Газета для родителей и учителей
Издаётся с 2003 года
вести образования
18+

Архив Видео Фото № 18 (127) от 19 октября 2015 г. Подписка Редакция Контакты
146941469314692146911469614690146891468814687147101468614695146851468414683
Александр
Адамский
Школьные сети корпораций
Михаил
Эпштейн
Новый образ «новой школы»
Елена
Бусова
Классическая гимназия в «эпоху нано»
Елена
Казакова
Простая дидактика открытого образования
Александра
Тесакова
Говорящее «Зеркало»

Предисловие к «Вестям образования» от группы РОСНАНО
Михаил
Эпштейн
Какой быть школе в эпоху нанотехнологий…
Анастасия
Азбель, Леонид Илюшин
Наука начинается в школе
Надежда
Ермишина
«Загадки природы» помогают разгадывать себя
Алексей
Юшков, Михаил Эпштейн
Учебные исследования и проекты: эволюция нормы
Алексей
Юшков, Михаил Эпштейн
Школьная Неделя высоких технологий и технопредпринимательства
Марина
Загребина
Детективная наноиндустрия
Константин
Богданов
Популярно и без дидактики
Михаил
Эпштейн
Из жизни «наношколы»
Эльмира
Улыбушева, Наталья Решетова
Как сбываются «Надежды Росатома»

учитель начальных классов МБОУ «Лицей № 55» г. Пензы
Надежда Ермишина

Открытие мира

«Загадки природы» помогают разгадывать себя

Мы привыкли к тому, что в начальной школе учитель учит, а ученики слушают и воспринимают. На занятиях по курсу А.Н. Юшкова «Загадки природы» учитель не столько «преподает», сколько помогает детям учиться понимать друг друга, слушать друг друга, принимать точку зрения другого. А ребенок учится высказывать свою мысль, не боясь показаться несведущим. Учится доказывать свою правоту.

И правда – поначалу дети чувствуют скованность при обсуждении некоторых тем, им тяжело представить себя на месте обитателей водоемов, задавать вопросы от лица насекомых, рыб. Но постепенно они осваиваются и ведут себя более раскованно, спокойно, с большим энтузиазмом изображая действия своих «героев». Прибавляется желающих попробовать себя в роли встретившихся улиток или ежей. Вопросы становятся более интересными и глубокими.

Первоклассники быстро осваивают новую линию поведения на таких занятиях: они понимают, что учитель готов выслушать все, что они говорят, и не навязывает правильный ответ.

Труднее в 3–4-х классах. Учащиеся привыкли сидеть за партами, свободно переходить от стола к столу для них непривычно. Каждый, оказавшись в группе, стремится быть лидером. Но постепенно приходит понимание, что прав не тот, кто сильнее, не тот, кто громче говорит, а тот, кто может аргументированно доказать свою точку зрения и убедить других. Бывают дети – со стороны кажется, что они даже не слушают других, замкнулись в себе и молча ждут окончания занятия. Но каково же удивление, когда именно они подходят в следующий раз, чтобы уточнить какие-то моменты или рассказать, что узнали из других источников за минувшую неделю.

На встречах по курсу «Загадки природы» А.Н. Юшков предлагает создавать ландшафтные рисунки, чтобы у детей складывалась картина целостного мира. Действительно, этот прием помогает усвоить, что болото существует не само по себе, а вокруг него есть связанное с ним пространство со своими обитателями и растительностью. Дети понимают, что наша планета не единственная во Вселенной, а одна из многих, что люди разные и живут в разных домах, странах, на разных материках. Что мир вокруг полон тайн и загадок. Что в нем еще многое ждет объяснений. И этот курс учит их самих делать маленькие открытия.

Вот некоторые отзывы учителей о «Загадках природы»:

Комолова Л.П.: «Курс совершенно отличается от всего, с чем нам приходилось работать. Никогда ранее мы не организовывали диалоги между различными представителями животного мира. Именно такие нестандартные подходы делают занятия интересными, необычными».

Ермишина Н.А.: «Сначала не понимала, как правильно организовать занятие с детьми, как находить “странности” в поведении животных, но благодаря стажировке и мастер-классу А.Н. Юшкова картина организации встреч сложилась».

Липатникова Т.А.: «Детям очень нравится такое неформальное общение, им кажется, что они сами являются первооткрывателями земель, планет, обитателей пустынь, водоемов. Самое главное, что информация надолго остается в их памяти».

Родители отмечают, что дети стали больше интересоваться устройством мира, природы. Чтобы поддержать интерес, многим пришлось приобрести лупы, микроскопы, а в одной семье купили телескоп. Как настоящие путешественники, родители вместе с детьми планируют теперь отдых с использованием планов местности и даже физических карт. Выбрав страну, вместе изучают ее особенности. Собравшись же осенью, после летних каникул, дети отмечают места, в которых побывали, – это и побережья морей, и реки, и города, и страны, и даже материки.

И вот что говорят родители учеников, в чьих классах проходили занятия по курсу «Загадки природы»:

Давыдов Н.К.: «Никогда не думал, что разглядывать в микроскоп насекомое может быть таким увлекательным занятием. Стал больше времени проводить вместе с сыном, раньше не очень понимал его увлечение жизнью насекомых. Оказалось, это очень интересно!»

Губенко С.В.: «Раньше долго решали, что подарить на день рождения своему ребенку. Его желание иметь телескоп удивило, но потом заметили, что он увлекся изучением звездного неба. В интернете нашел карту созвездий, распечатал. Поняли, что это лучше, чем играть в “стрелялки. Теперь у нас телескоп, а карта звездного неба занимает половину стены».

Перегудова Л.А.: «Выполняли задание по выращиванию растения из семян, чтобы лучше наблюдать за тайной роста, использовали прозрачную почву. Радости было – не передать! Утро начиналось с наблюдений: что еще появилось, удлинился ли корешок. Когда-то поездка на дачу была не в радость, а теперь у ребенка там есть собственный садик».

Так разгадывание «Загадок природы» способствует не только изучению окружающего мира, но и сближает взрослых и детей в семьях.



Социальные комментарии Cackle