Газета для родителей и учителей
Издаётся с 2003 года
вести образования
18+

Архив Видео Фото № 1 (139) от 26 января 2017 г. Подписка Редакция Контакты
1488514884148831488214881148801487914878148861487714876148751487414873

директор Института образовательной информатики РАН, профессор МГУ
Алексей Семенов

Затмение

Очевидно, что пришествие нового министра затмило все, что происходило до этого. Предполагаю, что все эксперты будут говорить о ее заявлениях и о тех изменениях, которые произойдут в связи с их реализацией. Ольга Юрьевна Васильева выступает с такими предложениями, которые встречают широкую поддержку и привлекают к себе максимальное внимание. Например, предложение о введении астрономии будет пользоваться успехом, и все будут ждать его реализации, хотя часов для нового предмета в школе взять негде.

При этом, если говорить с точки зрения результата, то эффекта можно достичь, включив вопросы по астрономии в экзаменационные материалы по физике, географии, математике, и тогда эти темы будут активно изучаться на уроках. Недовольство ЕГЭ продолжает широко дискутироваться в обществе, критика бывает справедливой. Естественно, сочувствие и поддержку встречают заявления Ольги Васильевой о перспективах реформирования ЕГЭ и даже о его возможной отмене. Тем самым открываются перспективы совершенствования, в том числе ориентируясь на советские традиции. Это – то, что мы исходно и предлагали на первом, начальном этапе обсуждения ЕГЭ в 2000 году. Что касается дополнительных вступительных испытаний в вузы, о введении которых также говорила Ольга Юрьевна, то такое право есть у некоторых ведущих университетов. Однако если МГУ это право реализует, то НИУ ВШЭ от такой возможности в последние годы отказался – и не по идеологическим, а по содержательным и организационным причинам. Вводя дополнительные экзамены в рядовых вузах, надо будет обдумать снижение риска возникновения коррупции, увеличения психологической нагрузки на школьников, с чем изначально был призван бороться ЕГЭ. Кроме того, по некоторым направлениям у нас небольшие конкурсы, талантливые ребята и так поступают, а дополнительные экзамены мало что дают. Они необходимы там, где есть высокие конкурсы и требуется жесткий отбор. Но эта мера может касаться достаточно ограниченного круга абитуриентов и вузов, но никак не широкого – в противном случае мы столкнемся с массовыми рисками, которых избежали, вводя ЕГЭ.

Относительно патриотического воспитания: это направление мощно развивалось в последние несколько лет. Но и здесь есть очевидные риски. Примером может служить Российское движение школьников, которое может стать либо важным фактором воспитательной работы, формирования нового поколения граждан, либо очередной чисто формальной кампанией, которая ничего не изменит. Надеюсь, что будет не «как всегда», а «как лучше».

Очень много обсуждают последние кадровые отставки и назначения в Минобрнауки, забывая о том, что предыдущие министры (я вспоминаю Андрея Александровича Фурсенко) почти полностью или очень значительно меняли команду. Но проблема не в том, что люди уходят, а в том, что им трудно найти достойную замену. И в этом смысле никаких серьезных побед и приобретений в министерстве пока не видно.

С приходом Ольги Васильевой заговорили о возможном усилении влияния православной церкви на школу, но пока в этом направлении никаких реальных шагов не предпринято, и вряд ли в этой сфере появятся какие-то жесткие меры.

Что касается педагогического образования, представляется важным внимание министра к этой проблеме. Надеюсь, что от министерства появятся содержательные предложения и что нам удастся сохранить и развить тот позитивный импульс, который педагогическое образование приобрело за последние годы.



Социальные комментарии Cackle