Газета для родителей и учителей
Издаётся с 2003 года
вести образования
18+

Архив Видео Фото № 12 (121) от 9 июля 2015 г. Подписка Редакция Контакты
1463714636146411463014634146331463214635146271463114640146391463814626

эксперт Института проблем образовательной политики «Эврика»
Елена Ушакова

Технологии

Школа событийного формата

Будь моя воля, я бы вообще сделала так, чтобы в основной школе были только образовательные события и тренинги.

Во-первых: к 6–7-му классу предметное образование «растаскивает» картину мира на отдельные, никак между собой не связанные «лоскуты». Количество разрозненного предметного материала становится таким объемным, что соединить его в единую картину мира в рамках урока просто не представляется возможным. Даже в рамках одного предмета (физики, например) целостность восприятия дробится и рассыпается уже ко второму полугодию 7-го класса. В чем основная задача предмета? Куда идем? Какими методами пользуемся? Все разваливается на отдельные кусочки.

Образовательное событие, включенное в основной образовательный процесс, позволяет восстанавливать основания деятельности, «натягивать» внутрипредметные и межпредметные связи.



Сколько человек нужно, чтобы построить пирамиду Хеопса, при допущениях, что каменоломня находится в 90 км от места стройки и рабочие пользуются простыми механизмами (в физическом смысле)?

До какой высоты может вырасти дерево на планете, по всем параметрам схожей с Землей, но имеющей массу в 1,5 раз больше (меньше)?

Сколько весит наша школа?

Задачи такого рада невозможно, да и нецелесообразно решать в рамках урока: мало времени, другой формат, другие цели и задачи, другие жизненные ритмы.

В отделении РО «Умка» (МБОУ СОШ № 202) г. Новосибирска мы проводили погружения, встроенные в основной образовательный процесс. Эти погружения носили как межпредметный, так и метапредметный характер. Надо сразу сказать, что уже после проведения нескольких погружений мы получили кумулятивный эффект: картина мира не только восстанавливалась (или как минимум «блоки знаний» укрупнялись), но возникал задел для дальнейшего изучения предмета: в рамках погружений ставились новые задачи и формулировались новые вопросы.

Второе: основная задача основной школы – это обеспечение самостоятельной пробы учащегося. Проектная и исследовательская деятельность, выстроенные в кондовом (используемом большинством учителей) формате, не работают на эту задачу.

Образовательное событие, встраиваемое в основной образовательный процесс или вынесенное во вторую половину дня, дает содержательно обеспеченный и безопасный формат детской пробы.

Именно из образовательного события могут появиться собственные темы детских проектов и исследований.

И третье: пространство основной школы – это пространство социализации. Традиционный класс перестает быть основной единицей социализации. Школа, сложенная из таких классов, становится «тесной». В ней не находится места для выяснения таких простых и таких безумно сложных вопросов: «Как живут другие люди? В чем основные проблемы человечества, страны, нашего города, каждого из людей, живущих в нем? Как в нашем городе живется сиротам, инвалидам, старикам? Как можно решать наши совместные проблемы? Что такое демократия? Что я как гражданин могу?».

Но это именно те вопросы, которые должны встать перед ребенком в основной школе и дать толчок к самоопределению как человеческому, так и профессиональному.

И формат предъявления мира детям должен быть таким, чтобы они могли самостоятельно порешать какие-то задачи, подействовать. Просто водить их по больницам или детским домам недостаточно. Очень часто в результате такого «вождения» достигается прямо противоположный эффект и у ребят возникают мысли: я все сделаю, чтобы выучиться, уехать за границу и ни под каким видом не попасть в такой дом престарелых (такую больницу). С одной стороны – вроде тоже самоопределение, ребенок стимулируется на учебу, но это не совсем то, что нужно.

В 2006–2008 годах мы реализовывали серию межпредметных (физико-математических) погружений для учащихся нашей школы, объединенных общим названием «Гидроакадемия». Спонсором этой работы явилось ОАО «РусГидро».

В погружениях принимали участие ребята 5–9-х классов из других школ и детских домов г. Новосибирска.

Формат погружения позволяет включать различные виды деятельности: там есть и групповая самостоятельная работа, есть эксперимент, есть презентации и доклады. В отличие от урока, где все гомогенно и жестко форматировано, погружение предполагает большую внешнюю «расслабленность» при значительно большей внутренней, содержательной концентрации. Можно отвлечься, посмеяться, поболтать, выбежать на улицу, пошляться между группами (что там другие делают?), нарисовать плакат, помочь провести эксперимент.

Именно такое разнообразие форм позволяет удерживать в рамках погружения максимально большое количество детей. Содержательно «выпавших» детей обычно минимум, значительно меньше, чем в обычном образовательном процессе.

Кроме того, процесс погружения выстроен так, что возникает необходимость постоянно коммуницировать, взаимодействовать, делать что-то вместе, вместе отвечать за доклад, за результаты эксперимента.

Если делать группы разнородными (в одной группе есть и ребята из своей школы, и ребята из других школ, и воспитанники детских домов), то именно через это взаимодействие начинает постигаться другой (человек).

«А почему Вася (воспитанник детского дома) ушел гулять посреди работы группы, хотя ему было интересно?», «А почему Коля (из другого детского дома) сказал, что он ничего не знает и не умеет, хотя я видела, что он хорошо рисует?».

Эти факультативные по отношению к основному содержанию погружения вопросы становятся ключевыми с точки зрения понимания детьми других людей, их проблем, проблем общества.

Только непосредственное взаимодействие (в рамках общего действия, решения проблемы) с другими людьми дает учащимся реальное, не искаженное представление о круге проблем, в которых существуют их сверстники, другие люди. Снимается налет идиотской (в данном случае – очень уместное слово) романтичности, жалостливости и «слезливости». Действительность предстает как поле драматичных проблем и задач, как то, что есть, существует, но что можно и нужно решать, преобразовывать.

Очень важно, что в образовательном событии могут принимать участие дети разных возрастов: для младших это старт, безопасная и «безответственная» проба. Для средних это отработка навыка и самоутверждение, для старших это «сборка», оформление того, что стало понятно как выход на новые горизонты. Взаимодействие между разными возрастами дает возможность каждому самоидентифицироваться по отношению к собственному возрасту и собственным возможностям.

Социальные комментарии Cackle