Газета для родителей и учителей
Издаётся с 2003 года
вести образования
18+

Архив Видео Фото № 8 (137) от 10 ноября 2016 г. Подписка Редакция Контакты
1485314855148541485714852148511485614850


Виктор Болотов

неприкрытый PR

Вузы потеряют талантливую молодежь из регионов

Виктор Болотов считается одним из идеологов ЕГЭ. Он был назначен руководителем Рособрнадзора в 2004 году, в момент образования этой надзорной службы, ответственной за Единый экзамен. Мы попросили прокомментировать возможные изменения, если проект будет принят.

– На мой взгляд, это неприкрытый пиар тех, кто вносит этот законопроект, – заявил Виктор Болотов. – Сейчас все СМИ будут обсуждать законопроект. Но какие он решает проблемы? Это никак не обозначено. О том, какие проблемы решает ЕГЭ, написано достаточно. Это в первую очередь общедоступность высшего образования для детей из разных регионов, из семей с разным достатком, и искоренение коррупции при поступлении в вузы, облегчение жизни абитуриентов: снятие двойного груза выпускных и вступительных экзаменов.

Будем надеяться, что дело закончится только пиаром. А чем может грозить отмена ЕГЭ?

– Вузы потеряют одаренную молодежь из регионов. Посылать детей в Москву для того, чтобы сдавать здесь экзамены, сможет далеко не каждая семья – это для многих слишком дорого.

Кроме имущественного ценза прибавится еще одно обстоятельство. Если вдруг мы возвращаемся к ситуации, когда каждый вуз сам принимает свои экзамены, мы сразу же получим при каждом вузе подготовительные курсы именно к этим экзаменам. Школьники, которые живут в городе, окажутся в привилегированном положении: они смогут посещать эти курсы. Те, кто живет на селе или в другом городе, проиграют тем, кто готовился к поступлению в вузе на подготовительных курсах или с преподавателями из вуза. Вузы потеряют талантливую молодежь из регионов.

Высшее образование при этом перестает быть равнодоступным. А все-таки необходимо стремиться к тому, чтобы получение высшего образования не зависело от места проживания и обеспеченности родителей.

Становление ЕГЭ привело к тому, что в столичных вузах вырос процент детей из сельской местности и из отдаленных регионов. Если вернемся к экзаменам в вузах, пострадает сельское население, дети из дальних регионов и дети из малообеспеченных семей.

– Возможно ли готовить контрольно-измерительные материалы для выпускных экзаменов непосредственно в регионах?

– Контрольно-измерительные материалы, которые будут готовить в разных регионах, будут несопоставимы между собой. Баллы, полученные на экзаменах в Калининграде и на Сахалине, невозможно будет сравнивать между собой. Как 60 баллов с Сахалина будут относиться к 60 баллам из Калининграда? Если такие результаты поступают в московский вуз, как приемная комиссия должна их интерпретировать?

Есть две составляющих ЕГЭ: КИМы и сама процедура. Сегодня ОГЭ (ГИА-9) проводятся регионами самостоятельно в части организации процедуры. Но КИМы все равно общие – федеральные. А уж ЕГЭ и по процедуре, и по КИМам задан из центра. Только так его результаты могут считаться сопоставимыми. Если же и процедуру, и контрольные материалы выпускного экзамена отдать регионам, сопоставлять, сравнивать будет просто нечего.

Для полного исключения возможности коррупции и достижения реально равных условий для всех поступающих следовало бы отменить дополнительные экзамены в те вузы, в которых они сейчас есть (Евгений Бунимович как-то спрашивал ректора Филиппова: почему в МГУ, в Бауманский и в РУДН должен быть разный экзамен по математике?), а вместо этого логичного шага в законопроекте записано, что в вузы будут поступать по результатам экзаменов, проводимых вузом!

Пусть авторы объяснят, какую проблему решит их законопроект?


Людмила РЫБИНА
Социальные комментарии Cackle