Газета для родителей и учителей
Издаётся с 2003 года
вести образования
18+

Архив Видео Фото № 18 (127) от 19 октября 2015 г. Подписка Редакция Контакты
146941469314692146911469614690146891468814687147101468614695146851468414683
Александр
Адамский
Школьные сети корпораций
Михаил
Эпштейн
Новый образ «новой школы»
Елена
Бусова
Классическая гимназия в «эпоху нано»
Елена
Казакова
Простая дидактика открытого образования
Александра
Тесакова
Говорящее «Зеркало»

Предисловие к «Вестям образования» от группы РОСНАНО
Михаил
Эпштейн
Какой быть школе в эпоху нанотехнологий…
Анастасия
Азбель, Леонид Илюшин
Наука начинается в школе
Надежда
Ермишина
«Загадки природы» помогают разгадывать себя
Алексей
Юшков, Михаил Эпштейн
Учебные исследования и проекты: эволюция нормы
Алексей
Юшков, Михаил Эпштейн
Школьная Неделя высоких технологий и технопредпринимательства
Марина
Загребина
Детективная наноиндустрия
Константин
Богданов
Популярно и без дидактики
Михаил
Эпштейн
Из жизни «наношколы»
Эльмира
Улыбушева, Наталья Решетова
Как сбываются «Надежды Росатома»

координатор проекта «Журналист. Зеркало для региона», образовательный центр «Участие»
Александра Тесакова

Своими глазами

Говорящее «Зеркало»

Проект «Школьная лига РОСНАНО» стартовал в декабре 2010 года. Это сетевая всероссийская организация, цель которой – развитие в школах современного естественно-научного образования, активное вовлечение учащейся молодежи в инновационные процессы и формирование понимания сущности происходящего в сфере наноиндустрии, особенностей технологий, продуктов, производств, рынков, а также раннюю профориентацию и целенаправленный поиск, отбор и сопровождение способных детей и молодежи на раннем этапе, до их прихода в проектные компании, технические вузы и т.д.

В рамках проекта стали проводиться всероссийские дистанционные игры. 12 апреля 2011 года была проведена первая дистанционная игра под названием «Журналист: наука и технологии в регионе».

В первой игре приняло участие 29 школьных команд школ из 10 регионов страны (Новосибирск, Белгород, Ульяновск и Ульяновская область, Пенза, Чебоксары, Санкт-Петербург, Москва, Давлеканово). К слову сказать, большая часть этих школ стали постоянными участниками игры.

В каждой школе-участнице сформировалось по одной или несколько команд школьников, которые в один и тот же день – 12 апреля – посещали предприятия или учреждения своего города, связанные с наукой и технологиями, их популяризацией и использованием в современных производствах. После этого на основе собранных впечатлений команды делали одно-двух-четырехполосную газету (одна команда – одна полоса). Все газеты в кратчайшие сроки вывешивались на публичном интернет-ресурсе и становились общедоступными.

Таким образом, одним из важных результатов игры становился своеобразный «срез» ситуации с региональной наукой и технологиями во всероссийском масштабе: участники из Новосибирска или Санкт-Петербурга могли прочитать про науку в Чебоксарах или Ульяновске, описанную живым языком детских журналистских текстов.

В письме-обращении к школам – участникам Лиги, которое организаторы разослали примерно за месяц до проведения игры, был предложен механизм, который и лег в основу проведения всех дальнейших дистанционных игр.

Каждой школе было предложено назначить координатора игры, который взял бы на себя основную организационную нагрузку: договоренность с местами посещений, формирование команд участников, назначение взрослых сопровождающих каждой команде детей, получение игрового задания, контроль над сдачей вовремя готовой газеты и т.д.

В идеале за неделю до игры адреса должны были быть уже определены. Это могли быть музеи, связанные с наукой, научно-исследовательские институты и лаборатории, предприятия, работающие с нанотехнологиями, IT-компании и т.п.

К этому сроку координатор регистрировал команду: присылал на электронную почту организаторам письмо, в котором сообщал количество и состав команд участников и места посещений. За день до проведения игры координатор получал пакет игровых заданий, предназначенный к вручению ребятам непосредственно на самой игре.

Предлагалось два сценария проведения игры:

  • «вариант одного дня», когда ребята совершают «журналистские командировки» на места и выпускают газету в один и тот же день. Скажем, в Петербурге игра «Журналист» всегда проводилась именно так, в соответствии с основной ее идеей – «здесь и сейчас»;
  • вариант, при котором «журналистские командировки» на места происходят в один день, а тексты пишутся уже на следующий. Достоинство этого варианта: игру можно проводить после уроков, что не мешает учебному процессу. Недостаток: потеря динамики события.

В день игры юные журналисты совершали «журналистские командировки» на выбранные места посещения, где наблюдали, записывали, фотографировали, брали интервью у работников, задавали «неудобные» вопросы… одним словом, вели себя как настоящие журналисты, набирающие материал и впечатления, без которых не сделать живую и интересную газету.

По возвращении в «штаб» материал обрабатывался в командах, создавались тексты, отражающие взгляды и впечатления участников от увиденного. Далее эти материалы в разных программах (от простого Word до вполне профессионального InDesign– организаторы не ставили ограничений на инструментарий) сверстывались в макет страницы газеты. Примеры того, как оформлялись страницы, можно увидеть в Приложениях.

Сверстанные страницы координаторы игры присылали по электронной почте на адрес организаторов не позднее чем через двое суток от начала игры. Экспертное жюри выбирало лучшие материалы и распределяло места среди участников.

Начиная с самой первой игры, материалы всех игр выложены на портале Школьной лиги РОСНАНО (schoolnano.ru) в разделе игры «Журналист», а часть материалов опубликованы в научно-популярном журнале для подростков «Я Леонардо».

Как это происходило впервые?

Игра «Журналист» стала одним из постоянных событий каждого «Нанограда» – летней школы, проводимой в рамках программы «Школьная лига РОСНАНО» ежегодно в различных регионах.

Самая же первая «наноградская» игра «Журналист» состоялась в пензенском «Нанограде» (29 июня 2011 года) и называлась «Пенза – InnoTerra».

Всего образовалось 12 команд. Чтобы дети получили больше впечатлений разного характера, каждая команда посещала по два разных места. Мужественные пензенцы и зареченцы дружелюбно принимали детей и весь день не уставали с ними общаться, за что мы искренне им благодарны!

За месяц до игры мы определили 12 мест городов Пенза и Заречный, которые посетят участники:

  • НПП «МедИнж»,
  • Медицинский институт Пензенского государственного университета (ПГУ),
  • завод «Старт» им. М.В. Проценко (г. Заречный),
  • Центр детского технического творчества (г. Заречный),
  • нновационный бизнес-инкубатор,
  • факультет машиностроения, транспорта и энергетикиПГУ,
  • факультет естественных наук, нанотехнологий и радиоэлектроники (ФЕН) ПГУ,
  • Научно-исследовательский институт физических измерений (НИИФИ),
  • Музей одной картины им. Г.В. Мясникова,
  • Краеведческий музей (г. Заречный),
  • Центр театрального искусства «Дом Мейерхольда»,
  • Молодежный бизнес-инкубатор г. Пензы.

Было важно, чтобы дети посетили не только «профильные» места, связанные с наукой и техникой, но и увидели сам город, познакомились с его историей и культурой, почувствовали, что сама идея инноваций может быть применима к самым разным сферам деятельности: музеям, домам творчества, театрам и т.п.

Игра началась сразу после завтрака и традиционного просмотра новостного выпуска. Мэр города держал перед горожанами речь, в которой кратко описал суть игры и предстоящий день. Участники получили по два фотоаппарата на команду, дневники путешественника и побежали рассаживаться по автобусам.

Примерно в 10.30 автобусы отъехали от Летней школы, и около 11.00 каждая команда прибыла на свое первое место посещения.

На одно посещение отводилось ограниченное время – максимум 1,5 часа. В каждом месте ребят обязательно встречал представитель организации, с которым заранее договаривались о времени и формате посещения. Задача встречающего – рассказать про свою организацию, ответить на вопросы. Задача участников – не дать себя «гипнотизировать», превратить рассказ из монологичного повествования в активный диалог, узнать как можно больше про посещенное место не только из рассказа «экскурсовода», но и по личным наблюдениям, записать как можно больше впечатлений в свои дневники, обязательно задать вопросы, сфотографировать и т.д.

После первого посещения состоялся обед в столовой Пензенского госуниверситета (все ребята отметили вкусную еду!), и примерно в 13.30 все отправились ко второму месту посещения.

После небольшой экскурсии по Пензе к 16.00 все собрались на центральной площади города, откуда часть детей отправилась на встречу с губернатором Пензенской области В.К. Бочкаревым, а оставшиеся приняли участие в особой акции. Акция являлась подарком городу Пензе от жителей Нанограда: администрация города предоставила нам для разрисовывания настоящие рейсовые автобусы! Участники аэрозольными красками рисовали на них «фирменный символ» Нанограда – фуллереновые молекулы, а также слоганы «Пенза – город инноваций», «Инновации – это то, что делает жизнь лучше» (для того чтобы надписи получились эстетично, мы использовали трафареты).

Около 18.30 дети – перепачканные, поджарившиеся на солнышке, но довольные – возвратились в Наноград.

Чуть позже каждая команда выбрала от себя по одному человеку для своеобразного подведения итога всей поездки – создания путеводителя «Пенза – InnoTerra», размещенного позже в Интернете.

Для того чтобы обычное путешествие превратилось в образовательное, мы использовали «дневник путешественника». Отвечая на вопросы такого дневника, ребята получили возможность понять и упорядочить свои чувства, свой опыт и наблюдения. Соответственно, часть материалов легла в основу текстов путеводителя «Пенза – InnoTerra», а часть просто осталась у владельцев как память об интересном путешествии и собственном мини-исследовании.

Эмоции (из дневников участников):

– По-моему, бизнес-инкубатор и ФЕН (Факультет естественных наук) должны сотрудничать, т.к. они помогут друг другу развиваться.

– ФЕН, конечно, крут, очень хорошее оборудование, но вот здание подремонтировать не мешало бы…

– Столовая ПГУ поразила меня: там не только чисто, но очень вкусно кормят! (несколько человек отметили это)

– Ух ты, оказывается, музей одной картины – единственный в России!

– В музее (города Заречного. – Прим .ред.) висит картина, под которой стоит подпись «Здесь будет город». Поражает уверенность этого высказывания, тем более что на картине изображено лесное болото…

– Меня больше всего поразил сам статус Заречного, я никогда не думал, что окажусь в закрытом городе.

– Пенза – город огромных возможностей!

– Пенза – прекрасный город, но я не могу назвать его городом с инновациями. Этого не отражает вид города, его улицы. Хотелось бы, чтобы инновационность, именем которой характеризуют Пензу, отразилась бы и на внешнем виде города.

Примечание: «Журналист: зеркало для региона» – общее название серии образовательных игр, авторами которой являются В.Ю. Пузыревский и М.М. Эпштейн.



Социальные комментарии Cackle