у нас есть свой сценарий. И этот сценарий имеет продолжение: получается такая Шахерезада с элементами ролевой игры.
Пока я пробую, как пойдет, с разными группами с детьми разного возраста. Возможно, будут разные площадки, которые сходиться будут у меня в голове и на той страничке, которую я сделала в фейсбуке под общим названием «Филология 0+».
Из ФБ «Филология 0+»
Занятие первое.
Я
– автор! Я могу все?
Придумываем в небольших группах сюжеты и героев для рассказа,
подбираем самые точные слова. А заодно обсуждаем, как это делали другие. Например:
«Дай волю фантазии!» (Группа поддержки Грина)
«Фантазию – ограничь!» (Группа
поддержки Тургенева)
Или так:
«Я – автор, который знает все про своих героев!»
(Группа поддержки Толстого)
«Я – автор, который героев сначала придумал, а потом
попытался их понять...» (Группа поддержки Пушкина)
И вот так еще:
«Слов
в русском языке достаточно, мне больше не надо». (Группа поддержки Даля)
«Больше
слов, красивых и новых». (Группа поддержки Маяковского)
Что мы делали с этими 9–10-летними детьми? На фото нашего сообщества в фейсбуке есть бейджик, а на нем – портреты писателей. Мы с детьми обсуждали, кто как писал из тех, кто изображен на этих портретах. Причем «как» – по разным критериям. Например: как технически писал Маяковский? Он мог на ходу продумывать, выговаривать стихи. Как технически писал Достоевский? Он диктовал жене. Как писал (составлял) свой словарь Даль? Разговаривал с людьми, опрашивал их. Это можно обыграть. Можно ходить кругами по комнате, можно брать интервью друг у друга. Дальше мы обсуждаем: вы сейчас какую карточку выбираете, какой способ писать?
Были предусмотрены варианты для тех, у кого плохо с фантазией. У меня, например, очень плохо с фантазией, для меня задача сочинить что-нибудь всегда была мучительной. Такие как я могут поработать Далем – найти и задать вопрос кому-нибудь.
Дальше помимо техники: о чем писали известные литераторы, на что обращали внимание? Тургенев очень точно изображал бытовые детали. Если он написал, что героиня вышла в такой вот шляпке, значит, в этом году носили именно их. О чем писал Чехов? Я не рассказываю детям про горлышко от бутылки, но внимание Чехова к деталям мы обсудили. И у Тургенева, и у Чехова – внимание к детали, но совершенно по-разному устроенное.
Или вопрос: что мы будем делать с героями? Мы будем с ними поступать как Толстой, который знал все про своих героев и заставлял их делать самые невероятные вещи (несчастную маленькую княгиню заставил быть беременной столько времени!), или как Пушкин, который, наоборот, придумал своего героя и дальше идет за ним, проверяя – естественно движется ситуация или неестественно?
Конечно, очень большой зазор между тем, что мы обсуждаем про писателей – детям это интересно, – и тем, что они сами вносят в свой текст. У меня не было идеи повлиять сильно – и вообще повлиять – на то, как они пишут. У меня нет мысли, что они допустят меня в этот процесс, что я смогу сказать, как руководитель семинара в Литинституте – «Посмотрите, что вы делаете с этими метафорами». Удовольствие писать – это одно, удовольствие обсуждать – это другое. Они будут писать, как им хочется, потому что им нравится этот процесс. Но где-то параллельно в них будет жить интерес к истории литературы тоже.
В чем смысл для меня этой ролевой игры? В том, что дети должны попробовать себя в разных шкурах. Мы обсудили писателей, и дети начали писать сами. Иногда они вдруг говорили: «Стоп, а вот это я делаю сейчас как кто? У меня стало получаться так-то и так-то».
Я помню, как меня потрясло, когда в 8-м классе учительница по литературе, репетитор, обсуждая «Асю» Тургенева, вдруг сказала: ну представь себе, два мужика- теоретика обсуждают, как ей будет лучше... Этой фразой она сбила весь глянец классики, и это был огромный поворот в моем сознании, притом что двинулась я не в сторону фамильярности, а в сторону изучения: оказалось, что можно думать про тексты и литераторов не как про хрустальную вазу – вот и я пытаюсь детям это показать. Классику, оказалось, можно пощупать – карточки с портретами писателей можно выбрать, запихнуть в свой бейджик или убрать оттуда: нет, я передумал, я буду это делать не как Чехов, а как Толстой. Конечно, когда они написали свои тексты, это к Толстому-Чехову-Достоевскому имело отношение очень условное, хотя у одной девочки, которая постарше, получилась стилизация под Достоевского, и это действительно мне показалось интересным.
Из ФБ «Филология 0+»
Автор, чистый лист бумаги и архив
Занятие о начинающих авторах
лет 7–10 для начинающих авторов лет 7–10
И вот садится автор к столу…
Достает перо / ручку / телефон… Стоп, если телефон он достает – то сидеть он
может где угодно, зачем ему стол?
Так, садится автор… Стоп, зачем ему
садиться? Чтобы записать придуманное? А может, у него память хорошая? И образы героев
он может продумать, не записывая, и что они делают, эти герои?
Итак, достает
автор с хорошей памятью телефон… И что же – совсем-совсем ничего не остается
для архива??? Совсем никаких черновиков, чтобы можно было изучить творчество этого
автора когда-нибудь потом??
А зачем изучать его творчество?
На этом занятии
поговорим о том, зачем автору нужны (и нужны ли?) другие: сегодняшние читатели и будущие
филологи. Поговорим о том, что будущий какой-нибудь филолог (текстолог!) сможет изучить,
читая прозу сегодняшнего автора. Представим себе, как он идет в архив…
При
желании участников можно закончить занятие встречей с читателями (родителями) в литературном
кафе (на кухне).
Действующие лица (делимся на группы):
Автор с богатой фантазией
(первый): сидит в кафе и пишет том за томом (Группа поддержки Джоан Роулинг).
Автор
с богатой фантазией (второй): зачем быть точным, когда и так интересно? (Группа поддержки
Дюма)
Автор медлящий (первый): сидит в архиве и читает (Группа поддержки…
мало таких авторов, надо поддержать!)
Автор медлящий (второй): все время правит
написанное! (Группа поддержки Чуковского)
Мне еще важно, чтобы классика не была для них такой классикой, которая стоит на полке, не интересная и не живая. Со старшей из этих девочек я когда-то обсуждала что-то из учебника – ей надо было экзамен сдать, – и вдруг она говорит: стихи – это что-то либо про природу, либо про родину. И действительно. Я посмотрела внимательно на список в программе – там хорошие были авторы, например, было стихотворение «Красною кистью рябина зажглась» Цветаевой, но все равно получалось: либо про природу, либо про родину. И мы занимались тем, чтоб в стихах о природе найти что-то кроме самого описания природы, увидеть за ними способ свои чувства передавать.
Я в школе тоже не любила стихи. Я любила читать, но любовь к чтению стихов пришла позже. 7–8-й классы – это как раз возраст, когда эмоции зашкаливают, как у Лермонтова и у Цветаевой, и тогда начинается любовь к стихам. А потом в старших классах пошли у меня уже занятия литературоведческие, меня учили говорить о стихах профессионально. Но так, чтоб лет в десять я взяла томик стихов для удовольствия – такого не было. Лет в десять берешь приключенческий роман.
Поэтому основная идея наших занятий – чистая радость, и для детей, и для меня. Масса каких-то атрибутов, которые создают именно эту радость – вот наш специальный шкафчик, где хранятся рукописи… Вначале я предлагаю родителям заполнить анкету: мне нужно понять, как подойти к этому ребенку. Если ребенок недавно прочел какую-то книжку и очень ею горит – мне полезно это знать, если любит рисовать, то пусть он будет иллюстратором. Есть масса профессий – он может попробовать себя редактором, выпускающим редактором, переводчиком, литературным агентом, следящим за новыми авторами.
Одна девочка на бумаге зеленого цвета написала свой текст зеленой ручкой, и мы обсудили, что через 100 лет, когда эта бумага полежит в архиве, очень трудно будет филологу, который в тот архив придет, изучать творчество писателя, понимать его авторскую волю (игра игрой, но я с детьми разговариваю терминами – «архив», «автор», «последняя авторская воля»). Трудно, но мы попробуем влезть в шкуру и филолога тоже, посмотрим на этот черновик как текстологи, реконструируем собственную же «авторскую волю», явленную полтора месяца назад и уже слегка подзабытую.
Из ФБ «Филология 0+»
Дорогие
друзья,
теперь, когда у меня есть мой портрет (и даже более одухотворенный, чем
подлинник: на всякий случай: это я – ваша Ольга Розенблюм (Olga Rosenblum)), я могу приглашать
на эту страницу: пишите, пожалуйста, советы, пожелания к будущим занятиям и к здесь
предложенным – и приглашайте по возможности тех, кому это может быть интересно.
Художнику-оформителю Дине Колмановской – БОЛЬШОЕ СПАСИБО!