
АдамскийЛетнее образование разными кашами

МиркесВремя вольного образования

МухаРаз, два, три, поехали!

КалужскаяVIII Интеллект-школа «Корифей плюс»: чистая математика

ХилтуненПедагогика коллективного творчества

БагаутдиновИнженерные науки или инженерный подход?

РабиновичМама, а зачем туман?

БрагинаПодростковая проба на инженера как образовательная фишка

УшаковаСезон инженерных модулей

«НооГен» не просто есть, его – много!

ГитманМногие долго не могут оклематься

ИвановаВ школе сильно не хватает практики

Французов Образование в «НооГене» не просто есть – его много

МакриноваБывает и по-другому

БормотоваЯ стала другим человеком

КожариноваКостер, палатка и наука

ЭпштейнШкола как технопарк

БушноваСказка о девочке, учительнице и образовательной экспедиции

РатайДогнать других

руководитель программы НОУ социально-педагогический комплекс «Бриз»
Елена Кожаринова
погружение
Костер, палатка и наука
Лето – уникальная пора не только для детей, но и для инициативных педагогов. Свобода творчества, возможная в различных коммерческих и волонтерских образовательных проектах, не ограниченных стандартами, сроками и отчетами, приводит к появлению уникальных, прогрессивных форм и содержаний. Думаю, именно в летних лагерях, выездах, слетах, фестивалях зарождается то новое, чем напитывается живое образовательное сообщество.
И тут в первую очередь хочется упомянуть детские научные лагеря. Центральной идеей является погружение в научную сферу: серьезные лекции, олимпиадные задания. И, конечно, неповторимая интеллектуальная атмосфера – юмор, песни, творчество. Побыть среди равных, войти в научную среду, найти близких по духу друзей – вот для чего дети едут в такие лагеря, как ЛЭШ – Летняя экологическая школа http://www.lesh.org.ru/, «Формула единства» http://formulo.org/ru/default – математический коммунарский лагерь, и многие другие. К образовательным можно также отнести проект «Далекая радуга» http://dal-raduga.ru/, имеющий тематическую направленность каждого отдельного лагеря, например, погружение в тему «Космос».

Лагерь – фестиваль
Это – одно из самых распространенных явлений, хотя и не придерживающееся подобной самоидентификации. В таких лагерях большое количество мастер-классов, интересных личностей, уникальных мероприятий. Полезным и новым, на мой взгляд, является попытка построить для ребят индивидуальную образовательную траекторию, уйти от модели хаотичного потребления любопытного. Как вариант – вожатый в отряде выступает в роли тьютора, навигатора, вечерами в кругу с детьми проводятся рефлексии процесса развития в лагере, взаимный коучинг. При грамотной организации процесса такой лагерь может быть мощным образовательным ресурсом. Как пример такого проекта могу назвать детский слет «Будущее сегодня».

Проектное творчество
Проект – важная и популярная тема современного школьного образования. Летние проекты не отстают и предлагают разнообразие тем, форм и подходов. Дети пишут собственные бизнес-планы, издают газеты, снимают видеоролики, организуют мероприятия. Интересным дополнением можно считать психологическую работу педагогов по выявлению интересов и талантов ребенка, специальную работу с мотивацией, осознанностью детьми себя в свободном и творческом пространстве летнего лагеря. Успешным можно считать многолетний опыт детского проекта «Вселенная МРАУ» https://sites.google.com/site/lagermrau/.

Самое настоящее самоуправление
Опять же свобода творчества позволяет экспериментировать в области детского самоуправления. Мне известны две кардинально отличающиеся модели. Первая характерна наличием четкой структуры управления, в которую включаются дети. Такими системами обладают коммунарская методика (ярко реализована в проекте «Детская поющая республика» http://www.2kanal.ru/2004/polozh_lager.htm), скаутская (лагеря скаутского отряда «Сполох»). Допускается изменение модели участниками, однако есть неприкосновенные принципы, например, право вето руководителя проекта или голосование большинством. А вторая носит несколько анархический характер, ребенку просто позволяется проявлять инициативу, поддерживаются его идеи, есть процедуры выражения своих мыслей в пространстве лагеря. Такой вариант был реализован в проекте «Будущее сегодня».

Лагерь – игра
Игровой мир лагеря может быть выдуманным, фантастическим, как недавний лагерь коммунарского клуба «Третья планета» – по мотивам книг про Гарри Поттера. Или же, как в костромском лагере «Кентавр» http://lrikentavr.ru/, в течение смены идет серьезная экономическая игра, замешанная на фантастическом сюжете. А есть и серьезные игры, например известная робинзонада проекта «Вершитель» http://www.vershitel.ru/, где дети живут в одиночестве на необитаемом острове. В любом случае такие лагеря учат детей действовать в рамках новой модели, исследовать ее, испытывать себя в новой ситуации, побеждать.
Лагеря педагогических систем
Важная особенность целостного педагогического течения, на основе которого проводится лагерь, – определенное мировоззрение, система ценностей, открыто и активно транслируемых. Коммунары (например, как в НОУ СПК «Бриз» http://metodiki-dlya-podrostkov.ru/) будут учиться искренности в дружбе, творчеству в работе, общественной пользе, скауты научатся дисциплине и ответственности, умению достигать результата. Существуют детские лагеря на базе философий различных тренингов, каждый из которых обязательно оставит след в жизни ребенка. Смысл участия в лагерях известных течений – в предсказуемости результата, родитель осознанно может выбрать среду, систему ценностей, в которую считает полезным погрузить ребенка.

Трудовой лагерь
В завершение хочется рассказать о трудовом проекте – «Детской поющей республике» http://www.2kanal.ru/2004/polozh_lager.htm. На две недели дети и взрослые добровольно едут в лес выполнять работу по подготовке музыкального фестиваля авторской песни «Бенефест». Участники вместе возводят сцены, организуют чистое пространство в лесу, учатся работать с музыкальным оборудованием и становятся звукорежиссерами на площадках прослушивания. Проект носит исключительно волонтерский характер, но живет много лет, создавая вокруг себя среду честных, ответственных людей, готовых вкладывать свой труд в благое дело, познавших друг друга, как говорится, «в труде и в бою».