Газета для родителей и учителей
Издаётся с 2003 года
вести образования
18+

Архив Видео Фото № 12 (121) от 9 июля 2015 г. Подписка Редакция Контакты
1463714636146411463014634146331463214635146271463114640146391463814626

эксперт Института проблем образовательной политики «Эврика»
Алексей Воронцов

Поворотный пункт

Сетевая старшая школа – прорыв в будущее?

С сентября 2015 года основная школа в штатном режиме приступает к реализации ФГОС основного общего образования. Старшая школа пока в ожидании нового Стандарта. Однако, с нашей точки зрения, именно она должна задавать векторы развития предшествующих ступеней. Но этого не произошло, и введение ЕГЭ свело образовательный процесс на старшей ступени к «натаскиванию» выпускников на данный вид внешней оценки.

Если же подходить к проектированию старшей школы серьезно и грамотно, с учетом возрастных особенностей старшеклассников и региональных качественных характеристик, то, во-первых, оптимальные сроки реализации этой ступени должны быть увеличены до трех лет (т.е. включать 9-й предпрофильный класс), а во-вторых, строиться такая школа должна на сетевом принципе: только так может быть аккумулирован человеческий (кадровый) потенциал российского образования, пребывающий в рассеянии по градам и весям.

Именно поэтому уже три года назад нами был задуман и в настоящее время реализуется проект «Сетевая старшая школа» (INDI-school). В проект входят 10 школ из разных мест: Москвы, Ижевска, Губкинского, Перми, Томска, Якутска, Ростова-на-Дону, Тырныауза, Волжского. Общая численность «сетевых учащихся» – более 500 человек.

Их обучение осуществляется на основе идей деятельностного подхода В.В. Давыдова и системно-мыследеятельностной педагогики Г.П. Щедровицкого. Исходя из того, что ведущей деятельностью юношеского возраста является конструирование образов будущего, а основным новообразованием – самоопределение как оформление собственных позиций идентичности (А.А. Попов), мы определили в качестве ведущих педагогических задач: развитие воображения как способности творения гипотез, проектов и программ; овладение свободой и самодеятельностью в сфере исследований и проектирования; овладение способностью осуществлять научную проверку гипотез и практически воплощать проекты и программы.

Основным принципом деятельности сетевой старшей школы (ССШ) можно назвать индивидуализацию образовательного процесса, которая обеспечивается за счет самостоятельного выбора учащимися учебных предметов, форм обучения, дополнительных образовательных услуг, самостоятельного определения тем и направлений творческой, исследовательской и проектной деятельности. Этот выбор оформляется ими как индивидуальная образовательная программа, которая составляется на основе исследования доступных образовательных ресурсов школы, города, сети Интернет. Важным условием индивидуализации учебного процесса является открытость и вариативность авторских программ преподавателей. Организация пространства рефлексии и мыследеятельности (собственно образовательное пространство) обеспечивается прежде всего особой педагогической позицией «тьютор». Предметом тьюторских консультаций является обсуждение с учащимся его образовательных целей и перспектив, его образовательной истории и социального опыта, анализ образовательной деятельности, формулирование осознанного заказа к обучению и подготовке.



Стандартизация тьюторских позиций

Тьютор в ССШ выступает субъектом индивидуальных стратегий и, следовательно, обладает целостным мышлением по поводу того или иного ребенка – «отождествляет себя с воспитанником» (Гордон), и в этом отношении выступает своеобразным «заказчиком образовательного процесса». Пространства его деятельности и функционирования мы обозначаем так:

1.Организация, контроль и помощь в осуществлении режимности (тьютор как организатор);

2.Организация инициирования индивидуальных образовательных интересов (тьютор как фасилитатор);

3.Организация конструирования становящейся идентичности, проектирования и реализации индивидуальных образовательных стратегий и программ (тьютор как коуч). Таким образом, деятельность тьютора в ССШ описывается формулой: тьютор = организатор + фасилитатор + коуч.

Важно, что ССШ сотрудничает с Межрегиональной ассоциацией тьюторов (президент МАТ – Т.М. Ковалева). Многие тьюторы ССШ входят в эту ассоциацию, что повышает профессионализм их деятельности.

И конечно, ССШ не ограничивается наличием персональных тьюторских планов в рамках указанных пространств, но имеет общий план организации сквозных открытых программ дополнительного образования, которые, представляя собой инструмент деятельности для каждого тьютора, одновременно задают целостное образовательное пространство всей ССШ.

При этом тьюторы активно включены в разные учебно-образовательные режимы:

– в учебной деятельности – в качестве преподавателя проектной деятельности;

– в международной программе – в качестве преподавателя исследовательской деятельности;

– в тренингах – в качестве игротехников;

– в дополнительном образовании – в качестве социальных педагогов;

– в индивидуальной работе – в качестве аналитиков и антропотехников.

Формы освоения содержания знаний

Особое место в содержании образования старшей школы мы отводим внеурочным формам организации образовательного процесса. Восвоении содержания предметных областей это: экскурсия, образовательное путешествие, игры-состязания (викторина, конкурсы, математический бой, интеллектуальная игра и т.д.); спортивные соревнования; дидактический театр, тренировки и репетиции, мастерская, консультация, лаборатория, полевые исследования, учебный проект, практики, деловая игра, дебаты, стажировка, аналитические и рефлексивные сессии; выездная школа-интенсив, дистанционное обучение.

Кформам организации внеучебных видов деятельности можно отнести: школьный театр, информационный, пресс-центр, тренинги (психологический, управленческий), студии (художественная, музыкальная, киностудия и т.д.); секции (спортивные), клубы, конференции, научные школьные общества; соревнования, поисковые и научные исследования; общественно-полезные и социальные практики.

Условия реализации образовательной программы

В сетевой основной образовательной программе реализуются следующие условия (задачи):

  1. в образовательный процесс встроены учебно-исследовательская и проектная деятельности, которые,будучи личностно значимыми для старшеклассников, позволяют им наполнить новыми смыслами связи друг с другом и с содержанием учебных предметов как на уроках, так и во внеурочной деятельности;
  2. в образовательном процессе возникают специально организованные места: например, предметно-исследовательский клуб; предметная мастерская и лаборатория; исследовательский урок и позиции взрослого (учитель, методист, ученый);
  3. разработана новая модель учебного (образовательного) плана, позволяющего чередовать урочные и внеурочные формы учебной деятельности, включать в образовательный процесс внеучебные виды деятельности, реализовывать учебный процесс с использованием современных технологий;
  4. введено в жизнь школы нелинейное, динамичное расписание, позволяющее гибко и оперативно реагировать на изменения в образовательном процессе под реальные конкретные образовательные задачи педагогов и учащихся; изменена идеология и технология контрольно-оценочной деятельности всех субъектов образовательного процесса: отныне она ориентирована на экспертный, диагностический и коррекционный характер их взаимодействия;
  5. создана цифровая образовательная среда с возможностью персонификации (учителей, учеников, родителей) и инструментами для формирования портфолио учителя и ребенка (аттестация учителей и внеучебные достижения детей, в том числе их достижения в сфере дополнительного образования).

Система оценки достижения планируемых результатов

Эта система включает в себя две согласованные между собой системы оценок:

  • внешнюю оценку (осуществляемую внешними по отношению к школе службами);
  • внутреннюю оценку (осуществляемую самой школой – обучающимися, педагогами, администрацией).

Внешняя оценка планируемых результатов предполагает набор разных форм и способов предъявления образовательных результатов. Конкретные предметные, образовательные области и формы предъявления результатов определяются самим учащимся на основе предложенных Педагогическим советом ССШ. Школьникам предлагаются несколько форм проведения рефлексии и предъявления своих результатов и достижений в образовании, например:

  1. выполнение мини-проекта по одному из учебных предметов (по выбору учащихся) непосредственно во время итоговых испытаний (подготовка и защита проектной работы может носить рефлексивный или исследовательский характер);
  2. защита реферата (реферат должен носить проблемно-позиционный характер и отражать существо вопроса на основе работы с разными точками зрения по заданной теме);
  3. защита исследовательской или проектной работы, выполненной на протяжении продолжительного времени. Эта работа может носить межпредметный или социальный характер;
  4. творческая работа должна носить оригинальный характер и отражать личные достижения учащегося в одной из образовательных областей;
  5. групповая дискуссия на выбранную тему («дебаты»), которая должна продемонстрировать глубокое понимание учеником обсуждаемой проблемы с опорой на обширный круг аргументов и фактов, отражающих разные точки зрения по обсуждаемой теме.

Возможны и другие формы: выпускной спектакль, персональная выставка художественных работ и т.п.

На подобных «экзаменах» оцениваются две составляющие: сам результат в виде текста (реального продукта) и умение его представить, защитить, ответить на вопросы членов экзаменационной комиссии и других участников экзамена.

Оценка внеучебных достижений

Целью является регистрация широкого спектра достижений ученика – академических и личных – на базе воспитательного и обобщающего оценивания. Спектр элементов регистрации (учета) достижений выходит за академические рамки: это скорее попытка конструктивно осмыслить сумму всех социально и культурно значимых достижений юного человека. Как правило, разные виды внеучебной деятельности связаны с приобретением школьником реального социального опыта деятельности. Обобщая, можно выделить три уровня:

1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;

2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;

3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

Формой накопления как учебных, так и внеучебных результатов и достижений школьников может быть портфолио. Портфолио позволяет информационно зафиксировать индивидуальный прогресс ученика в широком образовательном контексте, документально продемонстрировать (отразить) спектр его способностей, культурных практик, интересов, склонностей.

Итоговыми результатами внеучебных достижений за период основной школы могут быть, например:

  • участие в конкурсах, выставках выше школьного уровня;
  • победа в конкурсах, выставках, соревнованиях;
  • участие в научно-практических конференциях, форумах;
  • авторские публикации в изданиях выше школьного уровня;
  • авторские проекты, изобретения, получившие общественное одобрение;
  • успешное прохождение социальной и профессиональной практики;
  • плодотворное участие в работе выборных органов общественного управления и самоуправления;
  • получение грантов, стипендий, премий, гражданских наград;
  • лидирование в общепризнанных рейтингах.

Таким образом, итоговые результаты обучения в старшей школе складываются из ЕГЭ, внутренних экзаменов и внеучебных достижений выпускника, которые наравне с учебными отражаются в итоговом документе (пока имеющем «доморощенный» характер), в котором фиксируются данные о навыках, успехах в неакадемических сферах и личная характеристика.

Внутренняя оценка планируемых результатов

В основе системы внутренней оценки лежит Положение о модульно-рейтинговой системе организации образовательного процесса на этапе среднего (полного) общего образования (10–11-й класс). Эта система предусматривает: модульную структуру единой основной образовательной программы ССШ; использование зачетных единиц (кредитов) для оценки трудозатрат школьников; использование балльно-рейтинговой системы оценки знаний; участие ученика в формировании своей ИОП; увеличение доли самообучения в образовательном процессе; увеличение гибкости образовательных программ; использование общих педагогических ресурсов для построения отдельных учебных, элективных курсов, дисциплин, модулей и социальных практик.

Рассмотрим некоторые элементы системы более подробно.

Для определения результатов образовательного процесса в ССШ используется балльно-рейтинговая оценка – как показатель успешности освоения основной образовательной программы на момент проведения рубежа текущего контроля и завершения обучения в старшей школе. На первых уроках любого предмета учащиеся получают «таблицу трудозатрат». Им предоставляется возможность выбрать те виды работ, выполнение которых будет предъявлено на оценку учителю. Здесь – несомненный плюс как для учащихся, так и для учителя, потому что у старшеклассника есть возможность показать себя с лучшей стороны, не берясь за все виды работ, но зато пробуя себя в том, что получается пока не столь хорошо, но что уметь делать необходимо для дальнейшей профессиональной деятельности. Надо набрать в общей сложности не меньше установленного минимального количества зачетных единиц (баллов) по учебному предмету. Правда, в зоне риска оказываются те учащиеся, которые всегда учились хорошо, выполняли все требования, а теперь, в стремлении заработать как можно больше кредитов, берутся за все сразу, что в итоге приводит к «хроническим недосыпам и усталости». Такой подход позволяет старшекласснику осуществлять не просто выбор учебных предметов для дальнейшей профессиональной деятельности и сдачи ЕГЭ, но и дает право выбора педагогов, у которых ему хотелось бы изучать тот или иной предмет (можно изучать литературу с учителем из Ижевска, географию – из Москвы, физику – из Томска), а также выбор способов и форм изучения той или иной дисциплины (при этом разные формы могут идти под руководством разных педагогов). К сожалению, в этом году старшеклассники имели возможность в основных предметах выбирать только из «своих» педагогов. Главный тормоз здесь – порядок оплаты учительского труда. Нужно менять нормативно-правовую базу под уже принятый новый Закон об образовании в Российской Федерации. В новом 2015–2016 учебном году выбор учащимися педагогов уже выйдет за пределы собственной школы.

Итак, что такое Сетевая старшая школа?

Проект ССШ является альтернативой существующей с 2001 года профильной старшей школы и представляет собой сетевое взаимодействие (интеграцию образовательных ресурсов) разных школ в целях организации кооперативного кредитно-модульного обучения (учения) на основе индивидуальных образовательных программ старшеклассников.

Основным вызовом, на который отвечает данный проект, мы видим несоответствие запроса потребителей образовательных услуг старшей школы тем формам, содержанию и способам взаимодействия, которые им предлагаются в рамках традиционного образовательного учреждения (ОУ). Устаревшая классно-урочная система не позволяет решать задачи возрастного развития, обедняет возможности использования многообразного ресурса, представленного в открытом образовательном пространстве, не работает с образом ближайшего будущего. Актуальной тенденцией развития старшей школы, закрепленной ФГОС нового поколения, считаем создание индивидуальных образовательных программ (ИОП). Подчеркнем, что основной трудностью, на преодоление которой направлен проект, является построение практик обнаружения запросов и намерений участников образовательного процесса и поиск новых форм их совместной деятельности.

В ближайшей перспективе ССШ – добровольное объединение образовательных и общественных, научных организаций (ОО) и физических лиц, активно поддерживающих образование старшеклассников в формате индивидуальных образовательных программ и реализующих сетевую основную образовательную программу среднего общего образования.

В отличие от существующих дистанционных и заочных школ в сетевой старшей школе INDI ученик сам определяет содержание своего образования, сам (или с помощью тьюторов) оформляет свой образовательный запрос, сам ищет образовательные ресурсы и строит свою образовательную программу.

Поэтому миссия проекта – дать возможность каждому старшекласснику построить свое образование.

Цель проекта: содействовать обновлению форм и содержания общего образования старшей школы на основе сетевого взаимодействия передовых ОУ и их интеграции в открытое образовательное пространство.

Его задачи:

  • создание площадок (как дистанционных, так и контактных) и сообществ для обеспечения опыта образовательной самоактуализации, самоопределения и самореализации участников проекта;
  • объединение учебных, кадровых и средовых ресурсов ОУ для расширения образовательных возможностей учащихся и профессиональных возможностей педагогов;
  • поддержка формата индивидуальной образовательной программы (ИОП) учащихся – представителей разных ОУ – в ходе сетевого взаимодействия и в открытом образовательном пространстве;
  • реализация тьюторского сопровождения образовательной деятельности участников проекта, обеспечение супервизии практики тьюторов экспертами МТА;
  • организация опытных лабораторий/мастерских педагогов по разработке новых учебных курсов, их методическое и экспертное сопровождение;
  • разработка финансово-юридической схемы обеспечения сетевого взаимодействия ОУ.

Приглашаем школы РФ к сотрудничеству. Наша ССШ открыта для всех заинтересованных образовательных организаций!

Социальные комментарии Cackle