Газета для родителей и учителей
Издаётся с 2003 года
вести образования
18+

Архив Видео Фото № 18 (127) от 19 октября 2015 г. Подписка Редакция Контакты
146941469314692146911469614690146891468814687147101468614695146851468414683
Александр
Адамский
Школьные сети корпораций
Михаил
Эпштейн
Новый образ «новой школы»
Елена
Бусова
Классическая гимназия в «эпоху нано»
Елена
Казакова
Простая дидактика открытого образования
Александра
Тесакова
Говорящее «Зеркало»

Предисловие к «Вестям образования» от группы РОСНАНО
Михаил
Эпштейн
Какой быть школе в эпоху нанотехнологий…
Анастасия
Азбель, Леонид Илюшин
Наука начинается в школе
Надежда
Ермишина
«Загадки природы» помогают разгадывать себя
Алексей
Юшков, Михаил Эпштейн
Учебные исследования и проекты: эволюция нормы
Алексей
Юшков, Михаил Эпштейн
Школьная Неделя высоких технологий и технопредпринимательства
Марина
Загребина
Детективная наноиндустрия
Константин
Богданов
Популярно и без дидактики
Михаил
Эпштейн
Из жизни «наношколы»
Эльмира
Улыбушева, Наталья Решетова
Как сбываются «Надежды Росатома»


Эльмира Улыбушева, Наталья Решетова

Шаги-саженьи

Как сбываются «Надежды Росатома»

Летняя школа «Наноград» – одно из центральных событий программы «Школьная лига РОСНАНО» (подробнее см. http://schoolnano.ru/summerschools). Вот уже четыре года подряд учащиеся и педагоги нашего лицея принимают участие в этой образовательной программе, выстроенной на основе бизнес-кейсов и общей методологии «увлекающего» обучения. В течение нескольких дней все с восторгом погружаются в захватывающий мир реальной командной (как в настоящем НИИ!) научно-исследовательской работы.

Так как город Лесной – это территория присутствия госкорпорации «Росатом», то социально-партнерские отношения базируются на сообществе специалистов атомной промышленности и педагогов естественно-научного профиля лицея, а финансирование осуществляется за счет целевых средств автономной некоммерческой организации «Центр поддержки территориального развития атомной отрасли», целевой программы ФГУП «Комбинат “Электрохимприбор”» «Энергия будущего» и целевых средств администрации г. Лесной.

Что такое, с нашей точки зрения, выездная каникулярная школа «Надежды Росатома»? Это уникальная методика обучения, формирующая и систематизирующая теоретические и практические знания в области естественных наук и инженерного профиля. Поэтому естественно, что программа построена как сочетание теоретических и практических занятий, причем выполнение самостоятельных заданий (кейсов) невозможно не только без применения вновь полученных знаний, но и без проектного моделирования – поиска новых методов организации производства.

Цель такой каникулярной школы – развитие талантливых старшеклассников, их мотивации, формирование у них исследовательских умений через междисциплинарное погружение и кейс-технологии, интегративный подход в создании образовательного поля для их профессионального самоопределения.

Вот над какими кейсами шла работа в этот раз:

  • Переход с хлорирования на новые альтернативные методы очистки воды.
  • Экспертиза системы водоснабжения бассейна.
  • Разработка программного обеспечения.
  • Коррозия металлов: методы защиты.

Каковы же основные образовательные эффекты, зафиксированные нами по итогам этой «научно-исследовательской недели»? Они таковы:

  • способность творчески увлекаться предложенным делом, сохраняя собственную индивидуальность;
  • умение быстро ориентироваться в непривычном социокультурном пространстве;
  • умение выполнять профессиональную роль в нестандартной учебной ситуации;
  • умение общаться и работать в команде;
  • развитие креативности, гибкости, самостоятельности и критичности мышления;
  • ощущение причастности к заявляемым учебно-производственным проблемам.

Неудивительно, что у нас появились новые идеи и замыслы – охватить в русле квази-исследований начальное звено! Мы составили программу, положение и смету расходов на проведение первой выездной каникулярной школы для учащихся 3–4-х классов «Магия открытий» с целью пропедевтики естественно-научных дисциплин. Мало этого – в стадии проектирования летняя выездная зарубежная школа по междисциплинарному обучению для учащихся 5–7-х классов и лингвистическая «Альбион» по углубленному изучению английского языка в Великобритании.

Мы уверены: интерес к образованию во многом инициируется окружающими взрослыми, для которых оно является ценностью. Процесс организации выездной школы предполагает конструирование современного образовательного пространства и погружение детей в эту целостную образовательную среду. Как раз в процессе такого интенсивного обучения и коллективного решения предложенных проблем школьники и формируют образовательные и профессиональные притязания, необходимые для дальнейшего успешного образования.

Но мы не хотели бы ограничить свои впечатления только, так сказать, отчетно-констатирующим очерком: есть несколько наблюдений, которые, возможно, представят интерес для коллег, собирающихся организовать нечто подобное нашей каникулярной школе.

При проектировании выездной школы организаторам необходимо учитывать следующие риски:

·высокая зависимость образовательных эффектов от места проведения мероприятия: максимальное погружение в предложенные учебно-производственные проблемы возможна при условии выезда детей в загородные базы или санатории, где они стационарно живут, питаются, учатся и отдыхают;

·привлечение большого количества социальных партнеров порождает большую взаимозависимость и потребность в непредусмотренных деятельностях, поэтому необходимо всегда иметь в резерве специалистов и дополнительные мероприятия;

при формировании детских команд необходимо учитывать, что всегда есть пытающиеся уклониться от групповой работы, поэтому для таких ребят целесообразно заранее предусмотреть особые роли или задания.

Эльмира Улыбушева,
замдиректора по научно-методической работе, учитель географии и экономики МБОУ «Лицей»,
г. Лесной Свердловской области

Наталья Решетова,
замдиректора по научно-методической работе, учитель истории и обществознания МБОУ «Лицей»,
г. Лесной Свердловской области



Социальные комментарии Cackle