Газета для родителей и учителей
Издаётся с 2003 года
вести образования
18+

Архив Видео Фото № 18 (127) от 19 октября 2015 г. Подписка Редакция Контакты
146941469314692146911469614690146891468814687147101468614695146851468414683
Александр
Адамский
Школьные сети корпораций
Михаил
Эпштейн
Новый образ «новой школы»
Елена
Бусова
Классическая гимназия в «эпоху нано»
Елена
Казакова
Простая дидактика открытого образования
Александра
Тесакова
Говорящее «Зеркало»

Предисловие к «Вестям образования» от группы РОСНАНО
Михаил
Эпштейн
Какой быть школе в эпоху нанотехнологий…
Анастасия
Азбель, Леонид Илюшин
Наука начинается в школе
Надежда
Ермишина
«Загадки природы» помогают разгадывать себя
Алексей
Юшков, Михаил Эпштейн
Учебные исследования и проекты: эволюция нормы
Алексей
Юшков, Михаил Эпштейн
Школьная Неделя высоких технологий и технопредпринимательства
Марина
Загребина
Детективная наноиндустрия
Константин
Богданов
Популярно и без дидактики
Михаил
Эпштейн
Из жизни «наношколы»
Эльмира
Улыбушева, Наталья Решетова
Как сбываются «Надежды Росатома»


Михаил Эпштейн

Я так вижу

Какой быть школе в эпоху нанотехнологий…

Можно по-разному относиться к вдруг ставшему популярным в нашей стране бренду «нано».

Но сложно отрицать следующее:

  • это явление связано с серьезными достижениями в фундаментальной науке;
  • для его осознания, исследования, реализации требуется иной строй мышления и иной способ взаимодействия ученых и практиков, чем ныне массово принятый – междисциплинарный, командный, инновационный, с более внимательным отношением к «тонким» материям, и структурам, равно как и к последствиям (в т.ч. гуманитарным) вмешательства в них;
  • оно (это явление) ведет за собой совершенно иные технологии;
  • для реализации в практике теоретических идей необходимо современное производство;
  • с внедрением достижений наноиндустрии будет меняться технологическое мышление человечества (с некоторой долей осторожности можно говорить о такой же «революции», как в ситуации с «компьютерной революцией»).

Каковы основные характерные отличия «наноподхода» в науке и в производстве?

– Работа на микроуровне, изменения в котором влияют на макропроцессы.

– Междисциплинарность, пограничность, необходимость диалога, многообразия.

– Выстраивание инновационного комплекса – взаимоувязанных действий науки, производства, бизнеса.

Образование в России не успело всерьез перестроиться с приходом к нам «компьютерной революции». Результат этого, в том числе, – расширяющаяся пропасть между поколениями взрослых (в первую очередь педагогов) и детей.

Сейчас, в момент еще только зарождения «наноэпохи», у нас есть шанс попробовать, «зацепившись» за передовую науку, производство, экономику, вытащить на новый уровень все наше образование (и первым делом – образование учителей).

Так же как в науке и технологии с переходом на «наноуровень», когда на классических основаниях и более фундаментальном углублении в науку рождаются суперпередовые технологии, тянущие за собой производство и экономику, так и в образовании – назрел момент иных технологий и подходов (при условии внимательного отношения к опыту и открытиям, совершенным в педагогике предыдущими поколениями исследователей).

Изменение образования, также как изменение современного производства, требует иных взглядов, иных процессов, иных технологий...

Эти изменения кардинальным образом коснутся основного (до сих пор) института реализации образования – школы. Подобно тому как воспитанники Антона Макаренко имели прямое отношение к суперсовременному и «супертонкому» производству фотокамер «ФЭД», так и нынешние подростки совсем по-иному будут относиться к школе, если она позволит им приобщиться к передовому рубежу современной науки, производства, бизнеса.

Что же для педагогики означает переход на «наноуровень», «нанотехнологии», какой должна быть педагогика в «эпоху нано»?

  1. Внимательное вглядывание в социокультурную ситуацию конкретного ребенка, школы… и учет возможных микрооснов, глубинных оснований, ядер и изменений в них для макропоследствий.
  2. Использование «сильных методов», работающих на более глубоком уровне, чем просто поверхностно информирующие занятия (внимание к личностной мотивации, заинтересованности, осмысленности – проживание, проигрывание, практико-ориентированность, личностная осмысленность).
  3. Точечное применение энергоемких, дорогостоящих процедур, гарантирующих в будущем серьезные эффекты (например, однажды всерьез заинтересовавшись чем-то, ребенок во многом уже сам сможет изучить предмет; значит, стоит потратить большие ресурсы на то, чтобы ребенок заинтересовался).
  4. Мультидисциплинарность, межпредметность, свободное и ответственное изобретательство, пограничность, диалогичность – как в содержании образовательной программы, так и в ведении педагогических исследований. Именно на этой основе развивается способность к критическому осмыслению своей позиции, искусство общаться с Другим, принимать и понимать его…
  5. Признание ценности многообразия коллектива как важнейшего фактора влияния на развитие личности (в частности – стремление к построению «обучающегося сообщества»).
  6. Признание прав меньшинства на полноценную самореализацию (разработка стандартов с максимально «плавающими» границами).
  7. Внимание к экологическими этическим границам технологий.
  8. Поддержка инноваций за счет выстраивания деятельности инновационных комплексов вокруг исследователей и работающих с ними педагогов, школ, современных производств.

Какой должна быть современная школа,

желающая соответствовать вызовам «эпохи нано»?

Во-первых, это школа добротных базовых учебных программ с акцентом на естественно-научное образование с использованием высоких технологий, но с непременным учетом социокультурного контекста.

Во-вторых, это школа выбора учащимися собственных образовательных маршрутов, а также проектов, связанных с изучением перспективных научных исследований и их экономического потенциала.

В-третьих, это школа, ориентированная на изучение истории естествознания и роли личной, общественной инициативы и меценатства.

В-четвертых, это школа, моделирующая социальную практику менеджмента инноваций в науке и образовании, а также популяризацию (например, через СМИ и Музей науки) достижений и перспектив в сфере нанотехнологий.

В-пятых, это школа реального социального партнерства с учреждениями и представителями науки и бизнеса («нанобизнеса») в России и за рубежом, предполагающего пусть и ограниченное, но непосредственное знакомство с практикой исследовательских разработок и организации производства.

В-шестых, это общеобразовательная школа для всех, использующая в своей практике метод проектов, погружения, междисциплинарные, межпредметные, надпредметные программы, уделяющая много внимания исследованиям, экспериментам, лабораторной работе, практической деятельности учащихся на базе современного производства.

В-седьмых, это школа, принципиально по-разному выстраивающая образование в различных возрастных группах: 7–10 лет, 11–13 лет, 14–15 лет, 16–18 лет.

В-восьмых, для такой школы принципиальной является идея моделирования, пронизывающая всю ее образовательную программу – от содержания таких предметов, как математика, биология, физика, до лабораторных работ и практик, использования ролевых, деловых игр в средней школе и участия в конкретном производственном процессе в старших классах (в частности, введения робототехники в учебную программу).

В чем состоят возможные преимущества школы, выбирающей для себя такие направления изменений?

  1. Она предлагает конкретную модель практического взаимодействия науки, бизнеса и педагогики в сфере школьного образования.
  2. Такая школа создает качественный прецедент в ранней, опережающей (с учетом темпов НТР) подготовке российских специалистов в сфере современного производства и бизнеса (в частности, в сфере нанотехнологий), а также рабочих и инженеров среднего звена в хай-тек.
  3. Все это позволяет, не увеличивая социальные разрывы в современном российском обществе, воспитывать молодых людей, склонных к научным исследованиям, вместе с теми, кто будет готов (имея качественное базовое образование) заниматься внедрением результатов этих исследований в производство на разных его этапах, кто станет грамотным пользователем создаваемых продуктов.

Чтобы появились такие школы, нужно пройти немалый путь поисков, сомнений, открытий, разочарований, разрешив по ходу множество существенных содержательных, организационных и иных проблем. Многое здесь еще непонятно, нет однозначных ответов на большинство вопросов. Но одно ясно наверняка – пройти этот путь можно, лишь объединив ресурсы, идеи, стремления ученых-естественников и школьных учителей, предпринимателей и педагогов-исследователей, преподавателей вузов и методистов.



Социальные комментарии Cackle