Газета для родителей и учителей
Издаётся с 2003 года
вести образования
18+

Архив Видео Фото № 16 (125) от 1 сентября 2015 г. Подписка Редакция Контакты
1459314592145911459014589145881458714586145851468114584


Последнее требование к современному уроку

К первым двум требованиям –

Рабочего шума и Легкого недопонимания –

Могу добавить еще: урок должен чем-то закончиться.

Возвращаясь к сказке, «которую придумал народ» –

Ясно, что закончиться он может либо

Игрой – когда сыграют то, что прочитали, либо

Сочинением свой сказки – мы ж тоже народ! –

Про Волка, Лисичку и Ежика.

Двойной смысл видится в этом.

Во-первых, мы не просто изучаем, проходим и сдаем –

А делаем разные полезные вещи,

Сказку, допустим, можно показать ученикам первого класса.

Такая работа имеет значение – она «что-то значит»,

Мне кажется это достаточным аргументом.

Это была «польза для других», теперь – «польза для себя»:

Только делая что-то, можно научиться этому,

Это основа, наверное, «деятельностного подхода».

Чтобы по-настоящему сыграть сказку, надо не просто

Прочитать ее по ролям и выучить текст –

Надо понять, как читать слова Лисички и Волка,

Где быстро, где медленно; где серьезно, где шутя –

Надо понять, одним словом, текст сказки.

«Сделать» можно, только ответив на те самые

Умные вопросы и разрешив недопонимание:

Придуманная детьми сказка и будет нашим ответом.

Мы научились на уроке такому «приему» или «методу»,

Овладели «инструментом», как говорят

Последователи Эльконина и Давыдова –

Что и позволило нам написать сказку или еще что-нибудь.

Одним словом: урок должен чем-то закончиться,

Мы что-то должны сделать –

Такой вот деловой подход.

* * *

Ездили в Псков:

Бегали по городу, рисовали церкви, по вечерам обсуждали –

Кончилось тем, что каждый нарисовал

Церковь, которую бы он построил в городе Пскове.

Читали Конфуция про Сыновнюю почтительность,

Верность учению, Ритуал и Человечность –

Итоговым заданием было написать две строчки

От лица Конфуция как бы:

Кого можно назвать почтительным сыном…

Читали Рабле, главу о том, как учился Гаргантюа

И что он делал в дождливую погоду:

«Напишите, как Понократ преподавал бы физику и химию

В Лицее “Ковчег”».

Слушали Юлия Кима «Бесконечное танго»:

Про Амазонку, Антарктиду и Гонолулу.

«На перемене задание: написать по куплету в продолжение».

А еще слушали Брассенса на французском языке:

Elle est a toi, cette chanson:

В конце урока будем петь на лестничной клетке!

Разбирались с карикатурами «Шарли Эбдо» –

Домашним заданием было нарисовать карикатуру

На власть – например, на директора школы.

Делать что-то:

Рисовать, писать, петь – только так можно понять что-то.

Как учат нас Эльконин и Давыдов,

Учебный труд имеет продукт и результат:

Продукт – то, что можно трогать руками,

А результат – это в голове, новые связи клеток.

Или, как ранее говорили об этом китайцы:

Услышал – забыл,

Увидел – запомнил.

Сделал – понял.

Рустам Курбатов

Социальные комментарии Cackle