Газета для родителей и учителей
Издаётся с 2003 года
вести образования
18+

Архив Видео Фото № 18 (127) от 19 октября 2015 г. Подписка Редакция Контакты
146941469314692146911469614690146891468814687147101468614695146851468414683
Александр
Адамский
Школьные сети корпораций
Михаил
Эпштейн
Новый образ «новой школы»
Елена
Бусова
Классическая гимназия в «эпоху нано»
Елена
Казакова
Простая дидактика открытого образования
Александра
Тесакова
Говорящее «Зеркало»

Предисловие к «Вестям образования» от группы РОСНАНО
Михаил
Эпштейн
Какой быть школе в эпоху нанотехнологий…
Анастасия
Азбель, Леонид Илюшин
Наука начинается в школе
Надежда
Ермишина
«Загадки природы» помогают разгадывать себя
Алексей
Юшков, Михаил Эпштейн
Учебные исследования и проекты: эволюция нормы
Алексей
Юшков, Михаил Эпштейн
Школьная Неделя высоких технологий и технопредпринимательства
Марина
Загребина
Детективная наноиндустрия
Константин
Богданов
Популярно и без дидактики
Михаил
Эпштейн
Из жизни «наношколы»
Эльмира
Улыбушева, Наталья Решетова
Как сбываются «Надежды Росатома»

доктор педагогических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, председатель Экспертного совета программы «Школьная лига РОСНАНО»
Елена Казакова

Я так вижу

Простая дидактика открытого образования

К моему глубочайшему сожалению, общепринято, говоря о педагогике, делать «умный вид», использовать сложную терминологию, рассуждать о «смыслообразовании», «саморазвивающем потенциале», говорить о миссионерском значении нашей профессии…

По-моему, все это – глубокое заблуждение, именно этот занавес наукообразия и сложных понятий и делает возможным выдавать формальное за живое, скучный урок – за комплексное мероприятие, нотацию – за воспитательную беседу, низкую квалификацию – за профессиональную компетентность. Мы имеем дело с массовой профессией, более трети населения в той или иной мере вовлечены в образовательный процесс. Для экономики – аксиома: массовый процесс может быть эффективным только тогда, когда он базируется на простых, понятных, точно соблюдаемых технологиях; все сложные технологии в массовом производстве стремятся передавать машинам, чтобы обеспечивать достаточный уровень качества. А как же творчество? А творчество массовым быть не может, по крайней мере на этом этапе развития человечества. Вот именно поэтому нелепо требовать от учителя творческого подхода к своей работе, проявляемого в повседневности… Просто привычку все время «изобретать колесо» можно, конечно, называть творчеством, но с добавкой: «глупое» творчество.

Но не учитель виноват в том, что даже самое простое описание его деятельности занимает тома и тома; что простейший проект каждый исследователь норовит развернуть до масштабов романа, что каждый специалист в системе повышения квалификации стремится потратить год обучения на освоение сложного искусства «из ничего делать нечто»…

Я хочу предпринять попытку описания другой дидактики, у которой главной характеристикой будет – «простая дидактика». Воспользуюсь опытом коллег.

Первый опыт – собственный (вместе с Т.В. Светенко, 1995). Раз речь идет об эпохе открытого образования, то под дидактикой открытого образования мы будем понимать науку об организации образования в целях успешной самореализации личности в условиях жизнедеятельности открытого общества. В принципе определение можно заменить (вместе с частью своих коллег я последнее время не очень доверяю определениям, за которыми прячутся понятия; нам кажется, что язык метафор – надежнее); в любом случае – дидактика открытого образования отвечает на вопрос: как учить человека в условиях открытого образования? В свое время мы построили формулу открытого образования, назвав ее совокупностью ценностных и технологических ориентиров: Выбор + Личностный опыт и интерес ученика + Аутентичный поли-источник образования + Сочетание основного и дополнительного образования (формального и неформального) + Не «для детей», а «вместе с детьми» + Созидающая мир и образование деятельность + Поддержка, сопровождение, тьюторство + Диалог, согласие. Про каждое из этих слагаемых можно сочинить «педагогическую оду», но можно отослать читателей к иным публикациям автора, в которых дано достаточно развернутое обоснование понимания места и значения названных идей.

Вторая ссылка будет на формулу потенциала современной школы, которая принадлежит Полу Ньюмену (2000). Формулу потенциала этот знаменитый исследователь строит на четырех равнозначных слагаемых и одном катализаторе. Вот она: культура учителя + профессиональное сообщество + целостность учебной программы + материально-технические ресурсы + лидерство = образовательный потенциал школы. И опять же – можно сказать, что каждое слагаемое требует отдельного анализа, но мне показалось важным проиллюстрировать формулу Ньюмена одной знаковой картинкой: культура учителя – это айсберг, при этом на поверхности – вроде бы – маленький холмик, но айсберг силен не тем, что у него на поверхности, а всей подводной мощью глыбы льда. Либо есть культура во всем величии ее «подводной, скрытой части»; скрытой, но ощущаемой как сила, энергия, проявляющейся всегда, когда возникает актуальная ситуация; либо – ее нет, и даже самый плохой ученик понимает, что учитель всего лишь чуть раньше, чем он, прочитал и освоил скучные страницы учебника; а раз так, то и прислушиваться к нему не обязательно… Впрочем, иные составляющие формулы работают приблизительно по этой же схеме, многократно усиливая эффект простейших действий; или ослабляя – в случае отсутствия…

Вспомнилась еще одна формула. Авторы ее – Дима и Наташа Зицер (2000). Эти замечательные педагоги строят свою дидактику, называя ее «Азбукой НО», где НО – неформальное образование. Главной буквой этой азбуки выступает своеобразное «зет», с которой обеспечивается переход от «Атмосферы урока, которая должна пробуждать Личный интерес, который выступает залогом того, что ученик почувствует значимость своего Я на этом уроке, признание значимости Я не может не привести к Раскрытию человека, самораскрытие – путь к Принятию и пониманию смыслов того содержания, которое возникает на уроке». Еще одна формула, и опять – ясное и простое ограничение числа ключевых компонентов.

Великий отечественный режиссер А. Митта в своей книге «Кино между Раем и Адом» так описывает сценарий хорошего фильма. Должен он содержать четыре основных части: экспозицию, две относительно самостоятельных и завершенных основных части, в которых выражена главная мысль произведения разными путями; финал. Каждый зритель в процессе просмотра должен иметь достаточно материала для любопытства, эмпатии и интереса. Если есть любопытство – может возникнуть интерес, если есть интерес – может сформироваться эмпатия. Не правда ли, простая логика?

Желая пройти по пути великих, попробуем и мы сконструировать формулу простой дидактики, точнее, выстроить здание дидактики, пользуясь, как кубиками, некими ключевыми идеями-технологиями. Прежде сформулируем принципы о наборе кубиков:

  1. Не больше девяти блоков (знаменитое число блоков информации, больше нельзя – ни учитель не запомнит, ни ученик не поймет).
  2. Блоки должны быть разными.
  3. Описание блоков должно идти «от ученика» (то есть блоки – это виды деятельности ученика, в которые он вовлекается в процессе обучения, а не виды деятельности учителя; базовый постулат компетентностного подхода).
  4. Блоки должны быть легкодоступными и «дешевыми» (то есть их может освоить и применять любой учитель и любой ученик).
  5. Можно добавлять новые блоки (я бы даже сказала – нужно, а то скучно станет, а скука – верный признак низкого качества).

Итак, приступим. Что же будет делать наш ученик в процессе освоения нового содержания образования?

Первый блок назовем «Гипертекст», поскольку ученику предстоит научиться читать, осмысливать и создавать тексты различной природы (не будем здесь описывать сотни приемов: от древних техник «толкования текстов» до современного «чтения и письма для развития критического мышления»; важно другое – тексты нужно уметь читать, помня, что качественное чтение только то, в котором «текст порождает текст»).

Второй блок – «Задача». О каком бы предмете ни шла речь – придется решать задачи: математические, физические, химические, лингвистические, исторические и т.д. Заметим, что классический кейс – это тоже задача. Все задачи в принципе решаются за счет применения одного базового алгоритма: нужно прочитать задачу, нужно проанализировать имеющиеся данные, отделить значимое от незначимого; понять, в чем состоит проблема; определить критерии и ограничения решения проблемы; найти те данные, которых не хватает для решения; найти те формулы (идеи, знания, подходы, схемы, технологии, которые можно использовать, уточнить – вдруг есть образец решения), которые помогут решить задачу; решить, проверить вариант решения по критериям. В случае, если нет готового подхода – применить творчество (в самом крайнем случае, заметим…). Хорошо бы, чтобы ученик и учитель понимали, что все задачи решаются за счет одного интеллектуального навыка. И еще… научились «решать любую задачу».

Третий блок – «Исследование». Что такое исследование? Это путь, который проходит ученик от умения задавать вопросы и изучать при их помощи мир до искусства проводить наблюдения, организовывать эксперименты, выдвигать гипотезы… Исследование можно и нужно проводить почти на каждом уроке; точнее – никогда не давать ученикам в готовом виде то сущностное содержание образования, которое они могут открыть сами.

Четвертый блок – «Проект». «Всякое знание превращай в деяние» (В.Н. Сорока-Росинский); проекты родились на стыке прагматизма и детской потребности в преобразовании мира. Если мы чему-то учимся, то нужно и учиться использовать эти свои знания и умения для улучшения (повышения привлекательности, например) нашего мира.

Пятый блок – «Самооценка». Нужно научиться оценивать ученика так, чтобы он научился себя оценивать сам, именно в этой цепочке – залог успеха этого процесса.

Шестой блок – «Рефлексия». Эту идею подарила мне М.Г. Ермолаева, которая заметила, что на уроке полезно просто обменяться эмоциями по поводу пережитого; а иногда – важно просто «впасть в режим созерцания», когда и слова не нужны, важно просто быть сопричастным к чему-то важному.

Седьмой блок – «Культура ученика». По сути – это катализатор для других процессов (как «лидерство» у Ньюмера), речь идет о постоянных упражнениях на развитие внимания, памяти, мышления…

Что это за формула, скажете вы? Очень простая. Например, мои ученики знают ответы на вопросы:

1. Как мы работаем с текстом? Что делает учитель? Что делает ученик? Можно ли работать вместе с кем-то? К кому можно обратиться за помощью? Как представить свой результат? Как попросить о внешней оценке?

2. Как мы решаем задачу? (Остальные вопросы те же.)

3–7. Как мы исследуем? Проектируем? Оцениваем? Рефлектируем? Развиваем себя?

Вы скажете – внутри каждого блока есть десятки техник; да, конечно, но мы с учениками выбираем те, которые нам и интереснее, и полезнее в данный момент, и каждый мой ученик выступает в качестве опытного методиста; согласитесь, кто же должен лучше всего разбираться в методе: случайно зашедшая на урок тетя? Учительница? Ученик, который и делает всю главную работу.

Я начинаю урок с того, что описываю его композицию: я буду рассказывать, а вы – дополнять предложенный вам конспект моего рассказа; потом мы решим несколько типовых задач; потом изобретем новую формулу для решения важной практической задачи, потом… попробуем оценить красоту двух предложенных вариантов решения; потом выполним текст самооценки и сформулируем задачи на следующий урок… Впрочем, композиция может быть иной: в любом случае – мой ученик будет выступать полноправным партнером мира культуры, которую ему предстоит сохранить и освоить в таком простом и увлекательном занятии, как учеба.

И в завершение. Формула А. Митты в преломлении к дидактике: «Урок между Раем и Адом». Что такое хороший урок: это урок, состоящий из четырех частей:

– экспозиция, пробуждающая любопытство;

– две основные части, закрепляющие интерес;

– финал, в котором может проявиться эмпатия.

Все очень просто, если не забывать про айсберги…



Социальные комментарии Cackle