Газета для родителей и учителей
Издаётся с 2003 года
вести образования
18+

Архив Видео Фото № 1 (139) от 26 января 2017 г. Подписка Редакция Контакты
1488514884148831488214881148801487914878148861487714876148751487414873


Ольга Дашковская

Хроника

2016 год стал для образования особенным. 19 августа был отправлен в отставку министр образования и науки Дмитрий Ливанов, и на его место назначена Ольга Васильева. Большинство экспертов посчитали это событие главным в образовании, затмившим все остальные, и это понятно: сменился вектор образовательной политики, началась ревизия ранее проведенных реформ. К тому же Ольга Юрьевна оказалась щедра на заявления и обещания, которые активно обсуждались в СМИ и соцсетях. Правда, некоторые новые инициативы, которые предписываются именно ей, при ближайшем рассмотрении оказываются «хорошо забытыми старыми», уже кем-то озвученными – как, например, идея по введению в школах астрономии, с которой впервые выступил Московский планетарий. Поэтому имеет смысл внимательнее изучить события в образовании за минувший год для того, чтобы произвести переоценку ценностей и сделать правильные выводы.

Январь

Поручения года

2 января президент России Владимир Путин подписал перечень поручений по итогам заседания Госсовета, посвященного вопросам совершенствования системы общего образования.

Правительству было дано задание разработать комплекс мер, направленных на систематическое обновление содержания школьного образования с учетом современных достижений науки и технологий, обеспечить формирование национальной системы учительского роста и совместно с органами власти субъектов РФ в срок до 15 июня 2016 года принять меры по снижению нагрузки на педагогов, связанной с составлением всевозможных отчетов. В указанный срок Общероссийский профсоюз образования опубликовал на своем сайте письмо с разъяснениями о сокращении бюрократической нагрузки на учителей и провел анализ лучших региональных практик в этой сфере 

Дополнительное образование года

21 января на заседании правительства России одной из главных тем обсуждения стало повышение доступности дополнительного образования детей.

По словам премьер-министра Дмитрия Медведева, с 2012 по 2014 год объемы финансирования учреждений дополнительного образованиявозрослипрактически в два раза, а число ребят, посещающих различные кружки и секции, увеличилось на 1 млн человек – с 11,5 млн до 12,5 млн.

Как уточнил глава Минобрнауки России Дмитрий Ливанов, численность дошколят, занятых в дополнительных образовательных программах, выросла за два года на 5%, а школьников – почти на 15%.

Министерство намерено развивать по всей стране сеть детских технопарков, что позволит привлечь еще больше детей к инженерному и техническому творчеству. Сейчас, по данным министра, занятиями в кружках технической и естественно-научной направленности охвачено 10% детей. К 2020 году этот показатель планируется увеличить в 2–2,5 раза.

Особое внимание уделяется привлечению в сектор дополнительного образования частного бизнеса, доля которого пока не превышает 1%. Для этого Минобрнауки разработало и внесло в правительство законопроект, расширяющий возможности финансирования дополнительного образования как в государственных, так и в частных организациях.

Февраль

Инициативы года

Московский планетарий при поддержке госкорпорации «Роскосмос» инициировал сбор подписей за возвращение уроков астрономии в школьную программу.

По мнению организаторов акции, именно эта дисциплина существенно влияет на формирование научной картины мира и определяет мировоззрение человека, помогает понять, как устроен мир и каковы его масштабы.

В тот же период Минобрнауки совместно с Минфином и Банком России приняли решение о введении в школы курса по финансовой грамотности, который станет составной частью обществознания. Кроме того, его элементы могут использоваться и в других предметах, например, на уроках математики.

Дети станут изучать вопросы формирования доходов семьи, получат представление о различных видах кредитования и системах пенсионного накопления, о бюджете РФ.

Началась работа по созданию необходимого комплекта учебно-методических пособий.

Март

Законы года

Группа депутатов от ЛДПР во главе с Владимиром Жириновским внесла на рассмотрение Госдумы законопроект, предлагающий отменить ЕГЭ и вместо него ввести по окончании школы государственные экзамены, задания длякоторых будут утверждать региональные органы управления образованием.

По мнению парламентариев, ЕГЭ не позволяет определить реальный уровень знаний учеников, а учит детей только «проставлять галочки в клеточках», отмечается в пояснительной записке к законопроекту.

Кроме того, депутаты указывают на тот факт, что мест в высших учебных заведениях сегодня больше, чем абитуриентов, поэтому для их отбора нет необходимости проводить ЕГЭ.

Вопрос о перспективах принятия такого законопроекта, конечно, риторический.

Зато другой закон, предоставляющий льготы при поступлении в вуз ветеранам боевых действий, был принят и 2 марта подписан президентом.

Закон обеспечивает данной категории граждан право приема на обучение по программам бакалавриата и специалитета в пределах установленной квоты при условии успешного прохождения вступительных испытаний.

Пока срок действия новой нормы ограничен 2016 годом. За это время будет проведен анализ правоприменительной практики, определена примерная численность ветеранов боевых действий, планирующих воспользоваться предоставленным им правом. При необходимости срок действия закона будет продлен.

Долги года

По данным мониторинга, проведенного Общероссийским профсоюзом образования в 52 регионах, в каждом втором субъекте РФ продолжает обостряться проблема финансового обеспечения деятельности образовательных организаций, в том числе выполнения майских указов президента РФ (в основном из-за сокращения стимулирующей части ФОТ) и своевременной выплаты зарплаты работникам отрасли.

В четырех регионах на 14 марта 2016 года была допущена задолженность по зарплате педагогам и другим работникам образовательных организаций:

– за январь-февраль 2016 года – в трех районах Забайкальского края в размере более 13,2 млн рублей, в том числе в связи с наложением ареста на счета образовательных организаций по решению суда;

– за февраль 2016 года – в Перелюбском и Балашовском районах Саратовской области в размере 5,5 млн рублей; в Ширинском и Боградском районах Республики Хакасия – в размере около 4 млн рублей в связи с арестом счетов образовательных организаций по решению суда; в Республике Марий Эл – в семи муниципальных образованиях, в том числе в трех районах в связи с наложением ареста на счета образовательных организаций (такая мера применяется в связи с долгами за коммунальные услуги).

10 марта Центральный совет профсоюза направил письмо премьер-министру Дмитрию Медведеву, указав, что несвоевременная и неполнаявыплата зарплаты приводит к нарастанию социальной напряженности в регионах.

В Забайкалье педагоги двух школ Читинского района из-за задержки зарплаты в начале марта приняли решение временно приостановить работу.

К сожалению, ситуация с заработной платой учителей Забайкальского края так и осталась напряженной до конца года. Так, педагоги новочарской средней школы № 2 Каларского района не получили денег за сентябрь, октябрь и первую половину ноября по причине того, что счет школы оказался заблокированным из-за долгов по коммунальным услугам. Учителя обратились в суд, а также направили письмо в приемную президента РФ Владимира Путина, губернатору края Наталье Ждановой.

25 ноября на селекторном совещании с регионами председатель правительства Дмитрий Медведев поручил обеспечить «безусловные, неукоснительно в срок расчеты по заработной плате с работниками бюджета всех уровней».

Май

В апреле не происходило сколько-нибудь значимых событий, зато насыщенным стал месяц май, и это понятно: конец учебного года, начало основной волны ЕГЭ и новые виды проверочных работ.

«Страшилка» года

С 2015 года в наш лексикон вошла аббревиатура ВПР – Всероссийские проверочные работы. В 2016 году работы проводились для 4-х классов по русскому языку, математике, окружающему миру.

Рособрнадзор не рекомендовал школам использовать результаты ВПР для выставления годовых отметок ученикам. Эти результаты не должны также использоваться для принятия административных решений в отношении учителей. Об этом заявил заместитель руководителя ведомства Анзор Музаев в ходе совещания с регионами по подготовке к проведению ВПР.

Он отметил, что всероссийские проверочные работы – это не выпускной экзамен в начальной школе, а стандартизированная контрольная работа, цель которой – оценить уровень подготовки школьников.

«Никаких административных решений или действий в отношении школы, учителя, муниципалитета по результатам ВПР быть не должно. Этот вопрос у нас находится на особом контроле. Если какие-то школы покажут низкие результаты, в регионе должна быть создана специальная программа помощи таким образовательным организациям», – заявил начальник Управления надзора и контроля за деятельностью органов исполнительной власти Рособрнадзора Евгений Семченко.

Тем не менее, опережая события, можно сказать: недовольство в обществе Всероссийскими проверочными работами к концу года стало стремительно нарастать. Недовольными оказались все участники образовательного процесса: учителя, родители, сами школьники – последние даже стали создавать группы в соцсетях и собирать подписи против проведения ВПР.

Страсти накалились после того, как Рособрнадзор объявил график проведения ВПР на 2017 год, согласно которому запланированы ВПР в 11-х классах по пяти учебным предметам. Официальная задача таких работ–проверить уровеньподготовки выпускников по тем дисциплинам, по которым они не намерены сдавать ЕГЭ.

ЕГЭ года

В основной период проведения ЕГЭ в экзаменах приняли участие более 750 тыс. человек, из них более 640 тыс. – выпускники текущего года. Основной этап начался с 27 мая с ЕГЭ по литературе и географии.

Географию выбрали более 26 тыс. человек (около 4% участников ЕГЭ), литературу – более 57 тыс. (8%).

Самым же популярным предметом по выбору уже традиционно стало обществознание, его сдавали 59% участников. Экзамен по физике выбрали 28%, историю – 23%, биологию – 21%, химию – 13%, английский язык – 12%, информатику и ИКТ – 10%.

Первые экзамены по выбору прошли без технологических сбоев, утечек контрольных измерительных материалов в Интернет не зафиксировано.

Вместе с тем в ряде школ начало основной волны омрачилось неприятным инцидентом.

Выпускникам не хватило дополнительных бланков для выполнения задания части С по литературе. В частности, такая ситуация сложилась в одном из пунктов в Ростове-на-Дону. С той же проблемой столкнулись некоторые участники ЕГЭ в Москве и Красноярском крае. Им пришлось сдавать экзамен в резервный день.

Июнь

Трагедия года

В начале лета страна вздрогнула от страшной трагедии.

18 июня группа из 47 детей, отдыхавших в парк-отеле «Сямозеро» (Республика Карелия), на рафте и двух каноэ вышла в акваторию озера. Ребят сопровождали четверо взрослых, которые не учли надвигающийся шторм. В результате поднявшегося волнения на озере рафт с детьми и двумя сопровождающими прибило к одному из островов, а оба каноэ вынесло на открытую воду. Ребята с инструктором и воспитателем не смогли справиться с их управлением и оказались за бортом. Добраться до берега вплавь из-за больших волн и низкой температуры воды смогли не все.

На протяжении последующих суток спасатели продолжали поиски пропавшей группы. 37 человек, в том числе 33 ребенка, удалось спасти. При этом 12 детей с травмами и переохлаждением были доставлены в больницы Петрозаводска.

Уголовное дело возбуждено по ст. 238 УК РФ («Оказание услуг, неотвечающих требованиям безопасности»), предусматривающей наказание вплоть до 10 лет лишения свободы. Обвинения предъявлены в том числе директору ООО«Парк-отель “Сямозеро”» Елене Решетовой, ее заместителю Вадиму Виноградову, воспитателям Людмиле Васильевой и Регине Ивановой, а также инструктору Валерию Круподерщикову.

По данным Следственного комитета, еще накануне трагедии МЧС России предупреждало о ливнях, грозах и порывах ветра до 17–20 м/с в большинстве районов Карелии, но взрослые, несмотря на это, настояли на выходе.

По решению главы МЧС Владимира Пучкова лагерь был закрыт.

Трагедия в Карелии имела далеко идущие последствия. Началась тотальная проверка всех детских лагерей, закрытие некоторых из них (таких, как «Золото Белого моря»), ужесточение мер безопасности вплоть до почти полной отмены детского туризма.

Карельская трагедия привела и к серьезным кадровым перестановкам.

9 сентября президент России Владимир Путин принял отставку по собственному желанию Уполномоченного при президенте по правам ребенка Павла Астахова, который провел некорректную беседу с детьми, вернувшимися из злополучного похода. Новым детским омбудсменом назначена Анна Кузнецова, глава исполкома пензенского Общероссийского народного фронта, председатель регионального отделения Всероссийского общественного движения «Матери России» в Пензе, президент благотворительного фонда поддержки семьи, материнства и детства «Покров» и по совместительству – жена священника и мать шестерых детей.

Июль

Съезды года

8 и 9 июля в Международном детском центре «Артек» прошло Всероссийское совещание региональных министров образования, осуществляющих госуправление в сфере образования.

В течение двух дней специалисты обсуждали актуальные вопросы и перспективные темы развития российского образования – итоги ЕГЭ 2016 года, реализацию программы по строительству новых школ, национальную систему учительского роста и другие.

В частности, глава Минобрнауки России Дмитрий Ливанов рассказал о том, что вслед за математикой, историей России, русским языком и литературой в этом году будут разработаны и утверждены концепции преподавания обществознания, географии, физкультуры, предметных областей «Искусство» и «Технология». До 2020 года будут созданы аналогичные концепции всех оставшихся учебных предметов и предметных областей.

В июле-августе Российская академия образования провела несколько съездов, на которые собирались представители ассоциаций учителей-предметников. Перед участниками ставились задачи обсудить концепции своих дисциплин и главные проблемы преподавания.

Открыл серию мероприятий съезд Ассоциации учителей химии, который состоялся 19 июля. 12 августа прошел съезд представителей Ассоциации учителей музыки, изобразительного искусства и мировой художественной культуры.

Некоторые мероприятия пришлось перенести на осеннее время. Например, съезд учителей географии состоялся 2 ноября.

Как выяснилось, несмотря на различия, преподавателей этих дисциплин объединяет одна общая боль: сокращение часов на изучение их предметов, что делает невозможным их качественное, полноценное освоение.

Например, учителя химии открыто говорили о том, что химия оказалась «на задворках», в роли нелюбимой «падчерицы» – и это в век нано- и биотехнологий.

Для решения проблемы предлагались такие меры, как: введение интегрированного курса «Естествознание», организация профильных инженерных, естественно-научных классов, где у старшеклассников есть возможность изучать химию на углубленном уровне в объеме 3–6 часов в неделю, а также пропаганда химической науки – с помощью научно-популярной литературы, создания качественных сайтов и сетевых сообществ, дистанционных курсов, проведения химических олимпиад.

Но дальше всех пошли географы, и это неудивительно: у этих предметников – одно из самых сильных лобби в лице Русского географического общества во главе с министром обороны Сергеем Шойгу, которое привлекает все возможные ресурсы для популяризации этой науки, проводит различные акции и уже второй год организует Всероссийский географический диктант.

Не случайно «Концепция развития общего географического образования в Российской Федерации» получилась довольно агрессивной и вызвала довольно неоднозначную реакцию среди специалистов.

Так, авторы документа предлагают увеличить количество часов на преподавание географии и – внимание! – ввести обязательные ОГЭ и ЕГЭ по этому предмету.

Август-октябрь

Август и первые месяцы учебного года стали особенно жаркими для системы образования: произошла смена руководства Министерства образования и науки и последовавшие за ней кадровые перестановки, высказывания нового министра бурно обсуждались в педагогическом сообществе, и не только...

Сенсация года

20 августа Дмитрий Медведев на Всероссийском августовском педсовете в Москве представил нового министра образования и науки РФ. Им стала Ольга Васильева, завкафедрой государственно-конфессиональных отношений РАНХиГС, до недавнего времени работавшая в администрации президента. Дмитрий Ливанов назначен спецпредставителем главы государства по торгово-экономическим связям с Украиной.

О смене руководства Минобрнауки России стало известно 19 августа. «Для того чтобы воплотить в жизнь те идеи, которые были сформулированы, требуются и новые подходы, и новые полномочия, а в ряде случаев – и новые люди», – сказал Медведев в ходе рабочей встречи с президентом Владимиром Путиным. Премьер-министр предложил на смену Дмитрию Ливанову Ольгу Юрьевну Васильеву, обратив внимание на ее послужной список: «Она ученый, но в то же время начинала свою деятельность в должности учителя еще в 1979 году. Впоследствии работала в системе Академии наук, имеет опыт государственной службы как в аппарате правительства, так и в администрации президента. Человек она сбалансированный, опытный и, мне кажется, способна реализовать эти новые задачи».

Приход нового министра был встречен неоднозначно. Одни радовались отставке Ливанова (все-таки при нем прошла болезненная реформа РАН и оптимизация вузов), и с Ольгой Васильевой связывали более мягкие изменения.

Других настораживало ее прошлое, в частности, тема ее кандидатской диссертации «Советское государство и деятельность Русской православной церкви в годы Великой Отечественной войны» и некоторые ее положительные высказывания о Сталине, которые в качестве компромата замелькали в либеральных СМИ.

Сама Ольга Васильева в первые же дни после своего назначения назвала своим главным приоритетом заботу об учителе как о ключевой фигуре в образовании и пообещала начать работу в должности министра с анализа проводимых реформ.

Обещания не заставили себя долго ждать.

Например, новый министр предложила ввести «внутренний», дополнительный к ЕГЭ экзамен в социально значимых вузах (педагогических и инженерных), что вызвало противоречивые мнения со стороны педагогической общественности: одни полагали, что данное нововведение позволит качественнее произвести отбор абитуриентов, другие возражали, что это повысит психологическую нагрузку на детей и финансовую – на их родителей (поскольку ребятам из регионов придется приезжать в другие города для сдачи дополнительного экзамена). По сути такое нововведение практически дезавуирует идею ЕГЭ как экзамена, обеспечивающего возможность детям из глубинки поступать в столичные вузы, и грозит возвратом коррупции. То есть против чего боролись, на то и напоролись! И стоило ли 16 лет городить огород под названием ЕГЭ, который, по последним опросам ВЦИОМ, совершенствуется и постепенно избавляется от недостатков?

Вообще «восшествие на престол» Ольги Васильевой ознаменовалось целым рядом резонансных заявлений и эффектных обещаний.

Это и введение в школьное расписание астрономии (за счет второго иностранного языка) и общественно-полезного труда; и усиление патриотического воспитания, и даже подчинение школ федеральному центру.

Особенно взбудоражили педагогическую общественность просочившиеся в СМИ сведения о введении курса православной культуры с 1-го по 11-й класс.

Выступая 30 ноября на пресс-конференции в «Интерфаксе», Ольга Васильева поспешила опровергнуть эту новость, подчеркнув, что «школьный курс основ православия и духовной культуры направлен на доработку, программа будет лишь факультативной».

Как отметил на своей странице в Фейсбуке Сергей Волков, «все предпринятые новым Минобром шаги сделаны без малейшей консультации с пока еще существующим Общественным советом МОН, который возглавляют Евгений Ямбург и Жорес Алферов. Видимо, это тоже новый почерк работы».

Кроме громких заявлений, новый министр начала активно менять свою команду, словно спеша поскорее избавиться от «наследства» своего предшественника.

Одной из самых громких стала отставка первого заместителя министра Натальи Третьяк, которая зарекомендовала себя как настоящий профессионал своего дела. Свою карьеру она намерена продолжить в одном из институтов НИУ ВШЭ и в крупной национальной компании, название которой она пока не раскрывает.

«Проблема не в том, что люди уходят, а в том, что им трудно найти достойную замену. И в этом смысле никаких серьезных побед и приобретений в министерстве пока не видно», – с грустью констатировал академик РАН и РАО Алексей Семенов, который сам пострадал от кадровых перестановок, лишившись поста ректора МПГУ.

Скандал года

Накануне нового учебного года в геометрической прогрессии начал нарастать скандал вокруг московской школы № 57 – школы известной, богатой традициями, занимающей пятую строчку в престижном рейтинге ТОП-500 лучших школ России 2016 года.

Искрой, из которой возгорелось пламя, послужили откровения журналистки и выпускницы этой школы Екатерины Кронгауз на своей странице в Фейсбуке о педагоге, который «крутил романы» с ученицами. В курсе этих событий, как утверждается, были и администрация школы, и часть педколлектива, и некоторые ученики. Вслед за Кронгауз о сексуальных домогательствах стали писать другие выпускники 57-й школы. В результате сразу четыре учителя, в числе которых один из самых известных словесников в стране — Сергей Волков, написали заявления об уходе в знак несогласия с ситуацией, сложившейся в школе, а руководитель школы Сергей Менделевич обратился в Департамент образования Москвы с просьбой объявить конкурс на замещениедолжности директора. Его просьба была удовлетворена – на должность директора назначен Александр Тверской, бывший руководитель лицея № 1581, имеющий за плечами диплом мехмата МГУ и степень PhD престижного Массачусетского технологического института.

В школе была создана комиссия по этике с привлечением родителей и выпускников для расследования имевших место случаев нарушения прав детей. Расследованием и правовой оценкой фактов нарушения прав и свидетельств преступлений в отношении учеников 57-й школы занялись правоохранительные органы.

Комитет года

18 cентября в стране прошли парламентские выборы. 5 октября Госдума VII созыва начала свою работу, определился новый состав комитетов.

Если раньше образованием и наукой занимались два разных комитета, то теперь эти функции передали одному. Состав комитета значительно обновился, число депутатов в его составе увеличилось с 16 до 20.

Пост председателя, как и в Думе прошлого созыва, занял Вячеслав Никонов, член Высшего совета партии «Единая Россия», политолог, доктор исторических наук.

Должность первого заместителя сохранил и член фракции КПРФ, доктор философских наук Олег Смолин.

Еще одним первым заместителем В. Никонова стал бывший Главный санитарный врач и руководитель Роспотребнадзора, впервые избранный в Думу Геннадий Онищенко.

Также депутатом-новичком можно считать и Любовь Духанину, доктора педагогических наук, президента образовательного холдинга «Наследник», члена Общественной палаты с самого ее основания.

В качестве рядового члена в новый состав комитета вошел и академик РАН, лауреат Нобелевской премии, легендарный Жорес Алферов.

Полный список членов комитета по образованию и науке можно посмотреть здесь: http://www.gosduma.net/structure/committees/1760710/

Ноябрь-декабрь

Конец года ознаменовался как тяжелыми, так и радостными событиями – как это всегда бывает в жизни.

Послание года

3 декабря президент Владимир Путин выступил с Посланием Федеральному собранию, в котором уделил большое внимание вопросам образования.

Глава государства призвал продолжить программу реконструкции и обновления школ, направить дополнительные усилия на повышение квалификации учителей. В период с 2016 по 2019 год, по его словам, планируется создать 187 998 новых мест в школах. В целом же, напомнил президент, программа рассчитана до 2025 года.

Владимир Путин призвал «сохранить глубину и фундаментальность отечественного образования», а также создавать проекты в театре, кино, на телевидении, музейных площадках, в Интернете, которые будут интересны молодым людям.

Особо президент отметил необходимость воспитания культуры исследовательской, инженерной работы: «За ближайшие два года число современных детских технопарков в России возрастет до 40, они послужат опорой для развития сети кружков технической направленности по всей стране». Кроме того, глава государства рекомендовал главам субъектов РФ подумать о создании в регионах центров поддержки одаренных детей, подобных сочинскому «Сириусу».

Эти и другие предложения нашли отражения в пяти пилотных проектах, которые планируется осуществить в ближайшие годы.

В их числе: «Современная образовательная среда для школьника» и «Доступное дополнительное образование».

В рамках первого проекта планируется решить такие задачи, как ремонт и строительство школ, их оснащение современным оборудованием, постепенный переход на обучение в одну смену.

Цель второго проекта – в ближайшие два года по современным стандартам оснастить не менее 400 тыс. мест в сфере дополнительного образования детей, а к 2025 году – более 1,8 млн мест, из них 600 тыс. на селе.

Во всех регионах будут созданы модельные центры допобразования, детские технопарки. Для этого предстоит обеспечить более тесное взаимодействие между школами, организациями дополнительного обучения, технопарками и вузами.

Предполагается, что в 2017 году финансирование проекта составит 1,6 млрд из федерального бюджета, 390 млн из региональных и 260 млн из внебюджетных источников.

Достижения года

Если верить данным Рособрнадзора, наши школьники заметно повысили свои образовательные результаты в 2016 году в международных исследованиях.

Результаты российских четвероклассников по математике (564 балла) и по естествознанию (567 баллов) существенно превышают среднее значение международной шкалы TIMSS. По уровню математической подготовки учеников 4-х классов наша страна по сравнению с результатами предыдущего исследования, проведенного в 2011 году, поднялась с 10-го на 7-е место, обойдя Англию, Финляндию и Бельгию. А по итогам исследования по естествознанию среди четвероклассников – с 5-й позиции на 4-ю. Только учащиеся Сингапура и Республики Корея превзошли школьников России, с результатами Японии значимого различия нет. Как полагает глава Рособрнадзора Сергей Кравцов, итоги исследования подтверждают позитивный эффект внедрения ФГОС начальной школы.

Российские восьмиклассники по уровню математической грамотности удержали 6-е место, а по естествознанию вошли в десятку лидеров.

Ученики 11-х классов из России, изучавшие углубленный профильный курс математики, продемонстрировали самые высокие результаты и заняли первое место среди всех стран-участниц. А по итогам исследования среди одиннадцатиклассников, проходящих профильный курс физики, Россия заняла 2-е место.

Московские школьники отличились в международном исследовании PISA, в котором они приняли участие в мае 2016 года.

Результаты московских школ оказались сопоставимы с такими общепризнанными лучшими школами мира, как школы Шанхая (Китай), Сингапура, Гонконга (Китай), Финляндии, Японии, и намного опережают результаты школ большинства стран ОЭСР, в том числе европейских.

«Московская модель позволила раскрыть возможности педагогов, учащихся, вовлечь в работу родителей, повысить ответственность школы за результаты, а значит, и доверие к ней. PISA для нас очередной рубеж, за которым продолжится ежедневная кропотливая работа с учениками», – отметил директор столичного Центра качества образования Павел Кузьмин.

Наши учащиеся отличились не только в интеллектуальных соревнованиях, но и показали свои навыки по рабочим специальностям.

Члены национальной сборной WorldSkills Russia заняли первое место в общекомандном зачете по баллам V европейского первенства EuroSkills-2016 и завоевали пять медалей по основным компетенциям: «золото» в номинациях «Электроника» и «Обслуживание холодильной и вентиляционной техники»; «серебро» пографическому дизайну и мобильной робототехнике и «бронзу» по сетевому и системному администрированию.

9 декабря Владимир Путин поздравил победителей европейского первенства, а также призвал их показать свой класс на домашнем чемпионате мира по рабочим профессиям, который пройдет в Казани в 2019 году.

Сеть года

Около полугода назад Институт образовательной политики «Эврика» предложил проект «Сеть сетей» организаторам Общероссийского гражданского форума для направления «Образование», и Комитет гражданских инициатив во главе с Алексеем Кудриным этот проект одобрил.

Идея «Сети сетей» состоит в создании переговорной площадки с целью продвижения и поддержки реальных проектов независимо от их формального статуса и специфики деятельности. Общая рамка – образование. Направленность не имеет значения. В этом первая особенность: собрать разнородные проекты, сети – от родительских объединений до высокопрофессиональных, например, деятелей развивающего обучения.

Вторая особенность «Сети сетей» – попытка институциализировать неформальные на сегодняшний день объединения. Дать возможность современным формам сетевой, проектной образовательной деятельности стать реальным ресурсом для всех детей, участвовать в общем образовании, претендовать на бюджет и в то же время не попасть под ведомственное зарегулирование, сохранить гибкость и максимальное соответствие потребностям детей и родителей.

«Мы же видим, что сегодня стремительно растет значимость и ценность именно реальных образовательных ресурсов, а не формальных. И если не найти формат новой институциализации, огромный ресурс не получит ни признания, ни возможности быть максимально полезным людям», – считает руководитель Института образовательной политики «Эврика» Александр Адамский.

20 декабря состоялось заседание Оргкомитета Общероссийского гражданского форума, на котором Александр Адамский сделал доклад о проекте рекомендаций. После согласования с оргкомитетом рекомендации должны быть опубликованы в Интернете от имени ОГФ.

Утраты года

9 декабря не стало Александра Тихонова – профессора, академика Российской академии образования, научного руководителя и директора МИЭМ НИУ ВШЭ, который занимал пост министра общего и профессионального образования в 1998–1999 годах. Под руководством А.Н. Тихонова разработаны и реализованы: Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной среды на 2001–2005 гг.», Межведомственная программа «Создание национальной сети компьютерных телекоммуникаций науки и высшей школы» (1995–2000 гг.), разделы федеральных целевых программ «Интеграция науки и высшего образования России на 2002–2006 гг.», «Электронная Россия», приоритетный национальный проект «Образование».

Александр Асмолов, академик РАО, директор Федерального института развития образования, назвал Тихонова одной из самых ярких звезд на небосклоне образования.

Юбилеи года

Ушедший год запомнится яркими юбилейными датами.

18 октября в МГПУ торжественно отметили 30 лет со дня принятия «Манифеста педагогики сотрудничества». Это система взглядов, предполагающая реализацию принципов гуманного образования. В ней соединились наиболее прогрессивные достижения отечественной и зарубежной педагогической мысли конца XX века.

В ноябре прошелМеждународный сетевой конгресс, посвященный 120-летию со дня рождения Л.С. Выготского.

15 декабря в НИУ ВШЭ состоялась конференция «Новая школа», приуроченная к 60-летию со дня рождения и 10-летию со дня смерти известного российского педагога и общественного деятеля, основателя и директора первой в России вальдорфской школы, автора трудов в области философии образования и образовательной политики Анатолия Пинского. Участники обсудили его вклад в развитие системы образования – от инициативы введения ЕГЭ, профильного обучения, сетевого взаимодействия до нормативно-подушевого финансирования и создания управляющих советов.



Социальные комментарии Cackle