Газета для родителей и учителей
Издаётся с 2003 года
вести образования
18+

Архив Видео Фото № 18 (127) от 19 октября 2015 г. Подписка Редакция Контакты
146941469314692146911469614690146891468814687147101468614695146851468414683
Александр
Адамский
Школьные сети корпораций
Михаил
Эпштейн
Новый образ «новой школы»
Елена
Бусова
Классическая гимназия в «эпоху нано»
Елена
Казакова
Простая дидактика открытого образования
Александра
Тесакова
Говорящее «Зеркало»

Предисловие к «Вестям образования» от группы РОСНАНО
Михаил
Эпштейн
Какой быть школе в эпоху нанотехнологий…
Анастасия
Азбель, Леонид Илюшин
Наука начинается в школе
Надежда
Ермишина
«Загадки природы» помогают разгадывать себя
Алексей
Юшков, Михаил Эпштейн
Учебные исследования и проекты: эволюция нормы
Алексей
Юшков, Михаил Эпштейн
Школьная Неделя высоких технологий и технопредпринимательства
Марина
Загребина
Детективная наноиндустрия
Константин
Богданов
Популярно и без дидактики
Михаил
Эпштейн
Из жизни «наношколы»
Эльмира
Улыбушева, Наталья Решетова
Как сбываются «Надежды Росатома»


Предисловие к «Вестям образования» от группы РОСНАНО

Важнейшая задача РОСНАНО – участие в формировании кадровой инфраструктуры наноиндустрии и прежде всего создание кадрового потенциала через поддержку программ переподготовки инженерно-технических кадров. Как и в других сферах, квалификация кадров во многом определяет качество производимой продукции нанотехнологических предприятий, а также уровень научных исследований в этой междисциплинарной области.

При этом специалисты РОСНАНО исходят из того, что целенаправленная работа по подготовке кадров для наноиндустрии должна начинаться уже со школьной скамьи. Согласно данным международных исследований (например, PISA), на сегодняшний день уровень российского естественно-научного образования, в первую очередь школьного, не соответствует тем ожиданиям, которые возникают в связи с современными тенденциями развития мировой науки и трендами в глобальной инновационной экономике. В связи с этим становятся все более актуальными образовательные инициативы, которые вносят в процесс образования инновационные элементы, а также обеспечивают эффективную популяризацию научных знаний и высоких технологий, в первую очередь нанотехнологий. Наилучшее восприятие такого рода знаний осуществляется в ходе комплексных образовательных и популяризационных проектов.

Следует отметить, что РОСНАНО реализует несколько подобного рода проектов и программ, среди которых популярная выставка «Смотрите – это НАНО!», игровая лаборатория «Нано в кубе (Nano3)» в Мастерславле. Фонд является партнером и со-организатором множества событий, конференций, профильных смен детских лагерей и олимпиад. Одним из самых глубоких по содержанию образовательных проектов, где организовано интеллектуальное состязание более 10 тыс. талантливых школьников со всей страны и из-за рубежа, является Всероссийская олимпиада «Нанотехнологии – прорыв в будущее!», проводимая РОСНАНО уже седьмой год совместно с МГУ им. М.В. Ломоносова. Первая (высшая) категория олимпиады наиболее важна для абитуриентов, потому что позволяет победителям и призерам ее заключительного этапа поступать в вуз с существенными льготами. Олимпиада призвана решать более комплексные задачи для образования, нежели просто обеспечивать беспрепятственное поступление в вуз, и поэтому не случайно в ней разрешено участие школьников с 7-го класса (а часто и более младших ступеней). С другой стороны, олимпиада традиционно привлекает внимание студентов, аспирантов, молодых ученых. В последнем случае становится возможным синергетическое пересечение сложившихся научных интересов молодых ученых и складывающейся научно-исследовательской мотивации школьников.

Представляется, что самой яркой и масштабной инициативой РОСНАНО в области довузовского образования стала программа «Школьная лига РОСНАНО», стартовавшая в 2011 году. На сегодня это сеть из более чем 600 школ, организаций дополнительного и высшего образования и, что критично, реальных высокотехнологичных предприятий наноиндустрии.

Одна из самых главных задач, которая ставилась перед программой, – сделать так, чтобы детям было интересно не только учиться физике, химии, математике, биологии, но и сформировать устойчивый интерес к сфере высоких технологий, что, по задумке, должно предопределить выбор дальнейшей специальности и трудоустройство в наноиндустрии. В ходе реализации программы нарабатываются такие методы и образовательные технологии, которые позволяют сделать обучение детей более эффективным, повысить их мотивацию к изучению естественно-научных дисциплин. Помимо рассказа на уроках в школе особый интерес вызывает совместная работа с учеными и молодыми сотрудниками компаний, как это организовано, например, в ежегодной летней школе «Наноград», где дети из разных школ страны решают реальные задачи для высокотехнологичных предприятий.

Собственно о том, как программа «Школьная лига РОСНАНО» прокладывает дорогу школьникам и педагогам в нанотехнологии и формирует представление о современной науке и производстве, в деталях расскажет этот выпуск «Вестей образования».



Социальные комментарии Cackle