Газета для родителей и учителей
Издаётся с 2003 года
вести образования
18+

Архив Видео Фото № 12 (121) от 9 июля 2015 г. Подписка Редакция Контакты
1463714636146411463014634146331463214635146271463114640146391463814626


Михаил Эпштейн

Ретро

Полный назад!

Во многих странах, понимая некоторые позитивные стороны массовой письменной обезличенной аттестации, активно ищут способы сделать аттестацию более индивидуально-ориентированной, ищут пути ограничения влияния тестовой системы на сам процесс учебы, вплоть до отказа от обязательной письменной тестовой оценки как главной.

И это движение идет под лозунгами утверждения новой школы, прогрессивной школы, развивающейся школы, свободной школы.

В России сейчас также начался процесс «отката» от всеобщности и безальтернативности итогового письменного теста.

Но идет это движение в основном под лозунгом возврата к старой школе, советской школе, которая, по мнению критиков, была самой лучшей школой в мире.

Допустим, в советской системе образования были позитивные моменты, но все же массовую советскую школу сложно назвать свободной, прогрессивной, развивающейся.

Вот и получается, что с формальной точки зрения лозунги образовательной политики как бы общие, а суть – весьма разная.

Как, вероятно, и результаты.

Если говорить о событиях, которые определили картину образовательной политики в России, я бы говорил в первую очередь об атмосфере, в которой вынуждены работать люди образования.

Здесь одним из знаковых является недавнее высказывание В.В. Путина о том, что наши зарубежные коллеги «рыщут по школам и подсаживают детей на гранты».

Эта фраза – еще один пример целой серии шагов по «закрытию» школы от сотрудничества с зарубежными коллегами.

Теперь многие школы десять раз подумают перед тем, как начать такое взаимодействие.

Кроме экономических проблем (сотрудничество – это поездки, поездки – это деньги, а большой части родителей самостоятельно оплачивать поездки детей дорого), деньги – это гранты, гранты – это зарубежные фонды (российские таких программ не имеют), возникают и организационно-политические риски (связанные с последствиями закона об «иностранных агентах).

Так что теперь брать деньги у зарубежных фондов многие руководители образовательных организаций будут просто бояться.

Боязнь сотрудничества с зарубежными партнерами у руководителей школ, у руководителей вузов и других образовательных организаций – характерная черта общей картины жизни современного российского образовательного сообщества.

Прогноз на 2016 год

Уменьшение финансирования.

Уменьшение самостоятельности и возможностей школ.

Дальнейшее проникновение в школу (в образовательную программу) государственной пропаганды (под эгидой патриотизма).

Рост числа проектов семейного образования и других форматов влияния родителей на образование своих детей (в больших городах в некотором слое людей).

Вложение частно-государственных ресурсов в сферу научно-технического образования (дополнительное образование, эдьютеймент, специализированные школы).



Социальные комментарии Cackle