Газета для родителей и учителей
Издаётся с 2003 года
вести образования
18+

Архив Видео Фото № 18 (127) от 19 октября 2015 г. Подписка Редакция Контакты
146941469314692146911469614690146891468814687147101468614695146851468414683
Александр
Адамский
Школьные сети корпораций
Михаил
Эпштейн
Новый образ «новой школы»
Елена
Бусова
Классическая гимназия в «эпоху нано»
Елена
Казакова
Простая дидактика открытого образования
Александра
Тесакова
Говорящее «Зеркало»

Предисловие к «Вестям образования» от группы РОСНАНО
Михаил
Эпштейн
Какой быть школе в эпоху нанотехнологий…
Анастасия
Азбель, Леонид Илюшин
Наука начинается в школе
Надежда
Ермишина
«Загадки природы» помогают разгадывать себя
Алексей
Юшков, Михаил Эпштейн
Учебные исследования и проекты: эволюция нормы
Алексей
Юшков, Михаил Эпштейн
Школьная Неделя высоких технологий и технопредпринимательства
Марина
Загребина
Детективная наноиндустрия
Константин
Богданов
Популярно и без дидактики
Михаил
Эпштейн
Из жизни «наношколы»
Эльмира
Улыбушева, Наталья Решетова
Как сбываются «Надежды Росатома»

кандидат педагогических наук, гендиректор АНПО «Школьная лига»
Михаил Эпштейн

Взгляд

Новый образ «новой школы»

Мы полны сил – нам только 125 лет!

Это звучит парадоксально, но с момента появления на свет первой «новой школы» прошло уже по крайней мере 125 лет. Точнее сказать нельзя – любые конкретные цифры в социальной области приблизительны. Во всяком случае, идеи, которые были положены в основу движения «новых школ», обсуждались и отчасти воплощались существенно раньше. Но именно в 1889 году в Англии было зафиксировано появление первой школы, которая гордо провозгласила себя «новой школой». И этот момент можно считать вполне надежной точкой хронологического отсчета движения «новых школ» в историческом времени и географическом пространстве.

«Отцы-основатели» этих школ руководствовались следующими принципами:

  • отсутствие сковывающего административного контроля, свобода педагогического творчества: школа – педагогическая лаборатория;
  • активная роль ученика в учебном процессе;
  • ориентация на интересы и опыт учеников;
  • широкое самоуправление, которое видит в свободе и самостоятельности детского коллектива залог воспитания демократических навыков, необходимых современному обществу;
  • практическая, продуктивная направленность учебной деятельности;
  • повышенное внимание к практике коллективного принятия и осуществления решений и другим видам совместной деятельности учеников.

Это был поиск нового образа школы, отличающегося от традиционно сложившегося (классической гимназии, например) и в большей степени, на их взгляд, соответствующего наступающей эпохе.

В начале двадцатого века «новые школы» стали появляться практически повсеместно. Возникли международные общественные организации, объединявшие их усилия, такие как «Международное бюро новых школ», а позже – «Лига нового воспитания». Издавались многочисленные журналы, посвященные педагогическому творчеству.

К педагогическому движению, стоявшему за «новыми школами», можно (иногда с оговорками, иногда без) отнести таких известных деятелей образования, как Д. Дьюи, В. Кильпатрик, Е. Паркхерст, О. Декроли, А. Феррьер, С. Френе, Р. Кузине, М. Монтессори, Р. Штайнер, П. Петерсен, Г. Винекен, А. Нейл, Я. Корчак и других. За каждым из них – успешные детско-взрослые коллективы, школы, воспитательные учреждения, действовавшие в первой трети двадцатого века.

Что касается нашей страны, то первая треть минувшего столетия оказалась для «новых школ» поистине «золотым веком». Если до революции это был преимущественно «эмбриональный период» – обсуждение идей, работа небольшого числа учебных заведений, то после нее произошел настоящий взрыв: в социально-педагогическом творчестве участвовали С. Шацкий, В. Сорока-Росинский, Н. Попова, Е. Ионин и многие другие (не получившие по разным причинам такой известности, как А.С. Макаренко). По своим взглядам и по сути своей деятельности они принадлежали именно к этому общемировому образовательному тренду.

Три основы «новой школы»

Общим у всех этих школ и педагогов было стремление:

а) строить учебную и воспитательную работу с опорой на личный опыт и интересы учащихся,

б) сделать окружающую жизнь содержанием школьной работы и предметом приложения усилий школьников и учителей по ее улучшению,

в) уделять особое внимание сообществу – и как источнику образования, и как среде, в которой развивается личность.

Довольно быстро (для такого широкого процесса) сложился и вполне определенный образ самого феномена: это чаще всего начальная школа, расположенная в сельской местности, или школа, тесно связанная с фабричным или заводским производством, своего рода школа-коммуна, в которой дети активно включены в процессы собственного жизнеобеспечения.

Для того времени именно такая школа оказывалась современной, «новой», находящейся на переднем крае педагогических поисков.

Но я замечу – и не только для того. Нашими коллегами в то время было найдено большое число решений проблем, которые и по сегодня являются актуальными. И сегодня школы бьются над вопросами, во многом ответы на которые нам могли бы подсказать наши предшественники. Если бы мы внимательнее отнеслись к их опыту.

В тридцатые годы, когда в мире (и в Европе, и в СССР) усилились тоталитаристские тенденции, это движение постепенно угасло. Однако в Европе после поражения фашизма оно вновь набрало силу, опыт выдающихся педагогов первой трети двадцатого века продолжают развивать множество школ и ассоциаций. Использование многих образовательных технологий, созданных «новыми школами», стало нормой в европейских традиционных школах.

В Советском Союзе же было принято считать социально-педагогические новации двадцатых годов не более чем «забавными экспериментами», к тому же – по большому счету – провалившимися. Но вот известный педагог и историк Михаил Левит (в статье, опубликованной в 2000 году в газете «Первое сентября») раскрыл «секрет Полишинеля»: как ни высчитывай годы, оказывается, что и войну выиграли, и спутники запустили прежде всего те, кто учился в бурной, запутанной, экспериментальной школе 20-х годов.

Нужен новый образ

Замыслы и надежды «новых школ» начала XX века вернулись в общественное сознание нашей страны десять-пятнадцать лет назад.

И здесь перед педагогами встает задача – как на те же «вечные» вопросы, которые были поставлены более ста лет назад, найти современные ответы в новой ситуации – в новом времени, в эпоху новых технологий. Меняется не только окружающая нас техника, но и отношения людей – ускоряются контакты, упрощается, но и одновременно усложняется общение, увеличивается скорость смены поколений (и не только технологических изобретений), новые профессии появляются со скоростью большей, чем успевает вырастать из школы новое поколение…

Перед нами сегодня стоит задача – опираясь на идеи и опыт предыдущих поколений создателей «новой школы», породить ее современный образ.

И на этом пути нам важно быть внимательными к любым достижениям – от удачно найденного педагогического приема помощи ребятам в становлении их собственного опыта жизни в этом мире до опыта существования целого учреждения, живущего в логике «новой школы»:

– предоставляющей ученикам возможность собственного дела;

– создающей атмосферу сообщества, где ценен каждый, где многообразие – основа развития всех, а не тормоз;

– открытой к окружающему миру, изучающей его и вовлекающей своих учеников и учителей в заботу (работу) о его улучшении.

Школа эпохи нанотехнологий

Учителя, школьники и эксперты, руководители школ и предприниматели, ученые и студенты, молодые специалисты, объединяющиеся с 2010 года вокруг программы «Школьная лига РОСНАНО», решили попробовать сформировать свой образ «новой школы» – школы, живущей в эпоху нанотехнологий.

Центральная задача программы, поддержанной Фондом инфраструктурных и образовательных программ (РОСНАНО): способствовать формированию сети школ, готовых встать на путь поиска облика современной школы, развивать свои образовательные программы:

– впуская в них новые знания о новых технологиях;

– предоставляя учителям и школьникам проводить исследования и реализовывать проекты, делая тем самым изучение естественных наук более интересным, деятельностным;

– раздвигая рамки классно-урочной системы и открывая двери школ партнерам из современного инновационного бизнеса;

– тем самым способствуя вовлечению большего числа выпускников школ в обучение и работу в сфере высоких технологий.

В этом номере «Вестей образования» мы попросили экспертов программы, учителей школ, с ней сотрудничающих, поделиться своими идеями и практическим опытом поисков этого нового образа «новой школы», которым они занимаются уже в течение нескольких лет. Конечно, в нескольких текстах сложно представить все происходящее в сети из более чем 150 школ, но мы попытались представить этот образ становящейся «новой школы» по возможности многообразно – от «другого» урока в школе до общесетевых событий, формирующих общие смыслы, ценности, образы жизни для сообщества учителей, учеников, партнеров «Школьной лиги РОСНАНО».



Социальные комментарии Cackle