Газета для родителей и учителей
Издаётся с 2003 года
вести образования
18+

Архив Видео Фото № 1 (139) от 26 января 2017 г. Подписка Редакция Контакты
1488514884148831488214881148801487914878148861487714876148751487414873


Елена Булин-Соколова

Монтессори-педагогика становится все более популярной

Итальянский педагог Мария Монтессори жила 100 лет назад, но ее метод свободной работы детей в специально организованном образовательном пространстве ничуть не устарел, и более того – получил распространение в разных странах мира. А в последние 20 лет набирает силу новая волна интереса к ней, особенно в России, где происходит переосмысление прежнего авторитарного отношения к детям и все ярче проявляется, судя по принятым ФГОС, даже на уровне государственных документов стремление к поддержке детской индивидуальности, уважение к личности ребенка и признание его неповторимости и достоинства. За минувшие годы образ детского сада, придуманного Марией Монтессори, безусловно, изменился, вобрав в себя традиции и культуры разных стран и опыт разных авторов. Но глубина ее идей позволяет ученым и педагогам развивать их и подтверждать новыми успешными практиками.

Поэтому создание в ведущем педагогическом вузе страны – МПГУ – учебного центра-лаборатории педагогики Монтессори в этом контексте представляется событием закономерным и логичным. Но путь от замысла до его реализации – неблизкий и непростой, и пока велась работа по созданию учебного центра, в МПГУ сменилось руководство.

О трудностях, с которыми пришлось столкнуться организаторам новой структуры, о задачах и перспективах ее развития нам рассказала заведующая кафедрой информационных технологий МПГУ, доктор педагогических наук Елена Булин-Соколова.

Кому принадлежит инициатива создания учебного центра-лаборатории педагогики Монтессори?

– Работая четвертый год в Московском педагогическом государственном университете, наша команда во главе с ректором – Алексеем Львовичем Семеновым – пыталась создать условия для практико-ориентированной подготовки студентов. Для того чтобы будущий учитель успешно освоил приемы и методики работы в той или иной педагогической системе, ему недостаточно прослушать про нее лекции. Важно дать ему возможность хотя бы немного «пожить в этой системе»: понаблюдать за тем, как работает в ней с детьми специалист, поработать с материалами сначала в роли ребенка, потом смоделировать ситуацию, примеряя ее на себя, а только потом пойти к детям и попробовать организовать их работу. Для решения этой задачи мы, с одной стороны, направляли студентов на практику в образовательные организации города начиная с 1-го курса, а с другой стороны, начали создавать в наших зданиях педагогические мастерские – пространства, в которых была бы смоделирована школьная или дошкольная среда. Эти мастерские должны быть наполнены инструментами для творческой, исследовательской, конструкторской и другой созидательной деятельности. Мы уверены, что именно в такой среде должен проходить обучение будущий педагог. Он должен научиться играть и конструировать, строить и экспериментировать, работать в группе и самостоятельно, наблюдать природу и открывать законы окружающего мира, размышляя над тем, как он сам учится, а, приходя на практику, организовывать деятельность детей, изучать, как учатся дети, пытаясь понять, как сделать их работу интересной, поучительной и продуктивной. Представляется очень важным, чтобы студенты педвуза, находясь во взрослой профессиональной позиции, смогли бы пережить и отрефлексировать, а, значит, осознать и присвоить то, что происходит с человеком, в частности с ребенком, когда ему предоставляется возможность самостоятельно действовать. В настоящий момент в Институте детства МПГУ для этого созданы разнообразные пространства: музыкальный оркестровый класс для занятий будущих педагогов начального и дошкольного образования элементарным музицированием по методикам Орфа, естественно-научные лаборатории и пространства для занятий конструированием, моделированием и основами робототехники, мастерские для занятий сценическими практиками и изобразительным искусством.

Монтессори-центр – это еще одно пространство для занятий студентов с погружением в среду автодидактических материалов.

Наш замысел состоял в том, чтобы в этом центре происходили занятия групп кратковременного пребывания дошкольников, и студенты не только осваивали содержание и способы работы на себе, но и часть времени под руководством Монтессори-педагогов работали бы с детьми.

Для помощи нам в реализации этого замысла я пригласила главного специалиста, эксперта Ассоциации Монтессори-педагогов в России – Елену Александровну Хилтунен. Елена Александровна восприняла идею с воодушевлением. Она помогла нам подобрать оборудование, проводила лекции и семинары для преподавателей и студентов, организовала наше взаимодействие с Ассоциацией Монтессори-педагогов. На подготовку ушел целый год.

Отдельную благодарность хотелось бы высказать благотворительному фонду «ДАР», без помощи которого ничего не произошло бы. Фонд оплатил ремонтные работы в полуподвальных помещениях на проспекте Вернадского, 88 и закупку всех необходимых материалов и мебели. Дочь Елены Александровны – дизайнер Александра Хилтунен – проработала дизайн всех пространств, расстановку мебели и оборудования.

Среда, как известно, в этой педагогической системе имеет первостепенное значение для развития детей, которые познают мир с помощью так называемых автодидактических материалов. Материалы расположены на открытых полках на уровне глаз ребенка так, чтобы он мог самостоятельно легко взять их и, расположившись на коврике, заниматься математикой или естествознанием, изучать буквы или играть

В российском образовании еще не было такого места для студентов, где можно было бы на практике приобрести знания и навыки деятельности в области Монтессори-педагогики.

Это будет обязательное или факультативное обучение на добровольной основе?

– Предполагалось, что такая подготовка будет небольшой обязательной частью учебного плана в курсе «Педагогические системы» в рамках Психолого-педагогического модуля. Конечно, за столь короткий период невозможно подготовить Монтессори-педагогов, но, безусловно, каждый будущий педагог дошкольного образования или начальных классов должен ознакомиться с этой системой. В ней заложены универсальные принципы, которые необходимы каждому профессионалу независимо от того, по какой программе он будет работать.

Открытие Центра состоялось 22 декабря. В ходе занятий студенты сами разместили правильным образом материалы, испытывая в полном смысле восторг от этой работы. Елена Александровна Хилтунен провела серию мастер-классов.

Интерес к этой работе проявили и коллеги из Московского городского педагогического университета, которых мы пригласили на открытие центра. Ректор МГПУ и его коллеги выразили желание открыть такой центр на базе одного из педагогических колледжей, входящих в состав университета, в котором уже есть дошкольные группы кратковременного пребывания детей. В московских педколледжах практика педагогики Монтессори существовала и раньше.

Но есть немало опытных педагогов, которым бы хотелось освоить эту систему. Возможно ли организовать обучение и для этой категории?

– Да, мы планировали открыть магистерскую программу для подготовки Монтессори-педагогов из разных регионов. Потребность в этом большая, заявок к нам поступило много. Предполагалось, что магистранты будут практиковаться не только в нашем учебном центре, но также будут проходить стажировку в московских образовательных организациях, которые специализируются на Монтессори-педагогике. Таких учреждений много, и это не только частные детские сады и школы, но и известные государственные образовательные комплексы – гимназия № 109, которой руководит Евгений Ямбург, и Центр образования № 1788, несколько детских садов в Центральном округе столицы и многие другие, которые работают по этой программе. Практически в каждом регионе есть такие школы и детские сады. По нашему замыслу, выпускники магистратуры будут способствовать распространению Монтессори-педагогики на своих территориях.

Не станет ли препятствовать новое руководство МПГУ реализации ваших замыслов?

– Новое руководство университета объявило о намерении изменить учебные планы – в частности, сократить часы на практику и изучение предметов психолого-педагогического цикла. Останется ли в них место для изучения педагогики Монтессори, сейчас сказать трудно. Проректор МПГУ Людмила Александровна Трубина выразила позицию руководства, что открыть магистерскую программу по подготовке Монтессори-педагогов в этом году точно не получится. Но мне кажется, что даже то, что нам с Еленой Александровной удалось показать, как такой центр мог бы выглядеть, провести мастер-классы, погрузить группу студентов в «мир Монтессори», вызвать интерес специалистов – это уже многое.

Вчера мы говорили с ректором МГПУ про нашу инициативу. Игорь Михайлович Реморенко выразил интерес к открытию магистерской программы в городском университете и пригласил нас к совместной работе. Так или иначе, центр Монтессори для подготовки будущих учителей будет существовать.

Беседовала Ольга Дашковская

Социальные комментарии Cackle