Газета для родителей и учителей
Издаётся с 2003 года
вести образования
18+

Архив Видео Фото № 8 (137) от 10 ноября 2016 г. Подписка Редакция Контакты
1485314855148541485714852148511485614850


Александр Адамский

тема

Почему нельзя отменять ЕГЭ

В советское время был популярный анекдот о собрании колхозников. Председатель объявляет: «В повестке дня два вопроса: о ремонте коровника и строительстве коммунизма. Поскольку денег на ремонт коровника нет, обсуждаем построение коммунизма!». Некоторые наши политики напоминают этого председателя колхоза, который из двух задач выбирает наиболее, как ему кажется, реалистичную. Самое популярное их предложение сегодня — отменить ЕГЭ.

То есть не «ремонтировать коровник», сделав независимую итоговую аттестацию школ более удобной, более функциональной и уменьшив риски для выпускников, а построить экзаменационный коммунизм. Чтобы всем было комфортно, чтобы двоечники даже не поняли, что плохо учились. Чтобы учителя сами себе выставляли оценки (потому что если я учу и я же принимаю экзамены у своих учеников — соблазн себя оценить на «хорошо» и «отлично» слишком велик). Чтобы можно было порадеть родному человечку из милосердия или за мзду. А так как «эта корова может давать молоко два раза в день», то пусть сдают не только выпускные в школе, а еще и вступительные в вузы. Чтобы и ректорам с членами предметных комиссий перепало, и так называемым репетиторам (они же — преподаватели вузов, в которые планирует поступать абитуриент). И пусть он потратится на билеты и проживание-пропитание в далеком столичном городе, пусть лично приедет сдаст экзамены в этот вуз глаза в глаза с профессорско-преподавательским составом, пусть докажет, что уже сданные им в школе экзамены соответствуют требованиям конкретного университета.

Ради чего все это? Чтобы председатель колхоза посчитал трудодни и доложил в райком, что им предприняты все меры для повышения удоя молока и выполнения плана по зерну и мясу.

Важным плюсом ЕГЭ стала возможность подавать документы не в один, а в несколько вузов. В результате введения ЕГЭ в высших учебных заведениях России выросло число студентов из сельской и удаленной местности, а в московских и петербургских вузах резко увеличилось число студентов из дальних регионов.

Идеального массового экзамена не существует. Государство ставит задачу проверить на соответствие определенному уровню образования всех граждан, окончивших школу. Это около миллиона детей каждый год. При этом единое образовательное пространство задается не столько одинаковым материалом в разных школах (это практически невозможно), сколько едиными требованиями на выходе из школы. Здесь и начинаются проблемы, которые невозможно решить простыми архаичными способами устройства выпускного экзамена.

Есть знаменитая фраза, приписываемая Альберту Эйнштейну: «Все мы гении. Но если вы будете судить рыбу по ее способности взбираться на дерево, она проживет всю жизнь, считая себя дурой».

Более того, природа экзамена такова, что возможность выявления индивидуальных способностей и наклонностей каждого из миллионов сдающих — это утопия. И все претензии к единому экзамену с точки зрения развития мышления, раскрытия творческого потенциала школьников и пригодности к избранной профессии — нелепы. Это все равно что ожидать от измерения температуры тела точного диагноза заболевания.

Дополнительные испытания в вузах не дадут точного ответа — годен абитуриент к избранной профессии или нет. Именно поэтому вступительные экзамены неэффективны. Гораздо эффективнее потратиться на то, чтобы принять в вуз намного больше учеников, чем планируется выпустить. И проводить отбор уже во время учебы.

Нет другого выхода, кроме того чтобы предоставить самому выпускнику решать, куда ему поступать. И снять внешние ограничения. Но при этом создать максимальные условия для того, чтобы каждый школьник получил возможность во время учебы в школе выяснить, к чему он более всего расположен, в чем его предназначение и призвание. Есть олимпиады, есть разные конкурсы, огромное число проектов: творческих, исследовательских, спортивных, социальных. Все для того, чтобы выпускник осознал, на что способен, совершив большое число проб и ошибок, но без риска непоправимо принять ошибочное решение.

А итоговая аттестация, единый выпускной экзамен — это очень усредненная процедура, необходимая для того, чтобы ведомство отчиталось перед обществом, что деньги налогоплательщиков потрачены не зря. Чтобы родители и сами дети доверяли системе образования. Чтобы все дети выяснили, каков их уровень общего образования. То есть такого образования, которое помогает жить в обществе, понимать друг друга с помощью общих образов, понятий, метафор, общего математического и физического языка, литературы, истории и прочих наук.

При этом «экзаменационный коровник» можно и нужно ремонтировать и совершенствовать. Эксперты из ВШЭ считают, что прежде всего необходимо разработать российский стандарт тестирования и оценки в образовании. Такой стандарт, который будет учитывать как лучшие мировые практики в области создания и проведения экзаменов с высокими ставками, так и особенности российской системы образования. Когда такой стандарт будет принят, любые изменения в ЕГЭ получат обоснование, и доверие к ним в профессиональном сообществе и обществе в целом существенно повысится.

Необходимо открыть данные о качестве заданий КИМ ЕГЭ, регулярно публиковать результаты исследований валидности и надежности КИМ, а также результаты исследований, доказывающие, что КИМ не дискриминируют учащихся по какому-либо признаку (по полу, социально-экономическому статусу, месту проживания и так далее). Необходимо проводить экспертизу качества заданий. Делать это должны организации независимые. Открытие материалов о качестве КИМ повысит и ответственность разработчиков, мотивирует их на повышение качества КИМ и постоянный его контроль.

Необходимо усовершенствовать процедуру шкалирования результатов экзамена и установления минимальных пороговых значений, которые обеспечивают сопоставимость баллов ЕГЭ по вариантам и по годам, регулярно проводить и публиковать результаты исследований, доказывающих эквивалентность вариантов по каждому предмету и возможность сравнения результатов ЕГЭ по каждому предмету по годам.

Есть еще несколько необходимых шагов по совершенствованию ЕГЭ, ремонту этого института. Но это требует серьезного изучения предмета, профессиональных компетенций и ответственности.

А можно предложить отменить ЕГЭ — дешево и сердито, хватит на полгода эйфории восторженных сторонников. А потом разгневанные родители выпускников выйдут на улицу. И их будет миллион, потому что они поймут, что их детям нужно будет не посылать по почте результаты ЕГЭ в несколько вузов сразу, а лететь за тысячу километров сдавать вступительные экзамены после выпускных. Кому это понравится?

Мел



Социальные комментарии Cackle