Газета для родителей и учителей
Издаётся с 2003 года
вести образования
18+

Архив Видео Фото № 15 (124) от 20 августа 2015 г. Подписка Редакция Контакты
14680146791467814677146761467514674146731467214671146701466914668
Александр
Адамский
Летнее образование разными кашами
Мария
Миркес
Время вольного образования
Надежда
Муха
Раз, два, три, поехали!
Мария
Калужская
VIII Интеллект-школа «Корифей плюс»: чистая математика
Елена
Хилтунен
Педагогика коллективного творчества
Айрат
Багаутдинов
Инженерные науки или инженерный подход?
Павел
Рабинович
Мама, а зачем туман?
Анастасия
Брагина
Подростковая проба на инженера как образовательная фишка
Елена
Ушакова
Сезон инженерных модулей

«НооГен» не просто есть, его – много!
Даша
Гитман
Многие долго не могут оклематься
Стефания
Иванова
В школе сильно не хватает практики
Роман
Французов
Образование в «НооГене» не просто есть – его много
Юля
Макринова
Бывает и по-другому
Даша
Бормотова
Я стала другим человеком
Елена
Кожаринова
Костер, палатка и наука
Михаил
Эпштейн
Школа как технопарк
Марина
Бушнова
Сказка о девочке, учительнице и образовательной экспедиции
Александра
Ратай
Догнать других

эксперт
Ассоциации
Монтессори-педагогов России
Елена Хилтунен

Среди людей

Педагогика коллективного творчества

Теперь мало кому приходит в голову задать вопрос: где кроме школы человеку школьного возраста можно научиться чему-то полезному и важному? В Интернете сотни предложений: и «технопарки», и мастер-классы, и компьютерные игры, и спорт, и театр, и экспериментариумы. Но...



Исследовательский проект в  Монтессори-классе Томской школы «Эврика-развитие»
Исследовательский проект в Монтессори-классе Томской школы «Эврика-развитие»

В том-то и дело, что эти умные интеллектуальные игры далеко не всегда полностью удовлетворяют потребности современных школьников, так как не могут дать им едва ли не самого важного – не охватывают духовно-нравственную сторону детской жизни. А ведь именно в школьном возрасте человеку важно определить свое место среди других людей, ощутить, где и как он может применить на пользу людям свои умения – пусть пока невеликие; посмотреть на себя со стороны, поразмышлять о себе и узнать, что о тебе думают окружающие, почувствовать себя нужным и важным сверстникам и взрослым людям. Именно школа может быть домом, где ребята реально приобретают опыт социального общения и видят отклик на свои усилия –ведь школу невозможно представить иначе, чем как коллективное сообщество взрослых и детей. Здесь многое зависит от уклада жизни.

Не проповеди, а реальная жизнь

Но как же будет развиваться в детях и подростках социальное чувство, если предполагается, что мы строим школу гуманистического толка, а там каждый человек уникален, все ему доверяют, и с первого взгляда кажется, будто он учится сам по себе и сам отвечает за свое образование?

Ответ кроется в определении ценностей гуманистической школы, первейшая из которых – свобода. Дело в том, что во внутренней жизни детей порядок и ясность, приветливое и доброжелательное отношение к сверстникам и ко взрослым, радостное участие в событиях школьной жизни происходит не от учительских проповедей о вежливости и уважении к труду и правам других и даже не от придумывания специальных мероприятий воспитательного характера (праздников, представлений, походов в лес и в музей и пр.). В настоящей гуманистической школе и детям, и взрослым предоставляется возможность свободно заниматься разумной работой, удовлетворять свои индивидуальные образовательные интересы и потребности. При этом школа не держится только на энтузиазме отдельных педагогов. Это коллектив старших и младших, живущих общей счастливой жизнью (как сказал бы в середине прошлого века профессор И.П. Иванов –«творческое содружество поколений»).

Если отбросить профессиональные заботы взрослых, окажется, что и жизненные цели у членов такого разновозрастного сообщества похожи: и взрослые, и дети хотят быть участниками жизни, а не наблюдателями; и те и другие стараются быть лучше, радуются своей работе и гордятся ею, считают себя полезными и нужными людьми, хотят верить в лучшую жизнь, в свое право и способность постоянно всесторонне изучать и совершенствовать ее.

Уже после восьми-девяти лет ребята понимают не только исследовательскую, но и коммуникативную ценность общей творческой деятельности. Для них это не только один из способов самовыражения, но еще и возможность утвердиться как личности среди других детей и взрослых. Им необходимо укрепить свои внутренние силы, понять, как следует вести себя по отношению к взрослому миру, то есть позволить расти своей душе.

Остается только придумать, каким способом достичь этих замечательных общих целей.

Дети и взрослые в одном проекте
Дети и взрослые в одном проекте

Речь идет не об учебном процессе или новых технологиях – они делают свое дело, и этот процесс настроен на свой ход. Речь о том, как помочь нашим ребятам стать настоящими людьми – о становлении, если можно так сказать, стержня души. О ценностях рождения в ней человеческой чести, совести, достоинства.

В нашей не такой уж далекой истории были люди, которые показывали, как это может происходить. Стоит, например, обратиться к опыту школьных коллективов 60-х, 70-х годов, профессионально использовавших методику коллективной творческой деятельности (КТД) Игоря Петровича Иванова, а также к опыту организации семейных клубов, существовавших в России в годах 80-х. Можно почитать записи учителей авторской школы самоопределения Александра Тубельского. И там, и там, и там выстраивались положительные модели человеческих отношений, при которых каждый ребенок и каждый взрослый оставались самими собой и были не похожи на других. И где между ними моделировались дружелюбные отношения взаимной поддержки и доверия, взаимного согласия, внимания и симпатии.

Как писал Симон Львович Соловейчик, «усилия педагога направлялись не только на ребенка, не только на коллектив и тем более не на мероприятие, а на отрезок жизни коллектива, моделировалось лучшее времяпрепровождение, лучший способ прожить один день человеческой жизни со всеми его сложностями».

Метод проектов – современный вариант КТД.

Опыт Московской начальной школы Монтессори

Все это может показаться сейчас наивным и простеньким, не имеющим серьезного отношения к настоящему творчеству и высоким педагогическим идеям. Но школьная жизнь в своих лучших проявлениях как раз и состоит из мелочей, складывающихся в терпеливую и кропотливую работу по становлению человека, его собственных усилий на этом пути, побед и потерь.

1999 год. Московская начальная школа Монтессори. Совет проекта
1999 год. Московская начальная школа Монтессори. Совет проекта

...Большинство школьных проектов, пришедших на смену КТД, в нашей школе возникали спонтанно, их подсказывала сама жизнь, и заранее планировать их не приходилось. Скажем, случилось, что многие второклассники стали носить в карманах игрушечных динозавриков. И возник «Исторический проект» с музеем, на открытие которого были приглашены родители, старшие друзья и малыши из детского сада. Или однажды под школьным крыльцом кошка родила котят, и это событие так взволновало ребят из начальной школы, что всю неделю обсуждалась анатомия кошек, их происхождение и повадки, а в пятницу была открыта выставка живых кошек, которых дети, родители и учителя притащили из дома. В другой раз неожиданно приехала в гости учительница с Гавайских островов. Все стали разучивать песни на английском языке, танцевали народные танцы, а в конце нарядились в ситцевые платья с венками из бумажных цветов и вместе с родителями, братьями, сестрами и заморскими гостями ели экзотические фрукты и овощи, запивая их не менее экзотическими соками.

Были и традиционные проекты. Они осуществлялись обязательно и ежегодно, их ждали с нетерпением, но каждый раз устраивали по-разному. Ни один такой проект не повторял предыдущее исполнение, хотя принципиальное содержание оставалось прежним.

К традиционным проектам относился «Цирк». Он проводился в начале учебного года в адаптационный период, когда в школу вливалось много новеньких ребят и их родителей. И детям, и взрослым хотелось, во-первых, проявить себя в личностном плане, во-вторых, почувствовать причастность к общему делу и, в-третьих, ощутить радостную атмосферу школы, от которой все отвыкли за летние каникулы.

К другим традиционным проектам можно было отнести «Пушкинский лицей» –приобщение к русской культуре и наслаждение поэтическим творчеством великих поэтов; празднование Рождества – как символа веры и духовности человека; День святого Валентина –выражение дружеских и приветливых отношений между людьми; семейный проект 8 Марта и День Отечества 9 Мая. Разумеется, в каждой школе существует свой особенный уклад жизни, а потому и традиционные проекты могут быть самыми разными.

Обязательные условия школьного КТД

Всякое коллективное творческое дело – проект – это часть общего контекста школьной жизни. Он начинается Советом проекта, который возникает сам собой. В нем по желанию участвуют и дети, и взрослые, у которых есть идеи. Все эти идеи высказываются в общем кругу желающих и будущих организаторов и обсуждаются. Совет проекта продумывает предстоящую работу и затем руководит ею, отвечает за нее. Важно, чтобы все, о чем мечтали и дети, и взрослые, осуществилось. Проект может длиться не более недели и заканчиваться праздничным финалом, в котором принимает участие вся школа –дети, учителя и родители.

На следующий день после завершения проекта происходит едва ли ни самое важное с точки зрения педагогики событие – обсуждение его в кругу. Своеобразная рефлексия прошедшего коллективного творческого дела. Обычно оно состоит из трех частей: что было хорошо? плохо? что надо сделать, чтобы в следующий раз получилось лучше?

Выходит, вся проектная деятельность коллективно обдумывается, коллективно организуется и коллективно анализируется. При этом сохраняется индивидуальность каждого участника, вносящего свою неповторимую лепту в общее дело.

Коллективное творчество немыслимо без слаженного взаимодействия и поддержки любого, даже самого маленького человеческого усилия или проблеска мысли. Участие в коллективной творческой деятельности – это беспроигрышное состязание с самим собой. Оно дает возможность проявить себя, укрепить и сохранить чувство собственного достоинства и ребенку, и взрослому, даже если он слаб физически или творчески. Коллективная творческая деятельность побуждает к индивидуальному росту, напряженной и радостной работе. Человека могут посетить мгновения духовного подъема и вдохновения. При таком укладе жизни дети вырастают не приспосабливаясь, а преобразуя мир вокруг себя к лучшему.

Но высшее выражение способности детей к пониманию взаимосвязи в мире людей – это их участие в выработке школьных законов. Это еще одно испытание свободой и важное КТД. Каждый подросток выражает себя как независимая личность и стремится искать объяснения, почему то или иное правило жизни принимается людьми. Он ревностно оспаривает значительную часть взрослых правил и готов соблюдать лишь те, которые кажутся ему очевидными. Такое состояние подростка означает для учителя, что он готов к новому для него типу взаимоотношений с миром, построенному на законах, подсказанных внутренним голосом. Педагоги школ гуманистического направления считают это высшей своей задачей – развитие у учеников способности думать и действовать самостоятельно, с учетом интересов других людей. Зная о существовании законов в природе из теории, изучаемой на школьных занятиях, ребята с легкостью переносят идею законов в мир людей. И однажды наступает момент, когда они чувствуют сильную потребность жить по правилам, но при этом обязательно принимать участие в их создании. А главный вопрос, на который отвечают подростки, прост: что нам нужно делать, чтобы успешно учиться и счастливо жить?

Когда мы говорим, что в гуманистической школе воспитывается человек самостоятельный и потому свободный, то имеем в виду, что и самостоятельность, и свободомыслие, и творческий подход к делу – корни одного дерева. Все это закладывается в школьном отрочестве и проявится во взрослой жизни, как бы она потом ни сложилась.

Социальные комментарии Cackle