Газета для родителей и учителей
Издаётся с 2003 года
вести образования
18+

Архив Видео Фото № 12 (121) от 9 июля 2015 г. Подписка Редакция Контакты
1463714636146411463014634146331463214635146271463114640146391463814626


Александра Ратай

Франция

Школьная реформа в разгаре

Как и другие развитые страны, Франция стремится привести национальную систему образования в соответствие с требованиями современности.

Президент Франсуа Олланд уже в ходе своей избирательной кампании дал обещание преобразовать французскую школу, сделав ее более справедливой. Была разработана программа реформ, которая легла в основу принятого 8 июля 2013 года Закона о переустройстве школы. Закон, как говорится на сайте Министерства образования Франции, «направлен на борьбу со всеми проявлениями неравенства в обществе и должен способствовать повышению успеваемости и школьному успеху всех учащихся». Одним из первых шагов в этом направлении стало вовлечение в систему образования детей младше трех лет. Эта мера призвана позволить всем учащимся, в том числе из неблагополучных семей, среди которых много иммигрантов, овладеть французским языком, который будет им необходим на всех этапах получения образования, а также усвоить основы французской культуры. Закон о переустройстве школы объявил приоритетом начальную школу, в том числе подготовительную (примерно соответствующую старшим группам детского сада в России).

В ходе реформы прежде всего, как и обещал президент в своей предвыборной программе, были открыты новые места для учителей (хотя эта проблема до сих пор актуальна) и созданы высшие педагогические школы при университетах.

Началась реформа школьного расписания в начальной школе (переход на учебную неделю в 4,5 дня с внеклассной деятельностью во второй половине дня). Реформа проходит до сих пор и сталкивается с большими трудностями и сопротивлением, в первую очередь со стороны учителей и родителей.

Вероятно, именно с этим связана частая смена министров образования на первом этапе реформы и назначение на этот пост Нажа Валло-Белькасем, уроженки Марокко, получившей во Франции прекрасное образование и сделавшей блестящую карьеру. Для иммигрантов, прежде всего выходцев из арабских стран и стран Африки, Нажа Валло-Белькасем стала живым примером того, чего могут достигнуть во Франции их дети благодаря образованию. Как недавно сказал президент Олланд, подводя промежуточные итоги реформы образования, «мы хотим, чтобы в государственной школе у всех было больше возможностей, у каждого все самое лучшее, а уровень обучения повысился бы. Это и есть справедливость и равенство».

Разумеется, под справедливостью и равенством в образовании подразумевается не только социальное, этническое, гендерное равенство; в равной степени это относится к учащимся с ограниченными возможностями. «Цифровая школа» – обширная программа по внедрению в систему образования цифровых технологий – расширила возможности удаленного обучения; кроме того, уже создана и начала работать профессиональная сеть помощников и сопровождающих, помогающих учиться не только детям с ограниченными возможностями, но и тем, кто испытывает любые трудности в обучении. В целом программа «Цифровая школа» призвана создать новые мотивации и повысить привлекательность образования, сделать его более эффективным. «Цифровая школа» предусматривает оснащение школ высокоскоростным Интернетом, стационарными компьютерами, ноутбуками, сенсорными планшетами, интерактивными классными досками. Кроме того, учителям предоставляются цифровые учебники, мультимедийные ресурсы, специальные образовательные сайты, разработанные под эгидой Министерства образования библиотеками, музеями, архивами и т. д. Педагогические коллективы должны сообща работать над внедрением цифровых технологий, тем более что в каждом учебном заведении педагоги имеют возможность получить необходимую техническую помощь и консультации.

Решено с начала 2016 года распространить цифровые технологии на всю образовательную систему, сделав упор на колледжи. Сама интеграция цифровых технологий будет опираться на широкую инфраструктуру и сопровождаться программой подготовки педагогов и учебного персонала. Сейчас информатика и цифровые технологии введены в программы начальной школы, колледжа и лицея, а с начала следующего учебного года войдут в программу начального и непрерывного педагогического образования.

Следующим важным аспектом реформы стал вопрос о переходе учащегося с одного образовательного этапа на другой. Традиционно французская школьная система образования состоит из начальной и средней школы (колледжа), дающих базовое общее образование, и лицея, призванного служить переходом к вузу. Исследования показали, что этот переход зачастую травмирует учащихся. Его считают причиной, по которой каждый пятый ученик в 2012 году бросил школу, так и не получив аттестат. Одна из задач настоящей реформы как раз и состоит в искоренении этого явления, в том числе за счет предоставления «второго шанса» – возможности вернуться в школу и закончить обучение. В итоге к 2017/18 учебному году поставлена цель свести подобный «отсев» на нет.

Чтобы добиться плавного перехода от одной ступени образования к другой, необходимо сделать образовательный процесс преемственным, а сам переход из школы в колледж и из колледжа в лицей – нетравматичным. По мнению Министерства образования, для этого следует обеспечить индивидуальный подход к каждому учащемуся с учетом всех его личностных и социальных особенностей, а также состояния здоровья, физического и психического.

В 2015/16 учебном году начинается этап реформирования колледжа с переходом на обучение трехлетними циклами и расширением педагогической свободы преподавателей. По примеру скандинавских стран, прежние годовые программы по каждому предмету предлагается заменить тремя трехлетними циклами, направленными на утверждение междисциплинарности и прочное усвоение навыков. Теперь на первом месте будут не собственно предметы, а достижение определенных программных целей, при этом учителям будет предоставлена бóльшая самостоятельность в средствах их реализации. При этом им предлагается широко применять и цифровые технологии, и новаторские педагогические методики. «Стадии продвижения» будут устанавливаться каждый год, «поскольку навыки складываются постепенно в течение всего цикла».

Особо следует сказать о языковой подготовке школьников. Здесь происходит исторический сдвиг. При традиционном внимании к французскому языку обозначается поворот в сторону английского, который теперь начинают изучать еще в подготовительной школе, так как хорошее владение им (и вообще знание иностранных языков, желательно нескольких) необходимо в современном мире.

По мнению Высшего совета по программам, который разработал основные направления реформы колледжа, новый трехгодичный цикл облегчит переход от начальной школы к колледжу. Общий замысел реформы – создание более гибкой образовательной модели, в которой, с одной стороны, преподавателю предоставляется бóльшая свобода действий, а с другой – создается «атмосфера доверия, в которой ученик не боится задавать вопросы и где нет места страху ошибиться». В идеале у ученика должно сформироваться исследовательское мышление, желание учиться и стремление к самостоятельности. Новые программы вступят в силу в 2016/17 учебном году. К тому времени в них могут быть внесены поправки с учетом мнений и предложений педагогов и родителей. Программы для начальной школы, включая подготовительные классы, уже переработаны, и в ближайшее время дети будут учиться по новым, более современным (и не перегруженным) программам.

Важной составляющей обучения в колледже считается программа профориентации. Существующая система профориентации подвергается жесткой критике. Многие считают, что существующая система усугубляет неравенство и не способствует социализации выходцев из семей иммигрантов. Так, среди детей иммигрантов, поступивших в колледж, лишь 47% не оставались на второй год и были ориентированы на общий или технологический бакалавриат. «Такая профессиональная ориентация ограничивает возможности детей иммигрантов, желающих получить высшее образование, и даже тем из них, кто поступил в профессиональный лицей, впоследствии сложнее трудоустроиться».

Планируемым этапом станет реформа лицея, которая, видимо, затронет и систему бакалаврских экзаменов. Вокруг бакалаврских экзаменов давно ведутся горячие споры. Одни специалисты считают, что бакалаврские экзамены следует сохранить, возможно, лишь несколько упростив их организацию, другие полагают, что экзамены следует заменить системой оценивания по итогам всего обучения, а третьи уверены, что следует сочетать оба этих подхода. Пока ясно одно: такая реформа нуждается в тщательной подготовке.

Обширное реформирование, которому сейчас подвергается образовательная система, нуждается в постоянном мониторинге и подведении промежуточных итогов с тем, чтобы скорректировать какие-то направления и выбранный инструментарий. Кроме того, Министерство образования и правительство в целом поддерживают постоянный диалог со всеми участниками образовательного процесса. Например, министр образования Нажа Валло-Белькасем ведет свой микроблог в твиттере, она же ввела в традицию «кофе с родителями» – передачу, в ходе которой министру можно задать вопросы. Каждый этап реформ обсуждается со всеми педагогами в ходе широкого обсуждения, в том числе через Интернет.

В 2016/17 учебном году будут запущены два социологических исследования по итогам реформы школьного расписания в начальной школе, чтобы сравнить успеваемость и психологический климат среди учащихся двух возрастных групп: тех, кто учился в начальной школе до начала реформы, и тех, кто учился в ходе реформы. Такое исследование позволит судить об эффективности сделанных шагов.

Источники:
http://www.vousnousils.fr/2015/04/14/nouveaux-programmes-scolaires-des-cycles-de-3-ans-ou-linterdisciplinarite-regne-567067
http://www.vousnousils.fr/2015/05/19/hollande-sur-le-college-nous-continuerons-et-tiendrons-compte-des-observations-569218
http://www.vousnousils.fr/2015/06/22/rythmes-scolaires-etudes-lancees-a-la-rentree-sur-limpact-de-la-reforme-sur-les-apprentissages-571432
http://www.education.gouv.fr/cid87098/communication-en-conseil-des-ministres-le-numerique-a-l-ecole.html&xtmc=ressourcesnumerique&xtnp=1&xtcr=4
http://www.education.gouv.fr/cid85556/le-numerique-au-service-de-l-apprentissage-des-eleves-premieres-observations-du-dispositif-colleges-connectes.html&xtmc=ressourcesnumeriques&xtnp=1&xtcr=9
http://www.vousnousils.fr/2015/03/09/insertion-des-enfants-dimmigres-les-inegalites-commencent-en-maternelle-avec-le-francais-564561
http://www.vousnousils.fr/2015/06/22/rythmes-scolaires-etudes-lancees-a-la-rentree-sur-limpact-de-la-reforme-sur-les-apprentissages-571432



Социальные комментарии Cackle