Газета для родителей и учителей
Издаётся с 2003 года
вести образования
18+

Архив Видео Фото № 18 (127) от 19 октября 2015 г. Подписка Редакция Контакты
146941469314692146911469614690146891468814687147101468614695146851468414683
Александр
Адамский
Школьные сети корпораций
Михаил
Эпштейн
Новый образ «новой школы»
Елена
Бусова
Классическая гимназия в «эпоху нано»
Елена
Казакова
Простая дидактика открытого образования
Александра
Тесакова
Говорящее «Зеркало»

Предисловие к «Вестям образования» от группы РОСНАНО
Михаил
Эпштейн
Какой быть школе в эпоху нанотехнологий…
Анастасия
Азбель, Леонид Илюшин
Наука начинается в школе
Надежда
Ермишина
«Загадки природы» помогают разгадывать себя
Алексей
Юшков, Михаил Эпштейн
Учебные исследования и проекты: эволюция нормы
Алексей
Юшков, Михаил Эпштейн
Школьная Неделя высоких технологий и технопредпринимательства
Марина
Загребина
Детективная наноиндустрия
Константин
Богданов
Популярно и без дидактики
Михаил
Эпштейн
Из жизни «наношколы»
Эльмира
Улыбушева, Наталья Решетова
Как сбываются «Надежды Росатома»

учитель химии и биологии, МБОУ «Белорецкий лицей-интернат»
Марина Загребина

Сами с усами

Детективная наноиндустрия

Игра «Детективные агентства. Наноиндустрия» проводилась с учащимися 6-го класса. С понятиями нанотехнологии и наноиндустрии ученики были ознакомлены ранее на Неделе нанотехнологий и благодаря игре «Нановенчур». И хотя шестиклассники не владеют физической и химической терминологией, как их старшие товарищи, но достаточно полно анализируют информацию по выданным «Делам» игры, ведут поисковую работу, делают правильные выводы и умозаключения.

Им не только оказались доступны и ясны обращения по раскрытию «преступления», вложенные в каждую папку с «Делом», – именно эти обращения мотивировали ребят на продолжение расследования.

Но вот в поисковой работе наблюдались немалые трудности, и сделалось очевидным, что ведущий (учитель) должен заранее сам изучить содержание «Дел» и составить наводящие вопросы-подсказки к раскрытию заданной темы (кроме тех материалов, которые уже есть в каждой папке), чтобы помочь «криминалистам» сориентироваться и вести расследование в нужном русле. Если этого не сделать, то игра становится слишком сложной и мотивация учащихся постепенно снижается.

Эта игра требует от учащихся большой самостоятельности. Одним из условий их успешности является использование Интернета для поиска информации. На этот счет у них уже есть некоторый опыт, но и здесь нужна направляющая помощь организатора. Наша игра проводилась с разными группами учащихся. В группе, где прошла предварительная подготовка с проработкой информации, с «переводом» материала из краткого справочника на язык последовательных вопросов и ответов на них с помощью интернет-ресурсов, всё прошло интересно и продуктивно.

В игре было раскрыто семь дел. Ученики конкурировали между собой по качеству «раскрытия дела» и на скорость. Их особенно заинтересовала информация о применении продуктов нанопроизводства в повседневной жизни и дальнейшие перспективы по их использованию. Также заинтересовались личностями разработчиков отраслей нанотехнологий, их персональными качествами и достижениями.

Хотелось бы, чтобы игра была адаптирована для детей среднего школьного возраста, ведь познавательная активность и мотив должны формироваться как можно раньше – только при таком условии можно надеяться получить в будущем интеллектуальный или материальный продукт.

Благодарим разработчиков игры за познавательную разработку, желаем здоровья, творческих успехов, совершенства в работе!

Предлагаем свой вариант проведения игры.

Игра «Детективные агентства. Наноиндустрия»

Цель: формирование познавательной активности учащихся и интереса в области нанотехнологий, формирование представлений о ведущих предприятиях российской наноиндустрии.

Задачи:

  • мотивировать учащихся на решение поставленных игровых задач;
  • активизировать поведение участников через активные формы выполнения конкурсных заданий;
  • формировать навыки поиска нужной информации через использование интернет-ресурсов, работу с литературой;
  • развивать коммуникативное взаимодействие участников.

Наглядность и оборудование: компьютерное обеспечение по количеству групп учащихся с выходом в Интернет, музыкальное сопровождение (музыка из фильма «Шерлок Холмс и доктор Ватсон»), справочники ведущих предприятий российской наноиндустрии, костюмы главных героев; папки с «Делами» по количеству групп учащихся; презентация слайд-шоу к конкурсу «Сленг».

Жюри: три-пять компетентных учеников старших классов или учителей.

Проведение игры-конкурса

Играет музыка из кинофильма «Шерлок Холмс и Доктор Ватсон». На сцене Шерлок Холмс и доктор Ватсон.

Шерлок Холмс, потягивая трубку:

– Добрый день, Ватсон! Вы слышали о новых технологиях? О чем Вам говорит слово «наноиндустрия»? Слишком часто в газетах упоминается об этом. Не пора ли и нам в этом разобраться?!

Ватсон:

– Мой друг! Да, я слышал об этом. Вас засыпали «делами» с требованием немедленного открытия преступлений.

Шерлок Холмс:

– Позвольте, о каких преступлениях идет речь? Вы, наверное, имеете в виду дела, в которых прослеживается информация о каком-то прогрессе в области производства товаров и услуг? Да, за последнее время очень много обращений, и, боюсь, мы не справимся с раскрытием этих дел вдвоем… Вам, наверное, не терпится узнать, что же сегодня будет происходить? Я решил открыть детективное агентство и пригласил сюда к нам юных детективов.

Ватсон:

– Я готов об этом слушать весь день! Познакомьте же, наконец, меня с Вашими юными детективами.

Представление агентств

(Пять-семь агентств, состоящих из двух-трех человек.)

Каждое детективное агентство представляется и рассказывает о том, что в настоящее время оно знает о нанотехнологиях и наноиндустрии. Визитная карточка детективных агентств (домашнее задание) – 5 минут.

Шерлок Холмс:

– Хороший детектив обладает такими качествами, как: внимание, хорошая память, чувство времени, сообразительность, интуиция, логическое мышление, способность к перевоплощению. Чтобы определить сильнейшее детективное агентство, мы предлагаем ряд испытаний.

Задание «сленг»

Шерлок Холмс:

– Любой детектив должен уметь пользоваться профессиональным сленгом, особенно детектив, который занимается открытием «дела» в области наноиндустрии. Здесь важно понимание терминологии в области физики, химии и биологии. Командам поочередно предлагаются по три-четыре вопроса, на которые надо дать ответ-формулировку в течение 30 секунд.

Вопросы подбираются исходя из подобранных «дел». Знание терминов должно помочь сориентироваться и понять сущность открытия. Трудные вопросы чередуются с легкими. В случае если команды не дают ответа, ведущий Шерлок Холмс сам комментирует ответ на вопрос и показывает ответ через презентацию.

Примерные вопросы:

  • то, с чего начинается детектив (преступление);
  • величина наночастиц;
  • светодиоды;
  • ручной портрет преступника (отпечатки пальцев);
  • моносилан, где применяется;
  • если это имеешь – спи спокойно! (алиби) и т.д.

Шерлок Холмс:

– Ватсон, не правда ли, они готовы к открытию наших дел?! (Ватсон кивает.) В таком случае раздайте им дела, посадите за компьютеры, и наши юные умы раскроют дела за полчаса.

Задание «Улики говорят»

Ватсон раздает дела либо представители агентств сами выбирают папки с заданиями, рассаживаются за компьютеры, знакомятся с материалами дела, изучают задачи, поставленные во вложенном в дело обращении, и приступают к раскрытию преступлений.

Шерлок Холмс:

– Находясь на месте преступления, опираясь на собранные улики, детектив должен представить версию произошедшего. Предложите свою версию происшедшего по имеющимся в деле уликам.

Ведущие помогают ученикам выйти на нужные сайты в Интернете (в инструкции по проведению игры даны примерные адреса). В течение получаса ученики работают самостоятельно с компьютерами. Команды соревнуются на скорость. Первая команда имеет право первой представить результат своего расследования, дать ответы на поставленные вопросы. Жюри оценивает качество раскрытия дела. В конце выступлений командам задаются уточняющие вопросы о наноиндустрии, о разработчиках нанопредприятий, местах их нахождения.

Шерлок Холмс:

– Многоуважаемые детективы! Вы славно сегодня поработали! Ваши расследования помогли нам с Ватсоном узнать много нового и интересного, собрать все ниточки воедино. Наноиндустрия – индустрия будущего, и с этим не поспоришь! (Шерлок Холмс приводит факты, рассказывает кратко об основных направлениях производства, обобщает информацию, сообщенную детективными агентствами.)

Жюри оглашает результаты конкурсов. Награждаются победители и призеры игры.



Социальные комментарии Cackle