Газета для родителей и учителей
Издаётся с 2003 года
вести образования
18+

Архив Видео Фото № 18 (127) от 19 октября 2015 г. Подписка Редакция Контакты
146941469314692146911469614690146891468814687147101468614695146851468414683
Александр
Адамский
Школьные сети корпораций
Михаил
Эпштейн
Новый образ «новой школы»
Елена
Бусова
Классическая гимназия в «эпоху нано»
Елена
Казакова
Простая дидактика открытого образования
Александра
Тесакова
Говорящее «Зеркало»

Предисловие к «Вестям образования» от группы РОСНАНО
Михаил
Эпштейн
Какой быть школе в эпоху нанотехнологий…
Анастасия
Азбель, Леонид Илюшин
Наука начинается в школе
Надежда
Ермишина
«Загадки природы» помогают разгадывать себя
Алексей
Юшков, Михаил Эпштейн
Учебные исследования и проекты: эволюция нормы
Алексей
Юшков, Михаил Эпштейн
Школьная Неделя высоких технологий и технопредпринимательства
Марина
Загребина
Детективная наноиндустрия
Константин
Богданов
Популярно и без дидактики
Михаил
Эпштейн
Из жизни «наношколы»
Эльмира
Улыбушева, Наталья Решетова
Как сбываются «Надежды Росатома»

заместитель директора по научно-методической работе классической гимназии № 1 им. В.Г. Белинского г. Пензы
Елена Бусова

Поиск

Классическая гимназия в «эпоху нано»

Под классическим образованием чаще всего понимается среднее образование, учебный план которого основан на изучении древних языков (латыни, реже древнегреческого) и литературы. Классическое образование распространилось в России XIX века с появлением государственных гимназий согласно Уставу 1804 года и традиционно противопоставлялось реальному, направленному на усвоение точных и естественных наук.

Наше учебное заведение ведет свою историю с 1786 года. Оно возникло по указу Екатерины II как народное училище. За 227 лет своей истории гимназия прошла путь, на котором часто – согласно зову времени – менялось ее название. Сейчас это муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – классическая гимназия № 1 им. В.Г. Белинского г. Пензы, которая является:

  • памятником архитектуры и истории середины ХIХ века;
  • историко-культурным комплексом «Школа-музей», где действуют четыре музея и семь галерей;
  • старейшей школой России (согласно данным акции «Самая старая школа», проводившейся в 1999 году «Учительской газетой»);
  • единственной классической гимназией в Пензенской области.

С гимназией связаны имена ее великих учителей и выпускников. Литературный критик В.Г. Белинский, филолог Ф.И. Буслаев, писатель-романист И.И. Лажечников, преподаватель физики И.Н. Ульянов, дипломат, врач, китаевед А.А. Татаринов учились и работали здесь.

С 1992 года гимназия носит возрожденный статус классической. В учебном плане образовательного учреждения – латинский язык, риторика, бальные танцы и (до недавнего времени) логика и философия.

Классическое образование в разные времена в той или иной степени давало выпускникам гуманитарную картину мира, основанную прежде всего на ценностяхдуховной культуры.

С наступлением эпохи нанотехнологий требования к образованию существенно изменились, что нашло непосредственное отражение в новых Федеральных государственных образовательных стандартах.

Встал вопрос: как соответствовать современным требованиям и в то же время сохранить свою самобытность, опирающуюся на вековые традиции? Проблема заявила о себе особенно остро, когда после 9-го класса гимназисты стали уходить в лицеи с естественно-научной профилизацией.

В поиске решения мы обратились к стратегии программы «Школьная лига РОСНАНО», с которой сотрудничаем с 2012 года.

Подсказка была найдена в статье генерального директора АНПО «Школьная лига» М.М. Эпштейна «Какой должна быть современная школа, желающая соответствовать вызовам эпохи нано». (см. статью М.М. Эпштейна «Какой быть школе в эпоху нанотехнологий…» в настоящем номере «ВО». – Прим. ред.).

Мы проанализировали состояние дел в гимназии в соответствии с критериями, которые нам показались чрезвычайно актуальными, и обнаружили следующие проблемные зоны:

  1. Недостаточная органичность сочетания классической составляющей и естественно-научной направленности в нашей работе.
  2. Ограниченность существующей модели профилизации.
  3. Слабая представленность направления «Естествознание» при изученииистории науки.
  4. Неотработанность механизма социальных практик.
  5. Отсутствие рабочей модели внеурочной деятельности в возрастных группах 7–10 лет, 11–13 лет, 14–15, 16–18 лет с ориентиром на ФГОС.

Был сделан четкий вывод. Гимназии в ответ на вызовы эпохи нанотехнологий необходимы:

  • специальная подготовка педагогов к метапредметному обучению, к работе в сотрудничестве с социальными партнерами, освоение метода погружения;
  • включение коллектива в практико-ориентированную деятельность, связанную с инновационным развитием региона;
  • привлечение представителей вузов и производственных предприятий в качестве кураторов нашей научно-практической деятельности и развитие лабораторий для гимназистов на базе вузов и предприятий;
  • работа по изучению инновационной деятельности региона, включение в направления, предлагаемые «Программой инновационного развития Пензенской области»;
  • совершенствование изучения истории естествознания.

В представленной таблице сведены основные направления нашей текущей деятельности.

Проектирование метапредметной образовательной среды через сотрудничество со Школьной лигой РОСНАНО и Пензенской лигой новых школ*

Задачи / Партнеры

Развитие метапредметной образовательной среды за счет внеурочной деятельности, смоделированной как продолжение классической модели образования

Моделирование социальных практик

Включение в инновационные программы региона

Изучение истории естествознания, вклада ученых в развитие современных технологий

Школьная лига РОСНАНО

Наноигры, конкурсные программы «Школьной лиги РОСНАНО», мониторинг исследовательских и проектных навыков

Дистанционное образование; участие в лабораториях, организация недели «Школа-вуз»; работа учительской академии в рамках летней школы «Наноград»

Игра «Журналист», «Бизнес-цикл», Летняя школа «Наноград»

Проведение «Недели краеведения и науки»

Пензенская лига новых школ, программа «1000-list-nik»**

Организация каникулярных школ

Тематические семинары Учительской академии

Организация работы Учительской академии в рамках каникулярных школ

Введение новых именных премий в гимназии – премии им. В.Г. Белинского за активную гражданскую позицию и премии А. Барсукова за инновационные разработки в области высоких технологий

Лига победителей ***

Интеллектуальные игры утверждают знания как ценность нового времени

Создание тьюторских отрядов в гимназии с участием представителей отряда «Новатор»

Создание собственных школьных сообществ города и области для проведения игр и реализации проектов

Проведение интеллектуальных игр

Фестиваль инноваций и высоких технологий ****

Выставки изобретений, созданных в лабораториях ПГУ на основе сотрудничества

Выставки технического творчества – городские, областные, всероссийские, международные

Объединение преподавательского и ученического коллектива для решения проблем региона

Формирование новых страниц истории естествознания

Взаимодействие с ПТПА «Проект карьеры. Стиль ТЕХНО»

Обучение работе с профессиональными программами, обучение командной работе в рамках проекта

Создание лабораторий на базе предприятия для решения проектных задач

Знакомство с работой ведущих предприятий города, формирование представлений о промышленности региона

Открытие новых страниц истории гимназии – истории производства Пензенского региона

Создание ЦМИТа

Создание базы для проектной деятельности

Привлечение преподавателей вуза для работы в ЦМИТе

Возможность расширить зоны технологического образования во внеурочной деятельности

Создание музея инновационных разработок, музея техники будущего

Мы считаем, что реализация этой программы приведет к созданию универсальной метапредметной образовательной среды, которая позволит при сохранении классической составляющей поддерживать естественно-научное направление и станет устойчивой основой для перехода на новые Федеральные государственные образовательные стандарты.

__________________________________

*) Пензенская лига новых школ – сеть инновационных школ, созданная в Пензенской области, в частности, сотрудничающих с программой «Школьная лига РОСНАНО».

**) Программа «1000-list-nik» – комплексная региональная межведомственная программа вовлечения молодежи в инновационную деятельность.

***) Лига победителей– комплекс мероприятий по развитию творческого и инновационного потенциала молодежи в рамках комплексной межведомственной программы «1000-list-nick».

****) Фестиваль инноваций и высоких технологий – одно из центральных ежегодных событий в рамках программы «1000-list-nik».



Социальные комментарии Cackle