Газета для родителей и учителей
Издаётся с 2003 года
вести образования
18+

Архив Видео Фото № 12 (121) от 9 июля 2015 г. Подписка Редакция Контакты
1463714636146411463014634146331463214635146271463114640146391463814626

научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ
Виктор Болотов

Стратегия

Революции нам не нужны

Генеральный вектор развития образовательной политики в России и в мире одинаковый.

Во-первых, это ориентация на результаты. Они используются при оценке эффективности образовательного процесса, деятельности школ, учителей. В мире это прежде всего международные сравнительные исследования TIMSS, PISA, PIRLS, у нас – мониторинги, эффективный контракт, ЕГЭ и т.д.

Во-вторых, и в мире, и у нас всё больше понимают, что не существует унифицированных стандартных решений проблем, существующих в системе образования. Идет дифференциация образовательных учреждений (в России это особенно заметно происходит в высшем образовании – выделяются исследовательские университеты, федеральные университеты, университеты, претендующие на ТОП-100 и т.д.). В общем образовании, хотя и убрали из закона «Об образовании» сюжет о лицеях и гимназиях, но всеми понимается и принимается, что школы разные и не могут жить по одним правилам.

Что особенного происходит в России? Секвестирование бюджетных средств. И тут две линии – либо какие-то активности убирать и говорить, что этим мы сейчас заниматься не будем до тех пор, пока не появится ресурс, либо размазывать кашу по тарелке в надежде на то, что и с маленькими средствами можно решать те задачи, которые поставлены и приняты. По второму пути мы много раз ходили, но успеха не получали. Но когда у тебя пять рублей, а тебе хочется одновременно и хлеба, и в кино, и чего-нибудь из одежды купить, то и хлеба не будет, и одежды, и в кино не сходишь. А если ты выбираешь что-то одно, отказываясь в его пользу от чего-то другого, тогда возможно какое-то значимое продвижение.

Это сегодняшняя российская ситуация. Пока она не меняется, и, боюсь, в связи с кризисами экономическими и финансовыми будет еще продолжаться не один год.

С этими кризисами связано еще и то, по какому вектору развития двигаться – либо все унифицировать и привести к единому знаменателю, когда от Калининграда до Сахалина все одинаковое и единообразное, либо все-таки пытаться удерживать ситуацию общего образовательного пространства, но при этом это пространство должно быть диверсифицировано в зависимости от потребностей людей, потребностей сообществ, потребностей государства. Это борьба была, есть и будет продолжаться.

Что касается истории с едиными учебниками – это один из примеров такой борьбы.

Возвращение к единообразию – это ход назад, причем даже не в советское время, а еще дальше. Из современных стран в этой парадигме, пожалуй, только Северная Корея. Не знаю про африканские страны. Так пытались жить в Туркмении, но не очень долго, к счастью для туркменов.

Как бы мы ни относились к лозунгам «5-100» (пять вузов в ТОП-100 по рейтингам), но эта инициатива всерьез заставила сравнивать наши вузы с вузами, которые признаны во всем мире. И не так, как некоторые делают: «У нас все в порядке, это идиотские рейтинги плохие». А всерьез, по гамбургскому счету, сопоставляя реальные результаты. При всех ограничениях этого хода тем не менее он толкнул наши ведущие вузы достаточно сильно в сторону ухода от отживших свой век традиций. И это я считаю плюсом.

Я вижу два институциональных тренда.

Первый – давайте все сольем, и пусть будет одно большое и сильное – что с вузами, что со школами. Зачастую это связано не с содержанием, а с экономикой и недостатком финансовых средств. Где-то это удачно, где-то неудачно. При слиянии нужно очень тщательно проектировать развитие новой организации, и заранее (а не после подписания приказа) готовить команду, которая будет в ней работать и реализовывать новую программу. Я такие команды знаю, и они довольно успешны.

Второй тренд – отъем лицензий или лишение аккредитаций у некачественных высших учебных заведений. Ход правильный, но тут важно с водой не выплеснуть ребенка, особенно когда закрываются те вузы, которые чем-либо не попадают под стандарт. Скажем, которые готовят актеров, – понятно, что они вылетают из всех стандартов. При проведении мониторинга эффективности именно они, по логике мониторинга, оказались неэффективными. Но это особые вузы. Слава богу, в этом стали разбираться. Но поначалу это вызвало очень много вопросов и потрепало нервы многим людям.

Что касается следующего года, я думаю, никаких революций не будет. Но это скорее не прогноз, а надежда. В ситуации нехватки средств, в ситуации проблем нам еще не хватало затеять революцию. Будут успехи и неуспехи, странные идеи и не совсем правильные решения – но в то, что все будет хорошо, я не верю.

Главная проблема последних лет – и в образовании, и в стране в целом – это плохой расчет последействия: принимаются важные решения, но при этом плохо или вообще не обсуждается, чем они могут обернуться. Чтобы этого избежать – надо отказываться от принципов ручного управления и на деле переходить к программно-проектному управлению с ответственностью руководителей за недостижение поставленных целей, невыход на заявленные показатели.

Записала Олеся Салунова

Социальные комментарии Cackle