Газета для родителей и учителей
Издаётся с 2003 года
вести образования
18+

Архив Видео Фото № 12 (121) от 9 июля 2015 г. Подписка Редакция Контакты
1463714636146411463014634146331463214635146271463114640146391463814626


Анна Шиврина

влияние

Будущее образования

Утверждение, верное априори: то, как мы обучаем детей сегодня, окажет огромное влияние на каждый аспект нашей жизни в будущем. Эксперты в области образования, участники Всемирного экономического форума, обсудили разные пути, по которым может пойти развитие образования.

Влияние технологий

Стремительное развитие технологий позволило онлайн-обучению выйти на качественно новый уровень. По мнению главы edX*, одного из крупнейших провайдеров MOOCs – профессора Ананта Агарвала, Массовые открытые онлайн-курсы (MOOCs) – это тот инструмент, который может значительно изменить то, как люди учат и учатся. Благодаря им новые возможности обучения стали доступны каждому, у кого есть Интернет, – в удобное для него время ученик может получать информацию, которая интересна именно ему, и при этом пользоваться помощью сверстников с разных концов света.

«В будущем можно будет приходить в университет, уже изучив предметы первого курса онлайн, затем два года студенчества, а дальше – работа по специальности при условии продолжения обучения и повышения квалификации в течение всей жизни», – говорит профессор Агарвал.

MOOC– прекрасный инструмент, предоставляющий доступ к материалам по самым разным темам по первому требованию и существенно снижающий стоимость образования. Гораздо проще и дешевле разместить все необходимые данные в Интернете и предоставить каждому человеку планшетный компьютер, чем строить новые корпуса университетов.

Профессор Агарвал считает, что массовые онлайн-курсы будут изменяться и развиваться, чтобы лучше отвечать потребностям разных стран мира, и впоследствии станут отличным решением для жителей развивающихся стран.

*edX – образовательная компания, предоставляющая массовые открытые онлайн-курсы. Была основана в мае 2012 года Массачусетским технологическим институтом и Гарвардским университетом.

Глобализация

Впрочем, не все уверены, что онлайн-курсы способны стать универсальным решением проблем современного образования. Хотя новые технологии и онлайн-обучение позволили расширить границы образовательного процесса, профессор Тан Чорх Чуан, глава Национального университета Сингапура, рассматривает этот подход с осторожностью.

«Маловероятно, что существует такая форма обучения, которая отвечает потребностям жителей всего мира», считает он. Другой недостаток состоит в том, что в конце концов это может ослабить местные образовательные учреждения.

По мере развития технологий образование должно адаптироваться. Онлайн-обучение, хоть и будет играть значительную роль в образовании, само по себе не способно заменить комплексного и всеобъемлющего обучения. Профессор Тан предлагает провайдерам MOOC работать совместно с университетами Африки, Индии и других развивающихся стран, чтобы помочь им перенести часть их материалов в онлайн-пространство и сделать учебный процесс более гибким, «настраиваемым» под нужды учащихся.

Кому устанавливать образовательные стандарты в эпоху глобализации?

Кто должен регулировать используемые образовательные модели в условиях стремительной глобализации? Должны ли мы ориентироваться на универсальный набор стандартов?

Профессор Тан считает подобный подход неприемлемым. Он уверен, что разнообразие систем обучения даже в пределах отдельной страны крайне важно.

«Я считаю, что только экспериментально можно определить, какие подходы эффективны, а какие нет. Мы все еще недостаточно знаем о психологии обучения и о том, как люди усваивают знания в стремительно изменяющейся среде. Я считаю, что попытки стандартизировать это могут в действительности оказать негативное влияние на образование».

Информация – самый ценный ресурс XXI века

Доктор Ширли Энн Джексон, глава Политехнического института Ренсселера, расположенного в г. Трой, штат Нью-Йорк, представляет новую модель работы и обучения, необходимую в условиях глобализации и компьютеризации. Ее суть – в совместной работе университетов, бизнеса и правительства над более эффективным использованием возможностей современных средств коммуникации.

«Создание новых устройств связи привело к колоссальному росту объемов общедоступной информации», – объясняет доктор Джексон. Но это порождает сложную и интересную задачу – как управлять информацией, как ее сохранять и защищать, чтобы удостовериться, что будет использован ее полный потенциал.

Доктор Джексон называет Интернет новой, современной формой библиотеки и отмечает, что доступ к Интернету необходим всем ученикам для реализации их потенциала. Учитывая, что 60% населения мира не имеет доступа к Интернету, необходимо помнить, что современные образовательные идеи, основанные на доступе к всемирной сети, не будут реализованы, пока не будут решены проблемы с качественным доступом в Интернет, а в некоторых случаях даже электричеством.

Изменяющееся, но узнаваемое лицо образования будущего

Образование постоянно подстраивается под нужды социума. Такая трансформация, несомненно, будет лишь наращивать темп в ближайшие годы. Технологии, курсы типа МООС, профессиональная среда – все это будет играть ключевую роль в эволюции образования. И хотя традиционные образовательные учреждения могут в будущем столкнуться с трудностями, они еще долго останутся краеугольным камнем образования и продолжат влиять на то, как мир учит и учится.

Это, по мнению доктора Ширли Джексон, вопрос равновесия. Хотя на будущее образования, несомненно, будут оказывать влияние современные технологии, оно должно оставаться органичным, интерактивным и эмпирическим. Это позволит учащимся становиться профессионально более взрослыми и творческими.

«Технологии не заменят работу в лабораториях и классах и не будут выполнять за учеников научные эксперименты по физике и биологии, – говорит она. – Мы не хотим взять существующую узкую, ограниченную модель и просто заменить ее другой моделью. Технологии не заменят социализацию и взросление. Это то, что мы всегда должны помнить».

По материалам Всемирного экономического форума



Социальные комментарии Cackle