Газета для родителей и учителей
Издаётся с 2003 года
вести образования
18+

Архив Видео Фото № 12 (121) от 9 июля 2015 г. Подписка Редакция Контакты
1463714636146411463014634146331463214635146271463114640146391463814626

проректор по развитию ГОУ ВПО «Московский государственный областной университет»
Павел Рабинович

Точка опоры

Среда неизбежной успешности

Начну, пожалуй, с забавно-печальной шутки: «Наша школа из XIX века, учителя – из XX, а ученики – из XXII»…

Отрадно, конечно, что новые образовательные стандарты хотя бы в самом общем виде обозначили путь к исправлению этой ситуации. Но сразу хочется конкретизировать. И тогда станет понятно, что одним из важнейших направлений деятельности школы выступит ориентация ребят на естественно-научное и инженерно-техническое образование. Почему? Потому что во всех развитых странах именно его обладатели составляют элиту среднего класса. Проблема же в том, что наши дети, очень любящие помечтать о своей будущей достойной жизни и положении в обществе, не слишком-то смотрят в эту сторону.

Дело, как говорится, за малым: создать условия для формирования технического мышления будущих инженерных кадров. Для этого с раннего возраста в системе дошкольного, общего и дополнительного образования должна начаться исследовательская и проектная деятельность, увлекательное и углубленное изучение естественных наук, математики, информационных технологий, научно-технического творчества, сетевое проектное взаимодействие и тематический отдых. Пусть в детском саду и школе ребенок, играя, ломая, конструируя, изучая, ошибаясь, решая, моделируя и всё более увлекаясь, получал бы академические и практические знания, вырабатывал технологические компетентности, формировал мотивацию к инженерным профессиям и уже с таким багажом осознанно приходил в вуз.

На основе собственного опыта модернизации и создания образовательных организаций берусь утверждать, что эта цель достижима – при наличии желания, правильного целеполагания и оптимизации ресурсов. И в этом – профессиональный и гражданский вызов всем: администрации, педагогам, обучающимся и их родителям.

Так что же и как делать?

Ответ предлагается такой: современным детям необходимы новые формы организации образовательной деятельности, развивающие инициативность, критическое мышление, способность к нестандартным решениям под девизом «Исследовать – действовать – знать – уметь». Поэтому мы говорим о создании в организациях общего, дополнительного и профессионального образования мотивирующей интерактивной среды развития технологической компетентности» (далее – «среда»). Она формируется как интерактивное образовательно-музейное пространство, позволяющее детям учиться и развиваться, исследовать, действовать, ломать, строить, творить и создавать.

Мотивация к познанию и выбору инженерных профессий достигается за счет использования исследовательских и имитационных практик, а также различных видов значимой деятельности, а интерактивность среды обеспечивается использованием интерактивных экспонатов, лабораторного и демонстрационного оборудования, интерактивного программного обеспечения, электронного образовательного контента, а также активных форм организации образовательного процесса, исследовательской и проектной деятельности детей.

Среда подразумевает также максимально эффективное применение ресурсов и технологий техносферы образовательной организации [А.Г. Асмолов, И.И. Калина, П.Д. Рабинович] и содержательное использование ее коридоров, рекреаций, залов, классов и прилегающей территории. Не говорю об очевидных тематических экспозициях по краеведению, истории науки, научному направлению, жизни замечательных людей, ребусах и пр. Но ведь можно покрасить стены специальной краской, позволяющей свободно писать и стирать маркерами или мелом, чтобы дети могли в свободном формате обсуждать идеи, творчески проявлять себя, коллективно внеурочно решать задачи и пр. «Внекабинетное» пространство можно с успехом использовать для организации научных квестов (размещать указания, задания и пр.), стены рекреаций и переходов идеально подходят для примеров оптических иллюзий, справочной и другой полезной и увлекательной информации. В рекреациях удобно размесить интерактивные экспонаты, иллюстрирующие различные научные явления и позволяющие в игре побуждать формировать вопросы типа «а как это работает?», «а что будет, если?» и пр. Экспонаты можно закупать, делать своими руками (в том числе на занятиях по технологии), а также вынеся из кабинетов часть демонстрационного лабораторного оборудования (например, редко используемого). А задача педагога на занятии – подхватить этот интерес и, привлекая научные знания, показать природу явления, поставить новые задачи для самостоятельных детских экспериментов. При этом экспозиции в коридорах и рекреациях лучше делать сменными (периодически, в соответствии с календарем мероприятий и пр.). Даже расписание занятий может выглядеть совершенно нетрадиционно, если каждый коридор школы представлен как тематическая улица (проспект, переулок), а кабинеты – номера домов. Тогда и физика у 9-го «а» будет проходить не в 29-м кабинете, а на «проспекте Ландау, 29», например. А учебники можно будет получить не в библиотеке, а в «сокровищнице знаний» и пр. Отдельно каждый элемент прост, но системное использование простых приемов позволяет кардинально изменить образовательное пространство.

Современное учебное, лабораторное и демонстрационное оборудование (в том числе и отечественных производителей) позволяет проводить комплекс непрерывных образовательных мероприятий (в детском саду, начальной, основной и средней школе) по естественным наукам, инженерному делу, математике, инженерной графике и др. Уже с дошкольного возраста дети получают возможность наглядно изучать свойства и явления природы, самостоятельно проводить экспериментальные опыты в игровой форме, развивать навык постановки цели и ее достижения. Среда помогает детям приобрести навыки командной работы, коммуникации, управления проектами, генерирования идей.



Рисунок 1. Эксперименты для самых маленьких
Рисунок 1. Эксперименты для самых маленьких

Образовательный процесс в среде строится на принципах «обучение через игру», «обучение как открытие», «обучение как исследование», «вовлечение в процесс познания» и «конструирование своего будущего». Активно используются сетевые формы образования и реализации распределенных проектов («исследовательский центр», «конструкторское бюро» и др.). Среда нацелена на формирование таких важных компетенций, как понимание концепций, операций и отношений; навыки гибкого и аккуратного выполнения операций; способность формулировать, представлять и решать проблемы; логическое мышление, рефлексия, объяснение и аргументация; склонность рассматривать предмет как разумный, полезный и ценный наряду с верой в собственную эффективность. Основными образовательными направлениями являются: занимательное и/или углубленное изучение физики, математики и других дисциплин естественно-научного цикла, инженерная графика, информационные технологии, цифровое проектирование и конструирование, робототехника, 3D-визуализация и предметное погружение, прототипирование, нанотехнологии, основы электротехники и мехатроники и другие (в зависимости от конкретных задач образовательной организации).

Коллективом авторов под руководством д.ф-м.н., профессора А.П. Афанасьева разработаны модель, методическое и контентное обеспечение среды, а также алгоритмы ее создания в образовательных организациях общего, дополнительного и профессионального образования. Основная идея подхода заключается в интеграции существующих в образовательной организации разрозненных ресурсов и приобретения новых, необходимых и достаточных, использовании деятельностных форм организации образовательного процесса, стимулирования активной исследовательской позиции обучающихся, а также соответствующей подготовки педагогических кадров.

Формирование среды осуществляется по функционально-модульному принципу, позволяя группам детей во время одного занятия заниматься различными проектами и выполнять индивидуальные задания (в соответствии с индивидуальной образовательной траекторией). Функциональный модуль может размещаться в отдельном помещении (занимать его полностью или частично), а также совместно с другими функциональными модулями (в мультифункциональных помещениях). Некоторые функциональные модули могут быть в мобильном исполнении (например, передвижной планетарий, передвижная нанолаборатория и другие).

Рисунок 2. «Нанотрак» – передвижной учебный класс «Нанотехнологии и материалы»
Рисунок 2. «Нанотрак» – передвижной учебный класс «Нанотехнологии и материалы»

Набор функциональных модулей для формирования среды подбирается с учетом задач образовательной организации, ее специализации, перспектив развития, необходимости интеграции с академическими и бизнес-партнерами (колледжи, высшие учебные заведения и т.д.). Авторами разработано более 100 функциональных модулей, среди которых: интерактивный музей науки, экспериментальная лаборатория дошкольника, лаборатория образовательной робототехники и основ мехатроники, лаборатория инженерной графики, 3D-визуализации и предметного погружения, лаборатория цифрового производства, астрономический комплекс, центр современных медиатехнологий, лаборатория высоких технологий и др.

Рисунок 3. Интерактивные экспонаты
Рисунок 3. Интерактивные экспонаты
Рисунок 4. Экспериментальные лаборатории для дошкольников
Рисунок 4. Экспериментальные лаборатории для дошкольников
Рисунок 5. Экспериментальные лаборатории
Рисунок 5. Экспериментальные лаборатории
Рисунок 6. Цифровое моделирование
Рисунок 6. Цифровое моделирование
Рисунок 7. Образовательная робототехника
Рисунок 7. Образовательная робототехника
Рисунок 8. Школьники печатают на 3D-принтере
Рисунок 8. Школьники печатают на 3D-принтере

Среда подразумевает наличие производственных функциональных модулей, что позволяет обучающимся заниматься промышленным дизайном, программированием, конструированием и прототипированием, организовать собственное опытное производство и реализовать технологические проекты, создавать «почти все» из «практически ничего». Создаются условия для привлечения в образовательную организацию представителей науки, студенчества, учащихся других школ для совместного выполнения научно-исследовательских и практико-ориентированных проектов, быстрого перехода от идей к их практической реализации, решения технологических задач, привлечения инвестиций и внебюджетных средств.

Важными особенностями среды являются ее мультифункциональность и вариативность, позволяющие на практике реализовать непрерывность познавательного и образовательного процессов. Занятия с использованием среды могут организовываться в стенах образовательной организации и за ее пределами (в форме выездных мероприятий и тематического отдыха детей). В частности, кружковая (факультативная) работа зависит от возраста обучающихся, однако даже самые маленькие дети при должном программном и методическом сопровождении могут использовать средства информационных технологий для познавательных целей. Освоение цифровых лабораторий в старшей школе проводится в виде небольших учебных исследований, в ходе которых обучающиеся собирают экспериментальные установки из готовых деталей и средств измерения. Обучающиеся учатся формулировать выводы на основании проведенного эксперимента, обосновывая их полученными данными. Наиболее сложный вид деятельности для педагогов и обучающихся – выполнение индивидуальных и групповых проектов, включающих исследовательскую часть и элементы инженерных разработок. Такой проект имеет целью создание реального продукта и требует координации работы разных участников. При конструировании установки для эксперимента и создании конечного изделия периодически возникает потребность создания дополнительных деталей, что ведет к необходимости знакомства с элементами разработки чертежей, использования компьютерных программ и 3D-принтера в инженерных целях. Такой подход продуцирует конвергенцию учебных дисциплин.

Эффективной формой организации образовательного и познавательного процессов является школьное научное общество – добровольное объединение обучающихся, которые стремятся усовершенствовать свои знания в определенной отрасли науки, техники, искусства, усвоить навыки научно-исследовательской, опытно-экспериментальной и творческой деятельности, а также хотят расширить свой научный кругозор под руководством учителей и специалистов школы. Школьное научное общество организовывает свою работу по определенным секциям, например: математика, иностранные языки, информационные технологии, робототехника, литература и лингвистика, психология, социология, химия, история и обществознание, биология и медицина, астрономия, физика, экология, современные медиа и другие.

Просветительская и образовательная работа с детьми в рамках выездных научно-технических школ, тематических смен и лагерей на специализированных площадках является одним из мощнейших инструментов мотивации к техническому творчеству, развитию технологических компетенций. В выездных мероприятиях через активное участие в игре каждый участник получает возможность примерить на себя роли, соответствующие разным профессиям в инженерно-технической сфере: энергетика, инженера, конструктора, электрика, робототехника, изобретателя, автоматика и пр. После проведенных таким образом профессиональных проб участник программы сможет выбрать из множества профессий наиболее близкую себе, ту, в которой он может реализовать себя как специалист и как личность. Такой метод является наиболее действенным в области профессионального самоопределения.

Рисунок 9. Выездной экологический практикум
Рисунок 9. Выездной экологический практикум
Рисунок 10. Занятие в секции астрономии
Рисунок 10. Занятие в секции астрономии

Изложенные положения апробировались и внедрялись в субъектах Российской Федерации при создании центров научных открытий, центров мотивации к познанию и техническому творчеству, передвижного учебного класса «Нанотехнологии и материалы», высокотехнологичных лабораторий, а также в ходе подготовки кадров в области инновационных образовательных технологий, реализации конвергентного непрерывного образования и выездных образовательных практик для детей и подростков, формировании условий и методической поддержки внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

В заключение хотелось бы отметить, что создание мотивирующей интерактивной среды является не следствием серьезных финансовых инвестиций, а прежде всего итогом творческого альянса детей и родителей, педагогов и администрации, системного подхода к ее созданию и оптимизации ресурсов. Среда может быть создана при минимальном привлечении денежных средств, но максимальном желании изменений. Придется перестраиваться педагогам и администрации, повышать квалификацию, изучать передовые образовательные практики, тратить свое свободное время.

Зато в результате – горящие глаза детей, возможность их самореализации, интерес к познанию и стремление к развитию.

В результате – неизбежность успеха!

Социальные комментарии Cackle