Газета для родителей и учителей
Издаётся с 2003 года
вести образования
18+

Архив Видео Фото № 18 (127) от 19 октября 2015 г. Подписка Редакция Контакты
146941469314692146911469614690146891468814687147101468614695146851468414683
Александр
Адамский
Школьные сети корпораций
Михаил
Эпштейн
Новый образ «новой школы»
Елена
Бусова
Классическая гимназия в «эпоху нано»
Елена
Казакова
Простая дидактика открытого образования
Александра
Тесакова
Говорящее «Зеркало»

Предисловие к «Вестям образования» от группы РОСНАНО
Михаил
Эпштейн
Какой быть школе в эпоху нанотехнологий…
Анастасия
Азбель, Леонид Илюшин
Наука начинается в школе
Надежда
Ермишина
«Загадки природы» помогают разгадывать себя
Алексей
Юшков, Михаил Эпштейн
Учебные исследования и проекты: эволюция нормы
Алексей
Юшков, Михаил Эпштейн
Школьная Неделя высоких технологий и технопредпринимательства
Марина
Загребина
Детективная наноиндустрия
Константин
Богданов
Популярно и без дидактики
Михаил
Эпштейн
Из жизни «наношколы»
Эльмира
Улыбушева, Наталья Решетова
Как сбываются «Надежды Росатома»


Алексей Юшков, Михаил Эпштейн

Технологии

Школьная Неделя высоких технологий и технопредпринимательства

Желание быть одной из стран, определяющих развитие современной цивилизации, обеспечивающей высокое качество жизни своим гражданам, требует развития высоких технологий в сфере крупного, среднего и малого бизнеса и механизмов поддержки технопредпринимательства.

Российской экономике сегодня крайне необходимы люди, которые сочетают в себе технические и инновационные компетенции. Они должны обладать фундаментальным образованием в сфере точных наук. Также важно, чтобы они на собственном опыте поняли, что такое технологическое предпринимательство, радикально отличающееся от обычного предпринимательства наличием инновационной идеи.

В массовом же образовании сегодня школьники практически не получают опыта интеграции приобретенных знаний с рождением технической идеи, пониманием, как организовать производство актуального продукта и его продвижение на рынок.

Проводимая ежегодно по инициативе школ – участниц программы «Школьная лига РОСНАНО», Всероссийская школьная Неделя высоких технологий и технопредпринимательства* (далее – Неделя) как раз и направлена на актуализацию в сфере общего образования обозначенной проблематики.

Неделя выступает как: пространство отработки новых способов педагогической деятельности; средство налаживания образовательного взаимодействия школы и бизнес-структур; инструмент формирования школьного образовательного пространства, объединяющего первую и вторую половину дня, исследовательскую, проектную и технологическую деятельность учащихся.

Школа, решающая вопросы, связанные с развитием человеческого капитала, должна иметь соответствующие институциональные структуры, где становится возможным выполнение таких задач. Неделя – одна из таких институциональных форм, имеющая поддержку на уровне Российской Федерации и многих регионов нашей страны.

Содержательные аспекты Недели

Содержание, форма и способы проведения Недели определяются ее предметной спецификой, требованиями новых образовательных стандартов и возрастными возможностями учащихся.

Целесообразно организовать работу по трем большим предметным разделам:

– высокие технологии – чем они важны и полезны;

– научные исследования, значимые для высоких технологий;

– проекты, высокие технологии и технопредпринимательство.

Эти разделы следует рассматривать как содержательные направления работы, конкретные формы которой могут быть самыми разнообразными.

Все они принципиально важны для Недели. Содержательная логика этих направлений: «исследование – проект – технология – производство – новый виток исследований» – увязывает науку, проектирование и технологии, показывает значение всех этих компонентов друг для друга, преодолевает разрыв между научными исследованиями, проектированием и производственным процессом.

Управленческая надстройка над этими процессами, представленная как технопредпринимательство, задает гуманитарную, социальную и экономическую составляющую всей деятельности, которая, собственно, и определяет инновационное развитие экономики.

Именно в деятельностном знакомстве учащихся с устройством и работой инновационной экономики и состоит основная цель Недели.

Базовые способы организации такого знакомства включают: трансляцию (информационные способы работы); встречи с экспертами, с представителями науки, производства и с технопредпринимателями; деятельностные формы работы учащихся с материалом, включая элементы игровой педагогики, учебные исследования, учебное проектирование и предпрофессиональные пробы.

На пересечении трех содержательных блоков и трех способов организации работы учащихся оформляются девять вариантов организации мероприятий Недели (см. табл.).



Другой вариант организации Недели – моделирование работы технопарка, включая работу школьников в исследовательских лабораториях, на испытательных стендах, знакомство с этапами высокотехнологического производства, а также с принципами маркетинга и управления высокотехнологичным производством.

Организация Недели может иметь и «третью» логику, например, недельной игры-квеста. В ходе этой игры учащиеся разных классов должны разгадать, что такое технопарк или что такое высокие технологии и в чем их преимущество.

Подробные рекомендации по организации работы по подготовке и проведению Недели представлены в сборнике «Школьная неделя нанотехнологий и технопредпринимательства. Методические рекомендации по организации (авторы-составители – А.Н.Юшков, М.М.Эпштейн)».

Http://schoolnano.ru/sites/default/files/65/83/3f/41/be/c2/b1/07/fd/09/80/18/dc/32/cc/27/nedelya_nano.pdf

Варианты планов организации Недели, разработанные в 2015 году школами – участницами программы «Школьная Лига РОСНАНО», размещены по адресу http://schoolnano.ru/nanoweek-2015.

Школьная Неделя высоких технологий и технопредпринимательства как образовательный проект

Неделю целесообразно рассматривать как школьный образовательный проект, в котором есть выделенная проблематика, цели, задачи, ожидаемые результаты. У данного проекта есть руководитель и есть проектная команда. Руководитель проекта наделен соответствующими полномочиями и располагает необходимыми ресурсами.

Как и любой другой проект, Неделя включает в себя следующие этапы: инициация проекта, планирование, реализация, контроль и «сдача» проекта.

Инициация проекта или «разработка проектной идеи» предполагает выделение проблем, на преодоление которых и направлен данный проект.

1. Содержание современных учебных материалов в основном имеет отношение к итоговой, результирующей составляющей знаний, процедуры же их получения остаются за скобками учебного процесса. Другими словами, на уроках учащиеся практически не знакомятся с нормами исследовательской деятельности, не имеют возможности подействовать исследовательски самостоятельно. Организация исследовательской деятельности на уроках затруднена и регламентами организации урочной деятельности.

В рамках Недели целесообразно запланировать занятия исследовательского характера, отличающиеся высокой степенью исследовательской самостоятельности учащихся.

2.Содержание современных учебных материалов в незначительной степени ориентировано на прикладной характер полученных знаний. Это существенно затрудняет организацию проектной деятельности на предметном материале естественно-научных дисциплин.

В рамках Недели целесообразно запланировать виды работ проектного характера на предметном материале естественно-научных дисциплин, характеризующиеся высокой степенью инженерно-конструкторской самостоятельности учащихся.

3. В системе общего образования готовится кардинальное изменение технологического образования. Однако уже сейчас, в рамках Недели, вопросы, связанные с технологическим образованием, можно решать.

4. Современное высокотехнологичное производство устроено как реальная взаимосвязь исследовательской деятельности; проектной, включающей в себя прототипирование продукта и разработку технологий производства; производственной. Здесь же – маркетинг и управление производством. Важно, чтобы школьники были знакомы с тем, как устроено современное высокотехнологическое производство; какие процессы реализуются на таком производстве, какие профессии там востребованы, какими квалификациями и компетентностями нужно обладать, чтобы там работать.

В рамках Недели целесообразно запланировать посещение подобных предприятий. Однако чтобы такие посещения были действительно продуктивными, необходимо предварительно создать учебные ситуации исследовательского и проектного характера, о которых шла речь в пунктах 1 и 2.

Более подробно данная проблематика, а также социокультурные и социально-экономические контексты, значимые для содержательного проектирования Недели, обсуждаются в соответствующих разделах вышеуказанных рекомендаций.

* Всероссийская школьная Неделя высоких технологий и технопредпринимательства выросла из инициативы школ участниц программы «Школьная лига РОСНАНО», проведших в 2012 году при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации Первую Всероссийскую неделю. В 2015 году она состоялась уже как Четвертая Всероссийская школьная Неделя высоких технологий и технопредпринимательства, к ее проведению подключились и государственные корпорации Роскосмос и Росатом. http://www.schoolnano.ru/nanoweek-2015

Алексей Юшков,
канд. псих. наук, ведущий эксперт программы
«Школьная лига РОСНАНО»

Михаил Эпштейн,
канд. пед. наук, генеральный директор АНПО
«Школьная лига»

Социальные комментарии Cackle