Газета для родителей и учителей
Издаётся с 2003 года
вести образования
18+

Архив Видео Фото № 18 (127) от 19 октября 2015 г. Подписка Редакция Контакты
146941469314692146911469614690146891468814687147101468614695146851468414683
Александр
Адамский
Школьные сети корпораций
Михаил
Эпштейн
Новый образ «новой школы»
Елена
Бусова
Классическая гимназия в «эпоху нано»
Елена
Казакова
Простая дидактика открытого образования
Александра
Тесакова
Говорящее «Зеркало»

Предисловие к «Вестям образования» от группы РОСНАНО
Михаил
Эпштейн
Какой быть школе в эпоху нанотехнологий…
Анастасия
Азбель, Леонид Илюшин
Наука начинается в школе
Надежда
Ермишина
«Загадки природы» помогают разгадывать себя
Алексей
Юшков, Михаил Эпштейн
Учебные исследования и проекты: эволюция нормы
Алексей
Юшков, Михаил Эпштейн
Школьная Неделя высоких технологий и технопредпринимательства
Марина
Загребина
Детективная наноиндустрия
Константин
Богданов
Популярно и без дидактики
Михаил
Эпштейн
Из жизни «наношколы»
Эльмира
Улыбушева, Наталья Решетова
Как сбываются «Надежды Росатома»


Константин Богданов

Персона

Популярно и без дидактики

С Константином Юрьевичем Богдановым, одним из значительнейших в современной России популяризаторов естественных наук и нанотехнологий для школьников и учителей, я познакомился заочно примерно за полгода до того, как стал одним из организаторов и экспертов проекта «Школьная лига РОСНАНО». Меня, смотрящего на достижения науки с точки зрения педагогики и философии образования, до сих пор поражает многогранность, глубина, объяснительная доходчивость и продуктивность его научного, литературного и культурно-просветительского творчества. Константин Юрьевич – кандидат физико-математических наук, доктор биологических наук, автор множества книг, научных и научно-популярных статей, изданных не только в России, но и за рубежом. Кроме того, он – консультант образовательных мультфильмов для детей, не перестававший ностальгировать по киножурналу «Хочу все знать». Его книги «Физик в гостях у биолога» (1986), «Прогулки с физикой» (2006), «Не только о физике яйца» (2009), «Что могут нанотехнологии» (2009) остаются подлинными бестселлерами в сфере научно-популярной литературы и постоянно востребованы творческими педагогами. Константин Юрьевич был активным общественным деятелем, просветителем, организатором образования и просто учителем физики в лицее № 1586 г. Москвы.

К огромному сожалению, постоянный партнер, эксперт и друг программы «Школьная лига РОСНАНО» скоропостижно скончался в 2014 году. В память о замечательном человеке предлагаю вниманию читателей интервью, которое мне удалось взять у К.Ю. Богданова во время работы школьной секции конференции «Образование для нанотехнологий» (МФТИ, 25–27 мая 2011 г.), организованной Нанотехнологическим обществом России и компанией НТ-МДТ.

– Каковы особенности школьной дидактики по нанотехнологиям?

– Для грамотного начального освоения нанотехнологий в школе прежде всего необходимо достойное изучение физики, химии, биологии и математики. Такое изучение должно соответствовать уровню научно-технического прогресса в этих областях. Причем основное в образовании – это не УМК, не элективные курсы, не CD-материалы и так далее, а умение учителя объяснять. К сожалению, сейчас многие учителя не объясняют содержание какого-либо явления, а лишь указывают ученикам, какой параграф учебника нужно прочесть, да проверяют, правильно или нет решена задача. Я, увы, вижу это очень часто…

– Может, они не знают технологии объяснения?

– Прежде всего нужно любить объяснять. Зачастую же учителя говорят, что не объясняют потому, что им мало денег платят. То есть, мол, нужно стать героем, чтобы начать-таки объяснять. Или вот некоторые заявляют, что не объясняют ничего по нанотехнологиям потому, что у них в школе нет наноэдьюкатора и т.д. И я ведь это слышу зачастую от московских учителей, которым – в сравнении с ситуацией на периферии – грех жаловаться на зарплату и наличие достойного оборудования.

– Константин Юрьевич, а все-таки Ваши многочисленные популярно объясняющие науку книжки и курсы, в том числе и по нанотехнологиям, кому предназначены непосредственно – учащимся или учителям?

– К сожалению, непосредственно до учащихся они не очень-то и доходят, а вот учителя активно пользуются, судя по отзывам, которые я от них получаю. Но я не дидакт. В своих книжках я не учу учителей тому, как учить. Я лишь тот заинтересованный наукой человек, который увлеченно объясняет предмет, надеясь увлечь таким объяснением учителей. А как оно сложится… не мне решать. В этом смысле я скорее не педагог, а научный работник, занимающийся популяризацией науки. Да ведь и в школе я, в свои 63 года, начал преподавать сравнительно недавно. То есть я все еще толком не могу перейти от виртуального контакта с читателем к реальному общению с ним.

– А что такое популяризация науки без дидактики?

– Это форма отчета ученых перед обществом о проделанной работе. А еще более важно то, что это очень хороший способ для ученого самому полнее понять то, чем в науке ты специально занимаешься. Так, например, я в ходе объяснения стал лучше разбираться в особенностях сопротивления резистора при квантовых эффектах на наноуровне. Для меня популяризация науки не столько в том, чтобы заниматься ее коммерциализацией на практике, – ведь долгое время техника развивалась несколько обособленно от науки, – сколько в философских размышлениях о мироустройстве и нашем месте в нем. Есть и другой момент. Вот, скажем, зачем мне популярно объяснять спинтронику, если нет заказа на это? Если у современного образования появляется заказ, например, на то, чтобы это включить в соответствующий раздел учебника, то почему бы и нет? Некоторые ученые готовы на это, но поскольку они не герцоги времен Леонардо да Винчи, то их работу нужно спонсировать.

Что же касается популяризации науки в школе, то здесь мы еще отстаем от опыта западного образования. Например, я знаю, что в Великобритании учитель физики, прежде чем объяснять явление невесомости, сам должен его реально почувствовать! И для этого его – по желанию – отвезут на соответствующий дорогостоящий тренажер. Или вот в США есть программа, согласно которой в каждой школе (!) необходимо продемонстрировать явление сверхпроводимости. Вот как хочешь… И таких примеров развития в этом направлении у них много. Но это и не случайно, ведь в США два раза в году проводят национальный съезд учителей физики. Может, это и потому, что всего 30% учащихся в США выбирают физику, поскольку им ее не навязывают как обязательную, а потребность-то в творцах и пользователях физико-техническим прогрессом растет. Но если все-таки учащийся выбирает понравившуюся ему физику, то у него есть профильные 10 часов в неделю, в отличие от наших 5 часов! Конечно, аналогичную инфраструктуру, поддерживающую такие программы в России, очень сложно сделать, но нельзя останавливаться на половинчатых решениях.

Этот разговор прервался, когда автобус, что вез нас от МФТИ, доставил участников конференции к гостинице. Удовлетворил ли я свой интерес про дидактику? Я знаю лишь, что Константин Юрьевич точно удовлетворил свой интерес к популяризации нанотехнологий, когда встречался на Летней школе «Наноград» под Пензой с таким благодарными слушателями, как ребята из Школьной лиги РОСНАНО. И действительно, нет лучшей дидактики, чем живое деловое общение увлеченных наукой детей и взрослых.

Беседу записал Валерий Пузыревский, кандидат философских наук, старший эксперт проекта «Школьная лига РОСНАНО»

Социальные комментарии Cackle